Статья на тему: Обучение иноязычной культуре при использовании на уроках мультимедийных презентаций.

Обучение иноязычной культуре при использовании на уроках мультимедийных  презентаций.
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями.
Последнее не особенно легко дается учителю – стажисту, давно сошедшему со студенческой скамьи, хотя имеется немалый опыт и знания. Легче это получается у молодежи. Да и по моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках и, тем более, проводить интегрированные уроки с учителем информатики. Здесь важен внутренний «драйв», который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель–предметник должен владеть информационной компетентностью, т.е. системой «компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально детерминированной информации». Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя. Но, применив на уроке информационные технологии, я уверена, он будет применять их снова и снова. Более того, я считаю, что степень готовности учителя к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности является одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя. Подход к обучению будет изменяться, если смогут измениться учителя, сначала некоторые, затем многие. Главное – чтобы они сами создавали условия для изменения. Потому что никто другой не зайдет за них в класс и не сделает этого. Кстати, если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. Практика преподавания иностранных языков в средней школе свидетельствует о том, что усвоение предмета осуществляется значительно легче и быстрее, если оно подкреплено различными видами учебной деятельности, представляющими интерес для учащихся. Следовательно, поиск таких видов деятельности и их организация, создание условий для естественного заинтересованного усвоения языка – важнейшая задача учителя. Личный опыт в этом направлении показывает, что наиболее продуктивными и привлекательными, с точки зрения школьников, видами деятельности оказываются те, которые не только развивают речевые возможности и расширяют кругозор, но и стимулируют их творческую активность. И вот здесь на помощь приходят информационные технологии. Возможности использования компьютерных технологий безграничны. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Выбор темы моего, пускай еще маленького опыта, не случаен, компьютерные технологии и урок иностранного языка актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ и в первую очередь внедрение презентаций в структуру урока потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы и вместе с тем позволило ощутить радость от того, что создание таких презентаций доставляет удовольствие не только мне, но моим ученикам. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Использование информационных компьютерных технологий расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, повышает эффективность урока, делает его ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Это и облегчает работу учителя и вызывает огромный интерес у учеников, повышает их мотивацию, предлагает простые и удобные средства для решения широкого круга задач, предоставляет учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка.
(слайд 4) Использование на уроках иностранного языка компьютерных презентаций позволяет реализовать коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Чуть подробнее остановлюсь на этих аспектах.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ) АСПЕКТ (слайд 5) Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся из всего многообразия поисковой информации о разных сторонах действительности англо-говорящих стран и России будь то школа, досуг, искусство, работа, быт, общественные организации, литература, телевидение, хобби и т. д. отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы обсуждения, представляющие взаимный интерес. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнивания и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников при защите презентации. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, факты, события, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. (слайды 6-9) Так, при подготовке и защите презентации по теме “ Subculture” учащиеся 10 класса давали не только описание различных субкультур, они сравнивали молодёжные группировки в Великобритании, США и в России, высказывали своё отношение к разным молодёжным движениям, при этом был задействован материал не только учебника и рабочей тетради, но и использован дополнительный материал из ресурсов Интернета, молодёжных журналов, а также свои собственные познания в этой области.
УЧЕБНЫЙ АСПЕКТ (слайд 10) Создавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Остановимся на каждом из них. Говорение: Учащиеся дают расширенную информацию по каждому слайду. Предметное содержание говорения строится вокруг темы презентации и отдельного слайда, по проблемным вопросам, представляющих интерес для учащихся. Происходит не только комментирование написанного на слайде материала, но и озвучивание дополнительной информации, той, которая, как говорится, осталась за кадром. Конечно, при подготовке устного высказывания учащимся приходится обращаться за помощью в проверке того устного дополнительного материала, который они приготовили для озвучивания на защите своей презентации к учителю. Но ведь как бы ни было заманчиво постоянно применять мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. И только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. Чтение: Развитие умения читать является одной из главных целей обучения при работе над презентацией. Тексты для чтения в первой своей функции используются для поиска информации по теме презентации. Тексты могут быть взяты из учебника, из дополнительной литературы. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится проштудировать немало печатного материала. Тексты для чтения во второй своей функции используются непосредственно на самих слайдах презентации. При чтении таких текстов на защите у учащихся формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения. Аудирование: выступает как средство и как цель обучения при защите презентаций. В первой функции аудирование используется тогда, когда в ходе прослушивания речи выступающего с защитой презентации другие воспринимают его речь на слух, знакомятся с новым материалом, узнают на слух и припоминают уже известную ранее информацию. Письмо: Учащиеся, работающие над презентацией, учатся письменно фиксировать ключевые понятия, фразы, цитаты, короткую текстовую информацию, печатать её на слайдах. Задача учителя проверить и при необходимости исправить имеющиеся орфографические ошибки, сделать это корректно, направить учащихся на запоминание трудных слов.
РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ (слайд 11) Интеллектуальное развитие учащихся также является важной задачей обучения иностранному языку при создании и защите презентаций. Процесс работы над созданием каждого отдельного слайда строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Продолжается работа над формированием устойчивого интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка. Работа над презентацией развивает у учащихся воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. И наконец,
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ (слайд 12) Материал презентации по любой теме должен быть ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей. Воспитательные цели могут быть различными: формирование положительного отношения к фактам иноязычной культуры; формирование самостоятельности, способности к решению проблем, связанных с различными представлениями подростков о дружбе, любви, субкультуре и т.д. Участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры англоязычных стран. Бесспорно, использование этой новой компьютерной технологии на уроках повышает качество и изменяет сам процесс обучения: делает его более эффективным, интересным, углубленным. Использование мультимедийных презентаций имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность. Наверное, нет необходимости говорить о том, что роль иностранных языков в современном обществе все более возрастает. Но я все же скажу. Ведь знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения. Я помню сама и учу этому школьников, что презентации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности: простота (управления); умеренное эстетическое оформление слайда; соответствующий стиль подачи материала; отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста. (слайд 13) Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя и ученика, его видение материала. Одно неоспоримо: эти программы стали важным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения исскуства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов, посетить Галерею ТЭЙТ и Британский музей, Шекспировский театр и Библиотеку Конгресса США, узнать историю Голливуда в лицах, школьники могут, не выходя из классной комнаты. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Как создание презентаций. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный “банк ситуаций успеха”, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников. Вот некоторые примеры презентаций, которые созданы школьниками. (слайды 14-30) Большой интерес вызвала работа над проектами “My village” в 8 классе. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям об истории происхождения населенного пункта и т.д. Безусловно, выполнение проекта затребовало большой работы, как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Но она позволила мне сформировать языковые и страноведческие знания по теме, развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика. При работе над проектом использовались различные источники информации, фотографии тех мест в родной деревне, о которых они рассказывали и вставляли их в презентации. ( слайд 31) Заканчивая выступление, хочется еще раз обратить ваше внимание на созревшую необходимость внедрения ИКТ и презентаций в частности не только на уроках информатики, но и на всех других предметах исходя из следующего: Это актуально! Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. Это новая технология. Новизна состоит в создании презентаций в программе Power Point и тестовых компьютерных программ для контроля ЗУН, разработке и проведению уроков английского языка с применением различных ИКТ как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Можно сразу увидеть результат. Результативность – включает в себя усвоение учащимися принципов оформления письменного высказывания, понимание особенностей коммуникативных действий над текстом, сформированность навыков самостоятельной работы и развитие самоконтроля, что способствует выработке адекватной самооценки личности, а также приобретение умений и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. Это трудно? Не очень! Трудоёмкость процесса заключается в создании презентаций в программе Power Point , в отборе дополнительного материала, оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации и проведения уроков английского языка. И в конце концов, это доступно каждому. Доступность создания презентаций проявляется в том, что они могут быть успешно использованы учителями средних школ при условии наличия в учебном заведении необходимой техники и владения творчески работающими педагогами основами компьютерной грамотности. Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Впрочем, и качеств учителя тоже.

15