Занятие с учителями по устранению пробелов в знаниях


Шиленко Е.С.
учитель русского языка и литературы
КГУ«Келлеровская средняя школа
Им.И.М.Бережного»
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога,
размышляйте, хотя и криво, да сами".
Г.Э. Лессинг
Коучинг-сессия на районном семинаре
Тема: Организация работы по устранению пробелов в знаниях
ЦЕЛЬ: обосновать необходимость и актуальность использования различных технологии по устранению пробелов в знаниях учащихся по русскому языку; показать, что фундаментом и основой является умение критически мыслить; научить приемам критического мышления, которые способствуют работе над устранением ошибок и пробелов; убедить в том, что развивать у школьников орфографическую зоркость и критическое мышление может только творчески мыслящий учитель.ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, электронная презентация, карточки с заданиями, ватман, маркеры.
Участники: учителя района (20 человек), ведущий- учитель 1 уровня Шиленко Е.С.
Место проведения: учебный кабинет
Дата проведения: 10 ноября 2015 г
1. Вступительное слово ведущего Выпускник современной школы должен обладать информационной компетентностью, т. е. уметь работать с информацией, понимать ее, интерпретировать, преобразовывать, структурировать. Необходимо научить ученика самостоятельно находить источники информации, работать с ними и использовать полученную информацию для формирования собственного знания и понимания. Кроме того, у выпускника должна быть сформирована коммуникативная компетентность, которая может сформироваться только тогда, когда в школе создаются условия для общения и различных способов взаимодействия.
Критичность мышления и навыки работы с правилами по орфографии, со словарями и другими источниками необходимы современному человеку для того, чтобы успешно адаптироваться в динамично меняющемся мире, быть грамотным и поликультурным. Например: обучать критическому мышлению необходимо не только учеников, но и учителей, так как этот вид мышления позволяет человеку здраво судить о своих поступках и действиях других людей, объективно рассуждать, логично и последовательно поступать, принимать точку зрения других людей, признавать свои ошибки.
Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся — неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы — залог высоких результатов обучения. Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно. Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса — процесса обучения, в котором все взаимосвязано. Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.
Психологический настрой
Просмотр видео (ролика ) Эксперемент с рисом.
-Психологический настрой наших детей к успешной сдаче ЕНТ очень важен. Подумайте, прислушайтесь, обратите внимание, какие слова говорим мы своим детям? Что они хотят слышать? И как слова могут влиять на нас и на окружающих.
Вопрос к участникам:
-В чем актуальность темы сегодняшнего семинара? (высказывания участников).
2. Участники семинара разбиваются на группы:
Все становятся в круг, каждый получает карточку, где написано одно из качеств личности: умный, справедливый, доверчивый, креативный. Образовалось 4-5 групп
«Дерево блобов» отметьте себя в начале нашего занятия, выбрав один цвет.
3. Группы получают задание: используя прием критического мышления «мозговой штурм», ответить на вопросы (3 минуты)
- Какие задачи, на ваш взгляд, вы можете поставить , чтобы устранить пробелы в знаниях и работать над ошибками? Перед вами направления дополните их (делают записи на половине листа ватмана)
Ответы групп.
-А теперь проверьте себя по листам-контроля, которые лежат в конвертах.
Группы знакомятся с материалом, обсуждают
Выбираются по одному человеку от группы для формулирования общего ответа (экспертная группа, которая слушает всех выступающих и обобщает).
По методу «логическая цепочка» я (выступают спикеры от каждой группы).

