Особенности преподавания ин. языка в профильных классах.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№25» г. Балаково Саратовской области
-3230513231950
413840, Саратовская область, г. Балаково. Ул. Братьев Захаровых, д.8а. Тел.: (8 845 3) 351635
Особенности преподавания иностранного языка в профильных классах
Выполнила учитель немецкого языкаМБОУ СОШ №25
Резник Т.И.
Балаково 2013
В 2004 г. были приняты Федеральный базисный план и Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего среднего образования по иностранным языкам, в соответствии с которыми на старшей ступени общего среднего образования вводится система профильного обучения.
Обучение иностранному языку на профильном уровне: нормативная база и структура.
Основным нормативно- правовым актом, устанавливающим перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования
и учебным годам, является Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ. Он разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. В Федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами.
*Федеральный компонент учебного плана является инвариантным для всех государственных учебных заведений общего среднего образования субъектов РФ. Его объём составляет не менее 75% от общего нормативного времени, отведенного на освоение основных образовательных программ.
*Региональный компонент учебного плана- не менее 10 % ;
*Компонент образовательного учреждения (школьный компонент)- не менее 10%.
На старшей ступени общего образования (10- 11 классы) создаётся система профильного обучения, направленная на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счёт изменений в его структуре, содержании и организации. Такая личностно- ориентированная модель старшей ступени среднего образования позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование.
Модель профильной школы будет включать в себя: базовые курсы (не профильные), профильные курсы и элективные курсы.Все они являются обязательными курсами и гарантируются федеральным государственным образовательным стандартом. Нужно учитывать, что элективные курсы не могут приравниваться к факультативным. Элективные курсы являются обязательными для учащихся и реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Факультативы же являются добровольными для школьников курсами и реализуются за счёт системы дополнительного образования. Однако как элективные курсы, так и факультативы направлены на профильную специализацию учащихся.
Модель профильной школы
Федеральный компонент
(75%) Региональный компонент
(от 10%) Школьный компонент
(от 10%)
50158654465298034244651692562446584698844659453102581
Базовые
курсы Профильные
курсы Элективные
курсы
Факультативы
2980588383007ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Система дополнительного образования
Модель профильной школы может включать целый ряд профилей обучения : физико- математический, физико- химический, химико- биологический, биолого- географический, социально- экономический, социально- гуманитарный, филологический, информационно- технический, художественно- эстетический и др..
В 10- 11 классах иностранный язык может изучаться либо на базовом, либо на профильном уровнях. Профильным предметом иностранный язык будет в филологическом и социально- гуманитарным профилях. В других профилях он будет преподаваться на базовом уровне. Соответственно, количество учебных часов, выделяемых на иностранный язык, в филологическом и социально- гуманитарном профилях будет увеличено до 210 часов в год.
В соответствии с государственным образовательным стандартом цели изучения иностранного языка на базовом уровне включают: развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой социокультурной, компенсаторной и учебно- познавательной) и развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.
На профильном уровне впервые в отечественной методике обучения ИЯ наряду с дальнейшим развитием всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, воспитанием и развитием ставится задача профильной гуманитарно- филологической подготовки учащихся.
В соответствии с разным объёмом часов в 10- 11 классах на базовом и профильном уровнях конечный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции будет также различаться. Так, если в результате обучения ИЯ на базовом уровне учащиеся должны достичь порогового уровня (В 1) владения языком, то на профильном – приближающего к общеевропейскому пороговому продвинутому уровню (В 2) в социально- бытовой сферах, а также в профильно- ориентированных сферах общения.
Согласно Федеральному базисному плану, языковая подготовка учащихся не ограничивается курсом иностранного языка базового или профильного уровней. У учащихся будет возможность продолжить изучение иностранного языка или его аспектов, а также использовать его в качестве средства образования и самообразования за счёт элективных курсов и регионального компонента учебного плана.
Элективные курсы
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в каждом профиле обучения должны присутствовать элективные курсы. Элективные курсы являются обязательными для посещения курсами по выбору учащихся. Это значит, что в каждой школе учащимся должно быть предложено несколько элективных курсов, из которых они смогут выбрать по меньшей мере два для обязательного посещения. Элективные курсы входят в состав всех профилей обучения на старшей ступени среднего образования и реализуется за счёт школьного компонента учебного плана. В филологическом профиле на элективные курсы отводится 3 часа в неделю, в остальных профилях на все элективные курсы- 5 часов в неделю. Элективные курсы могут быть языковые и неязыковые. Основная направленность элективных курсов заключается во внутрипрофильной специализации. В этой связи, в элективных языковых курсах иностранный язык выступает не как цель обучения, а в качестве средства образования и самообразования учащихся в рамках выбранного профиля обучения. Поэтому цели элективных языковых курсов не должны абсолютно полностью дублировать цели предмета Иностранный язык.
В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой немецкий язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам. В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.
Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения.
Основные приемы и технологии профильного обучения
 
Как отмечалось, целевые коммуникативные умения в профильном курсе в основном те же, что и в базовом/обшеобразовательном курсе, а поэтому в нем используется тот же арсенал приемов учения, однако удельный вес отдельных видов работы и, соответственно, приемов учебной деятельности меняется. Как известно, все приемы опираются либо на общеучебные умения (например, на умения работать с текстом, списывание, выписывание, составление плана, тезисов и т.п.), либо на специальные учебные умения (словообразовательный анализ для раскрытия значения иноязычного слова, использование грамматического анализа, перевода для снятия трудностей при чтении и др.). Поскольку перевод при профильном обучении выступает не только как средство обучения, но и как целевое профессионально-ориентированное умение, то обучение ему осуществляется как специфическому виду речевой деятельности, на выходе которой - переведенный текст как особый речевой продукт. Для его порождения характерны такие приёмы, как поиск русских эквивалентов иноязычному слову, перефразирование в целях более точной передачи смысла и др. Возрастание роли реферирования и аннотирования как видов устного и письменного высказывания также требует большего использования таких приемов учебной деятельности, как: ·анализ отдельных слов, предложений текста для лучшего понимания их значения и смысда текста в целом; ·поиск смысловых опор; ·выделение наиболее существенного, смысловых вех; ·компрессия (сжатие) текста; ·его оценка (обязательная при аннотировании). Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии/системы приёмов, то наиболее адекватным является метод проектов (постановка проблемы → определение путей ее решения и характера личного участия → поиск нужной информации → организации/оформление в целях предъявления другим участникам проекта → коллективное обсуждение → коррекция, поиск дополнительной информации → оформление конечного продукта (реферат, доклад, коллаж и т.п.) → подготовка выставки, конференции и др. → презентация продукта с приглашением гостей (учащихся других классов/школ, учителей и др.). Именно эта технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, а так называемое «обучение в сотрудничестве» может входить в нее в качестве составляющей, хотя часто рассматривается как самостоятельная технология. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная деятельность может быть реализована как применительно к обще-культурной тематике, так и применительно к профильной. При этом значительное место занимает поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть научно-популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников и т.п.). Обработка информации в целях ее презентации предполагает ее обобщение и развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблицы, схемы, снабдить рисунками/фотографиями и т.п. Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности. Все это должно осуществляться в рамках профильного курса и расширяться за счет элективных курсов (если они имеются в школе).
Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время
 
Учебник Немецкий язык И. Л. Бим для 10-11 класса позволяет организовать несколько режимовработы. Его может использовать как учитель в классе базового уровня, где 3 часав неделю, так и в профильном классе, где 5-6 часов. Налицо определенная выгода— не надо покупать несколько учебников, учителю не нужно дополнительно готовиться— только перераспределить материал в зависимости от потребностей. Кроме этого,комплект можно использовать на базовом уровне более углубленно. Например, существуют такие типы образовательных учреждений, как гимназии, лицеи, в них нет профильных классов как таковых, но количество часов на старшей ступени может быть больше, чем в общеобразовательной школе. Они попадают в какую-то неопределённую группу: базового учебника мало, но не нужен такой большой, как профильный. Поэтому они выбирают ту часть заданий, которая им нужна, углубляют обучение только на базовом уровне или добавляют тексты из профильного приложения. Структура учебника, организованного таким образом, позволяет использовать его в разных типах учреждений и в разных классах.
Какие новые технологии реализуются в комплекте?
— Несомненное достоинство учебников 10-11 класса — это использование в них такойтехнологии, как языковой портфель. Эта технология используется в Европе, но ещёне была задействована ни в одном учебно-методическом комплекте нашей страны. Технология выражается присутствием в рабочих тетрадях листов для самооценки, которые представляют собой описания уровней владения иностранным языком. Это таблицы, которые содержат описания коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, и определённые графы, которые заполняют ученик и учитель. Ученик заполняет их, оценивая уровень владения языков в зависимости от самооценки — средне, высоко, либо вообще не владеет этим умением. В рабочей тетради перед листами для самоконтроля есть подробное предисловие, которое помогает разобраться с технологией работы с этим листами ученику, то же самое есть в книге для учителя. Технология направлена на активизацию учащегося, на сознательное овладение языком, на развитие самооценки, самоконтроля, в конечном итоге на формирование рефлексии.
Роль педагога в профильном образовании
В конечном итоге, каждая школа, вступая в профильное образование, преследует главную цель: создание некой модели личности выпускника профильной школы. Модель должна выглядеть приблизительно так:
 Учителя (преподаватели), работающие в профильных классах, должны четко представлять:
изменения в содержании образования в профильных классах;
изменения в образовательных технологиях;
нормативное обеспечение профильного обучения;
учебно-методическое обеспечение;
критерии оценки профильной подготовки учащихся.
Кроме того, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» Министерства образования подчеркивает: «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов). В нашей школе ежегодно проходит конференция «Вокруг тебя мир!», главная цель которой продемонстрировать проекты учащихся, над которыми они работали в течение всего года.
 
Готовность учителя к работе в профильных классах включает 4 структурных компонента:
специально-методический,
культурологический,
гуманистический,
психофизиологический.
 
Специально-методический компонент включает ведущую педагогическую деятельность учителя - обучение учащихся основам науки, т.е. специальные знания и умения учителя-предметника.
Культурологический компонент связан с уровнем общей и профессиональной культуры учителя, в науке сложились 3 критерия в оценке профессиональной культуры:
 аксиологический (ценностный),
личностный,
деятельностный.
Гуманистический компонент структуры личности и деятельности учителя является неотделимой составляющей педагогической профессии. Содержание гуманитарных дисциплин ориентированно на человека, раскрытие его внутреннего мира, духовных потребностей, нравственное совершенствование.
Эти качества реализуются в таких видах деятельности, как:
установление демократического стиля общения с учащимися организация обучения учащихся с учетом их интересов, склонностей и психофизиологических особенностей учебно-познавательной деятельности;
отбор учебного материала, способствующего воспитанию учащихся нравственных качеств личности;
раскрытие содержания школьных курсов с опорой на житейский опыт учащихся с учётом идеи здоровьесбережения. Психофизиологический компонент означает наличие учителей специфических особенностей познавательной сферы (восприятие, мышление, память), характера и темперамента, способствующих успешной работе с учащимися в профильных классах. Одним из основных требований к отбору учителей для профильных классов является наличие у них личностных качеств характеризующих готовность (направленность) к данной работе. 
Сегодня востребован не учитель-предметник, а учитель-исследователь, учитель-технолог, который активно занимается научно-методической, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо» через призму преподаваемой дисциплины. На первый план выходят личностный потенциал педагога, его установки и направленность его личности, готовность к проектированию своего профессионального развития. И здесь большую помощь учителям дают открытые уроки или классные часы, посвященные вопросам профориентации. Например: классный час «Я и моя профессия», который направлен на то, чтобы сориентировать учащихся 9-х классов на выбор профессии и, как следствие на выбор профориентационных курсов. Вашему внимания предлагаю пару упражнений . Учитель в профильных классах – это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант. Все это требует особых, а в некоторых случаях принципиально новых подходов к организации кадрового обеспечения профильного обучения.
 
Новые задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит с годами педагогического труда. В регионах, где уже сегодня внедряются предпрофильная подготовка и профильное обучение, обозначились типичные затруднения педагогов в процессе их реализации. В число таких затруднений входят:
- неполное знание содержания профильного образования, учебно-дидактического и методического его обеспечения;
 - недостаточность психологических знаний, непозволяющая грамотно организовать процессы самоопределения, самореализации и самоактуализации ученика, профильную и профессиональную ориентацию, процесс формирования его «Я-образа»;
 - невладение передовыми педтехнологиями на уровне использования в образовательном процессе.
Учитель может:
- проектировать образовательный процесс, направленный на усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников;
- использовать многообразие видов и форм деятельности учащихся (как - то проектные, индивидуальные и групповые формы деятельности школьников;
- самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных);
- использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;
-содействовать профессиональному самоопределению учащихся.


Литература

1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы//Иностр.языки в школе. – 2004. - № 6. – С.8-14.
2. Колесников А.А. К вопросу о реализации прикладной направленности обучения в элективных курсах филологического профиля// Иностр.языки в школе. – 2006. - № 2. – С.11-15.
3. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку// Иностр.языки в школе. – 2005. - № 2. – С.7-16.
4. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов// Иностр.языки в школе. – 2004. - № 4. – С.8-13; № 5. – С.13-19.
5. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (X-XI классы)// Иностр.языки в школе. – 2006. - № 2. – С.2-1