Эффективные формы , методы и средства современного урока географии. Формирование УУД. Мастер-класс


Эффективные формы, методы, средства современного урока географии. Формирование УУД(мастер-класс)из опыта работыучителя географии МОБУ СОШ №15 МО Кореновский районДуниной Татьяны Сергеевны «Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ»Ю.А. Конаржевский МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ1) Объяснительно-иллюстративный2) Репродуктивный3) Проблемного изложения4) Частично-поисковый5) Исследовательский Формы учебной деятельности учащихся на уроке Фронтальная работаДостоинства фронтального опроса:мобильность; экономия времени;охват большинства учащихся класса активной работой. Недостатки фронтального опроса:ответы каждого ученика не развёрнутые, а фрагментарные, и лишь активное участие, напряженная, внимательная работа на протяжении всего времени опроса обеспечивает ученику цельную картину проверяемого материала;невозможно основательно выявить качество знаний отдельного ученика. Индивидуальная работаУстный ответРабота на карточках Выполнение заданий на компьютереИндивидуальная работа Интерактивное тестирование с результатамиИндивидуальная работа Подготовка проектовИндивидуальная домашняя работаСоздание презентацийСоздание макетов Работа в парах Взаимопроверка тестовых заданий, устных и письменных ответов Проверка номенклатуры по карте атласа ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРНОЙ РАБОТЫНачинаю со знакомства с правилами общения: как сидеть за партой, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, учу при разговоре смотреть на собеседника, тихо говорить в паре, называть товарища по имени. При оценке работы пары подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по уровню развития интеллектуальных способностей (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективной будет совместная работа пары из двух слабых учеников с низким уровнем самоорганизации – им нечем обмениваться друг с другом. Детей, которые отказываются работать вместе, не принуждаю к общей работе. Если кто – то пожелал работать в одиночку, разрешаю ему работать самостоятельно. Не делаю публичные замечания. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Но при этом следует её регулировать. Групповая работаПринцип работы в группе состоит в передаче учащимся функций, выполняемых учителем: информационных, организационных, контроли-рующих и частично оценивающих. Процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы. Варианты комплектования групп Задания для выполнения практической работыпо теме «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт» (5 класс)
Мозаичная группа («Пазлы») Класс делится на группыГруппы объединяютсяГруппы изучают части темыДелается обобщение Задания для групповой работы по теме «Хозяйство Поволжья» (9 класс)