4. Этапы по устранению пробелов в знаниях.
Задание : назовите основные этапы по устранению пробелов, расположите их по порядку применения, поясните, что, на ваш взгляд, будет проводиться учителем на этах этапах.
Работа с карточками, кластер
Защита работ. Оценивание «Светофор»
- Сравните свои работы с листами контроля, которые лежат у вас на столах, обсудите и ответьте: «Что предлагали вы и что расположено на образце? Почему вам надо было сделать такой выбор?»
Задание: просмотрите еще раз методы, приемы и формы контроля на всех этапах по работе над устранением ошибок и пробелов в знаниях.
-Перед вами примеры, вы можете обменяться и своими находками в этом плане.
Каждая группа просматривает материал и добавляет из своего опыта и предлагает на обсуждение для всех.
1группа –по этапу 4 группа 3- этап 5 группа 5-3этап
2 группа- этап 6 группа 4-1,2 этап
Защита. Оценивание прием «Поднятая рука»
Задание: Перейдем к критическому мышлению, на мой взгляд, один из важных модулей, который способен помочь повысить качество знаний при подготовке к ЕНТ. Наш конечный результат работы.
Показ мультфильма «Поросенок и печеньки»
-Мы ,как и герой мультфильма, ставим перед собой цель и стремимся к ней, во что бы то ни стало. Каждый из нас наделен мышлением. А критическое мышление – это особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. Это поиск здравого смысла: как поступить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и мнения других людей, умение отказаться от собственных предубеждений.
Искусство думать о том, как вы думаете, когда думаете о том, чтобы думать ясно, точно, четко, осмысленно, последовательно; искусство конструктивного скептицизма; искусство обнаружения и преодоления предубеждений и одномерности мышления; искусство целенаправленного и глубокого размышления. (Paul, 1990).

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов:
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
5. Задания группам: Выберите из перечисленного виды умственной деятельности, присущие критическому мышлению.
Выбрать из перечня: запоминание, обобщение, пересказ, понимание, анализ, оценка, синтез, систематизация, ранжирование, применение знаний, суждение, аргументация, выводы, повторение, заучивание.
Напишите на стикерах выбранные виды деятельности и прикрепите к вашим треугольникам. На плакатах получилось показать связь критического мышления и работы над успешностью при подготовке к ЕНТ
Коуч: Критическое мышление надо рассматривать в рамках иерархической модели навыков мышления (Таксономия Блума), которая предполагает шесть этапов продвижения от низких процессов мышления к высоким: знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценивание. Для формирования критического мышления необходимы все уровни мыслительных процессов. Надо стремиться формировать у учеников мышление высокого порядка.

Коуч: Я предлагаю рассмотреть методы критического мышления, которые помогут вам повысить качество знаний по предмету.
Задания группам
Познакомьтесь с методами, может они вам знакомы, но мы еще раз их просмотрим, чтобы вспомнить и повторить. Некоторые из них находки моих коллег. Их я предлагаю обыграть.
1 группа: кулинарный поединок
2 группа: десерт по-китайски
3 группа: зигзаг
4 группа: эйдос-конспект
Обсуждение в группах. Защита (спикер представляет свой метод)
Подведение итогов выступлений.
Коуч
-Еще хочу обратить ваше внимание на обратную связь. Без оценки своей работы и работы детей т.е без обратной связи мы с вами не уйдем далеко. А то и вовсе будем стоять на месте.
-Я предлагаю вашему вниманию Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников
Задание: познакомиться с техниками оценивания и предложить всем, на ваш взгляд, наиболее интересные, которые вы возьмете на вооружение.

Группы знакомятся, обсуждают. Номер 4 из каждой группы знакомит с выбранным методом или приемом оценивания (обратной связи)
Оценивание : прием «Да-нет»
Просмотр мультфильма «Вместе мы сила». Обсуждение. Вывод.
9. Рефлексия. Возвращение к эпиграфу моего выступления. Поразмышляйте о своей деятельности на семинаре в контексте эпиграфа.
Обмен мнениями о проведенной работе по методу «свободный микрофон».
«Дерево блобов»
Обозначьте, где вы стали в конце нашего семинара.
( опрос желающих о том, почему они так обозначили себя)
И заполните лист опроса, выбрав фразу…

Сегодня я узнал… Было интересно…
Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я приобрёл…
Я научился…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Семинар дал мне для практики …
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …