Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся


Отчет
об индивидуальной работе по ликвидации пробелов
в знаниях учащихся
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие: 1) незнание познавательных особенностей учащихся; 2) невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала; 3) большое количество пропусков по болезни; 4) мастерство учителя – преподавателя и педагога; 5) перезагрузка домашним заданием. 
С целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников я планирую урочную и внеурочную работу с учащимися. Для начала, я составила список слабоуспевающих учащихся. Знаю имеющиеся пробелы в знаниях конкретного ученика, по мере организую индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживаю связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.
Предлагаю несколько методических приемов: 
самый удобной способ проверки знаний таких учащихся – это карточки, перфокарты, тесты и т.д. Но при такой форме опроса необходимо дать еще ряд карточек и другим учащимся (задания, естественно, дифференцированные), чтобы у класса создалось впечатление, что проверяется по теме целая группа ребят;
в домашнюю работу включаю более лёгкое задание, но никогда не запрещаю трудиться дома наравне с сильными учащимися, что позволяет ученику ощущать себя полноправным участником учебного процесса;
после уроков, в рамках маршрута, провожу занятия со слабыми учащимися тогда, когда такому ученику временного урочного пространства недостаточно, на эти занятия выносятся вопросы практического характера;
если задание не получается, учащийся в тетради на полях напротив задания, ставит знак вопроса, а после уроков, в рамках маршрута, мы решаем это задание с объяснением;
подбираю занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки);
задаю ученику творческое задание к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал, нарисовать иллюстрацию к произведению).
во время общей самостоятельной работы частично или полностью исключать отстающих, используя индивидуальные задания.
Использую такие типы заданий:
задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым уже работал, и выполняет задание);
задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов — помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания;
задания с сопутствующими указаниями, инструкциями. В начале изучения теоретического положения могут использовать задания с указаниями, разъяснениями, которые должны способство​вать усвоению изучаемого материала;
эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть ее заключается в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.
Если у ученика большое количество пропусков по болезни, то в данном случае я также провожу послеурочные консультации и дополнительные занятия. 
Главная задача каждой школы — построить незаметную, но при этом умную коррекционную работу с отстающими детьми. Ее цель — по ходу процесса обучения исключить любые сложности, с которыми сталкиваются дети.