Географические игрыКомандная игра по теме «Атмосфера»Командная игра «Знатоки Северной Америки» Групповая форма организации работы имеет немало достоинств, однако есть в ней и некоторые трудности. «Минусы»«Плюсы» Виды работ и методические приемы работы с учебником по формированию познавательных УУД{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Воспроизведениеактуализация опорных знаний (с помощью вопросов в начале текста)чтение и пересказвыборочное чтениецитированиеконспектированиетезированиекомментированное чтениеЛогико-структурный анализделение текста на смысловые блоки (логические части)выделение главной мыслисоставление плана (простого и сложного)изложение текста по планунахождение в тексте понятий и терминовподбор текста к иллюстрации и иллюстрации к текстусоставление с опорой на текст классифицирующих и систематизирующих таблицаннотирование и рецензирование текстасоставление логико-структурных схемсамостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами в учебникеформулирование прогностических суждений на основе текста (внетекстового компонента) Виды работ и методические приемы работы с учебником по формированию познавательных УУД{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Поиск объясненийНахождение в тексте слов-связокВыделение в тексте причин и следствийНахождение в тексте черт сходства и различийПостановка вопросов к текстуНахождение прямых и следующих из контекста ответов на вопросыХарактеристика объектов, процессов и явлений по текстовым картам, картосхемамПриведение доказательств из текста, карты, иллюстрации, статистической таблицыПодтверждение выводов примерами (статистическими данными)Творческая деятельностьсоставление опорных конспектов, обобщающих схем, визитной карточки территориимоделирование текста на контурную картунанесение на контурную карту объектов номенклатурырисование на основе текстанаписание стихотворенийподбор описаний к иллюстрациям (из дополнительных источников), составление коллажейподготовка и осуществление проекта и т.д. Виды работ и методические приемы работы с учебником по формированию регулятивных УУД{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Обучение алгоритму деятельностиОриентирование в структуре учебника, анализ условных обозначенийОрганизация работы с форзацамиНахождение необходимой информации (раздела, темы) по содержаниюСоставление плана действий и сопоставление с планом в учебникеОтбор необходимых источников информации с использованием материалов учебникаОрганизация сравненияОрганизация самостоятельной деятельности учащихся с использованием вопросов и заданий учебникаСравнение результатов деятельности с информацией в учебникеОпределение темы и целей проекта Виды работ и методические приемы работы с учебником по формированию коммуникативных УУД{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Общение в учебных ситуацияхОтветы на обобщающие вопросы в парахПодтверждение собственной позиции фактами из учебникаОбсуждение материалов учебника, обмен мнениямиСравнение информации учебника с другими сведениями, интерпретация, формулирование собственной позицииКоррекция собственной точки зрения в результате уточнения по материалам учебникаОрганизация речевой деятельностиПодготовка сообщения по материалам учебникаПодготовка к коллективному обсуждению, конференцииОтбор аргументов и формулирование контраргументовПроведение поискового чтенияПодготовка к групповой работе Виды работ и методические приемы работы с учебником по формированию личностных УУД{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Личностно – ориентированная деятельностьОценивание информации, представленной в учебникеОбъяснение информации учебника, содержащей ценностные стимулыОпределение правил поведения, подтверждение фактамиСравнение точек зрения (концепции, учения, теории)Объяснение собственной точки зрения Приёмы смыслового чтения учебных текстов1. Сплошное чтение2. Выборочное чтение3. Комментированное чтение4. Беглое чтение5. Сканирование6. Аналитическое чтение7. Предварительное чтение8. Повторное чтение ТУНДРАРешаемая учебная задача: найти в тексте 10 несоответствий. Тундра- очень интересная природная зона, хотя на первый взгляд и неприветливая. Зимой все обитатели где-то прячутся – сразу и не заметишь. Конечно, если долго не шевелиться, то можно заметить песца: на фоне ослепительного белого снега он в своей темной шубе хорошо виден. Как только взойдет холодное декабрьское солнце, так и начинает эта полярная лисичка охотиться на леммингов – грызунов, живущих в своих норах под снегом. Очень старается песец: есть на морозе хочется и нужно успеть до темноты, потому что ночью леммингами займётся полярная сова, а она не любит конкурентов. Все в тундре зимой хотят есть и добывают корм, как умеют. Северные олени роют копытами снег, чтобы достать «олений мох» – карликовый кустарник с маленькими листочками. Полярный волк ходит вокруг стада олений, чтобы утащить кого-нибудь. Безопасней всего – оленёнка или олениху: у них нет рогов, не то, что у самца! Но вот наступает весна, а затем и лето, и тундра оттаивает, зацветает под яркими красками северного сияния. Появляются шмели. В воздухе толкутся мириады комаров. Вслед за насекомыми прилетают стаи летучих мышей. Им сейчас раздолье! Только леммингам опять не везёт: мало того, что и песцы, и совы, и горностаи, и даже волки их преследуют, так вот теперь ещё и гадюки проснулись… А если вдруг лось нечаянно наступит своим тяжёлым копытом! Как тут уберечься! Но быстротечно арктическое лето… Глядь, а уже потянулись на юг, в Антарктиду, гагарки и чистики: там зима как раз кончается. Самостоятельное смысловое чтение текстаПроверьте правильность выполненного задания1. Подавляющее большинство песцов зимой имеют белую окраску. Встречаются и слегка окрашенные формы, но это, скорее, исключение.2. В декабре в северной тундре полярная ночь и солнце над горизонтом не появляется вообще.3. Полярная (белая) сова – строго дневная птица, ночью не охотится.4. «Олений мох» (ягель) не кустарник, а лишайник.5. У северного оленя, в отличие от других оленей, рога есть не только у самцов, но и у самок.6. Северное сияние в полярных широтах наблюдается только зимой.7. Летучих мышей в тундре не бывает никогда.8. В тундре вообще не бывает пресмыкающихся, в том числе и гадюк.9. Лось в тундру не заходит, это лесной зверь.10. Гагары и чистики живут только в Арктике. В Южном полушарии, а значит и в Антарктик, их не бывает.
Использование общегеографических картПриём «Стороны горизонта»Пример 1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.Пример 2. Расположите горы мира  с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.Пример 3. Расположите реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена. Пример 4. Приведите примеры географических объектов, расположенных в северном и южном полушариях, западном и восточном полушарии. Использование топографических картПриём «Найди меня»Пример. Я нахожусь на ЮВ от (условный знак «Сельский населенный пункт») Марфино. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак «Узкие полосы леса»). С трёх сторон моё местоположение окружено (условный знак «Автодорога»). Итак, я нахожусь (условный знак «Клуб»). Назовите населенный пункт, в котором он расположен и его количество жителей. (Задание составлено с использованием карты атласа «География. 6 класс» издательств Дрофа, ДИК; стр. 6) Использование политических картПриём «Найди лишнее»Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю, остальные имеют морские порты).Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция (Албания находится в Европе, остальные - в Азии).Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия -маленькое по размеру государство, остальные - большие).Пример 4. Индонезия, Филиппины, Япония, Алжир, Великобритания (Алжир - государство, расположенное на материке, остальные - государства-архипелаги) Пример 1. Обозначение на контурной карте отмеченные цифрами крупные страны Азии и их столицы.17961085432Саудовская Аравия ТурцияИранИндия Казахстан АфганистанМонголия Япония Китай ИндонезияТегеранЭр-РиядАнкараКабулАстанаУлан-БаторТокиоПекинНью-ДелиДжакартаответИспользование контурных карт





МысОкеанЗаливМысТечениеМысМореОкеанТечениеМыс14106378295 Пример 2. Нанесите на контурную карту все указанные цифрами объекты географического положения Южной Америки Использование контурных карт




МысОкеанЗаливМысТечениеМысМореОкеанТечениеМыс14106378295ГальинасКарибскоеПариньясКабу-БранкуБразильскоеАтлантическийТихийПеруанскоеЛа-ПлатаФроуардПроверьте правильность выполнения заданияИспользование контурных карт




Пример 2. Определите страны по контуру, подпишите их названия 11. Саудовская Аравия2.Индия23. Казахстан344.Иран55.МонголияИспользование контурных карт


Пример. Подпиши крупнейшие реки РоссииИспользование интерактивных контурных карт Групповая форма работы с географической картойПриём «Географическая почта»Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями контуров различных географических объектов (островов, озер, государств и т.д.). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам. Приём «Ранжированный ряд»Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких (или от самых высоких к самым низким): Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Пример. Найдите на карте названия стран Евразии, которые начинаются на буквы: Групповая форма работы с географической картойПриём «Кто больше?»

Парная форма работы с географической картойПриём «Согласен, не согласен»{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F} 1.Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии  2.Пролив Магеллана находится южнее, чем пролив Дрейка  3.Западная часть Южной Америки — равнинная, а на восто­ке материка протянулась огромная горная цепь — Анды  4.Высшая точка Южной Америки — гора Аконкагуа — на несколько метров выше 7 км  5.Название «Анды» в переводе с языка инков означает «се­ребро»  6.В Южной Америке представлены все типы климата, начи­ная с экваториального и заканчивая субантарктическим  7.Со стороны Атлантики Южная Америка омывается теплыми течениями, а со стороны Тихого океана — холодными  8.Амазонка — самая полноводная река в мире  9.На реке Амазонке, на расстоянии более 1 тыс. км от побе­режья Атлантического океана, расположен морской порт  10.В южноамериканских саваннах практически нет деревьев Пример. Парная форма работы с географической картойПример. Один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Индивидуальная форма работы с географической картойПриём «Что такое? Кто такой?» Пример. Объяснить географическое название и показать объект на карте.1.Титикака                                  5.Маракайбо2.Анхель                                     6.Игуасу3.Бразилиа 7.Амазонка4.Аконкагуа                                Приём «Проверка номенклатуры»Пример. Ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места. Пример. Подпиши крупнейшие равнины РоссииИндивидуальная форма работы с интерактивными картами Фронтальная форма работы с географической картой1. Горы Атлас2. Горы Капские3. Горы Драконовы4. Нагорье Эфиопское5. Нагорье Тибести1098766. Нагорье Ахагар57. Котловина Чад48. Котловина Конго39. Котловина Калахари210. Восточно-Африканское плоскогорье1Пример 1. На доске записаны названия основных форм рельефа Африки, проставлены порядковые номера ответов для 1 и 2 варианта. Учитель показывает на карте формы рельефа в определённом порядке. Учащиеся делают записи цифрами. Если не знают названия, то ставят прочерк. Для проверки учитель использует ключ:1 вариант: 246358101792 вариант: 97586311042 Фронтальная форма работы с географической картойПример 2. Приём «Раздели слова на группы» Задание дается в виде списка, который необходимо разделить на группы. Количество групп не указывается, их может быть несколько. Чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д. 1) Демонстрация презентаций учителем и учащимися2) Демонстрация видеоуроков3) Просмотр учебных видеофильмов, видеофрагментов4) Работа с интерактивными картамиВыполнение практических и контрольных заданий из электронных приложений к учебникам, из мультиме- дийных учебников, из материалов сайтов ЕК ЭОР, ФЦ ИОР, дисков, авторских тестов и тренажеров6) Выполнение заданий для подготовки учащихся к ГИА 7) Защита проектов учащимися  Направления работы на уроках географии с использованием ЭОР Видеоуроки можно успешно применять для объяснения нового материала, повторения и закрепления. Они идеальны как при групповой, так и для индивидуальной работы. Видеоуроки излагают материал доступным и понятным языком, поэтому подойдут практически для всех детей в классе. Использование видеоуроков в учебном процессе Вопросы к фрагменту видеоурока «Погода. Климат»В какой стране и когда появилась первая сеть метеорологических станций?В какой период в России возникла первая метеорологическая сеть?Какие приборы имеются на метеостанции?Что такое погода?Из каких элементов состоит погода?Почему изменяется погода?Что такое воздушные массы?Изменение какого элемента погоды приводит к быстрой её смене?Как изменится погода в России при вторжении на её территорию воздушных масс с Северного Ледовитого и Атлантического океанов?10) Как синоптики предсказывают погоду?11) Какие выделяют типы погоды?12) Какой показатель лежит в основе выделения типов погоды?13) Как называются карты, которые дают наглядное представление о состоянии погоды в данный момент?14) По каким признакам люди предсказывали погоду до существования метеостанций?15) По каким народным приметам можно судить изменение погоды?16) В каких городах расположены Всемирные метеорологические центры?
Электронные приложения к учебникам, интерактивные дидактические материалы



Степень эффективности применяемых форм, методов и средств в обучении Правила на каждый день, которые помогут учителю:я не источник знаний на уроке , а организатор урока и помощник ребят;ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; исключение из лексикона слов «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого - предложения: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все;на каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её;самое главное –эмоциональный настрой учителя: «Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей»; если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или с учителем, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, у ребенка урок не оставил следа.