Урок письма и развития речи «Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова» в 4 классе

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО)
Гусева Татьяна Александровна


Место работы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Сердобская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»


Класс
4 класс

Предмет
письмо и развитие речи

Тема
«Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»

Используемый учебник
Чтение: 4 класс: Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва).-4-е изд.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2013.

Цель и задачи урока
Цель: создать условия для закрепления изученного на практическом материале.
Задачи:

·формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки; подбирать к словам с данной орфограммой проверочные слова через аморитмизацию своих действий; закрепить и проверить навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова;

·коррекция и развитие фонематического восприятия, умения анализировать, зрительной и слуховой памяти, речи;

·воспитание трудолюбия, аккуратности, культуры речи.

Тип урока
урок закрепления

Форма проведения
урок-практикум

Оборудование
Проектор, экран, компьютер, презентация-тренажер «Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова».

Демонстрационный материал
таблицы к этапам урока, раздаточный дидактический материал

Использованная литература (наименование учебника)
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение, 1991.
2. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М.: ВЛАДОС,2003.
3. Коррекция письма на уроках 1-4 классы: Практические и тренировочные задания и упражнения. Автор – составитель Л.В. Зубарева. -2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». М.:Школьная пресса,2013, №2
5. Ресурсы Интернета.

Этапы работы
Содержание этапа

1.Организационный момент. ( 1 мин.)

Задачи учителя: подготовить учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке письма и развития речи.
Методы: фронтальная беседа, создание ситуации эмоционального комфорта
Задача учащихся: проверить свою готовность к уроку.

Критерии достижения цели:
полная готовность класса к уроку; настрой на совместную коллективную работу.
Цель: создать условия для эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Приветствие. Организация внимания учащихся.




2. Актуализация темы.(2 мин.)

Задачи для учителя :создать условия для активизации познавательной деятельности.
Задача для учащихся: использовать знания для реализации поставленных задач.
Критерии достижения цели:
Осуществляют поиск необходимой информации в рассказе учителя, в презентации.
Метод: практический(упражнения)

Цель: активизировать познавательную активность учащихся: восприятие; мыслительные операции; память, внимание.
-Сегодня на уроке письма вас ждут серьёзные испытания, но вы имеете возможность заработать себе подсказки. Для этого необходимо правильно выполнить первое задание:
1 ряд: назовите много предметов: дуб, пирог, арбуз, шарф;
2 ряд: назовите один предмет: снежки, флажки;
3 ряд: скажите о предмете ласково: коробка, юбка, сказка, кнопка, веревка.

-Для чего вам понадобятся способы проверки правописания слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова? (Чтобы правильно записывать слова с парными согласными)

-Молодцы! У вас есть 2 подсказки: правило правописания слов со звонкими и глухими согласными в конце и середине слова и помощь учителя, но воспользоваться моей помощью можно один раз в течение урока.


3. Сообщение темы и целей урока ( 2 мин.)
Задачи учителя: создать условия для определения темы и цели урока
Задача учащихся: совместно с учителем сформулировать тему урока.
Критерии достижения цели:
Осуществляют поиск необходимой информации в рассказе учителя
Метод: дидактическая игра

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на повторение и закрепление изученного материала в практической деятельности

·Сегодня на уроке проверим ваше умение записывать слова со звонкими и глухими согласными в конце и середине слова, а также продолжим знакомиться с творчеством А.С.Пушкина.
-Начнем с домашнего задания.


4.Проверка домашнего задания(3мин)
Задачи учителя: создать условия для закрепления умения находить, читать, записывать слова с буквой «я»» и группировать их.
Задача учащихся: закрепить умение находить, читать, записывать слова с буквой «я»» и группировать их; использовать речь для регуляции своего действия.
Критерии достижения цели:
Осуществляют поиск необходимой информации с помощью учебника, рабочей тетради
Методы: работа с тетрадью, упражнение, фронтальная беседа

Цель: закрепить и проверить навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова.

-Открываем тетради, проверяем домашнее задание
- Прочитай стихотворение. Найдите слово с звонкой или глухой согласной на конце слова (снег) Какую букву написали на конце слова. Подбери проверочное слово.


5.Первичное закрепление. (8мин)
Задачи учителя: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на повторение изученного материала.
Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием беседы с демонстрацией слайдов.
Задачи учащихся: найти ответы на вопросы в результате совместной работе класса и учителя; оценить свою работу по чистописанию.
Критерии: осуществляют поиск необходимой информации в рассказе учителя
Методы обучения: фронтальная беседа, дидактическая игра, упражнения, самостоятельная работа,


Цель: Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на закрепление и применение изученного в практической деятельности
- прочитайте и запишите дату урока, ниже «классная работа»
Чистописание.
-послушайте скороговорку: Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Какой звук слышится чаще всего? Дайте характеристику.
- Вспомним написание парных согласных б и п. Запишем буквы по моему образцу:БББббППппБПбп.
- игра «Отгадай слово»: Замени первую букву в слове на парную согласную: бочка-? (почка)
Дополни предложение подходящими по смыслу словом: На дереве раскрылись_____. _____ по морю плывёт. Найди и подчеркни заглавную букву Б.
Какие строчки из сказки А.С.Пушкина?
Как называется сказка?
Из двух предложений запиши нужное предложение по сказке Пушкина.
Дифференцированное письмо по памяти
-Кому принадлежит это стихотворение?
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо- песнь заводит,
Налево сказку -говорит.
Анализ текста:
Прочитаем первую строчку:
найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или глухой согласной на конце, укажите слово с предлогом.
Прочитаем вторую строчку:
найдите слово слово со звонкой или глухой согласной на конце, укажите слово с предлогом, обратите внимание на правописание слова златая;
Прочитаем третью строчку: найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или глухой согласной на конце.
Прочитаем четвертую строчку:
укажите слово с предлогом; обратите внимание на правописание слова всё.
Прочитаем пятую строчку:
слово со звонкой или глухой согласной в середине слова.
Прочитаем шестую строчку:
найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или
глухой согласной на конце.
-приготовьтесь писать стихотворение по памяти, для этого прочитаем по слогам так, как будем записывать. Обратите внимание на знаки препинания.
Ваша задача правильно оценить свои силы. Наименьшее количество строк-2, задание повышенной трудности- весь отрывок.
Запиши по памяти данное стихотворение.
-Проверка.


5.Физкультминутка ( 3 мин)
Задачи для учителя: создать условия для сохранения здоровья учащихся.
Задачи для учащихся: снятие мышечного напряжения.
Цель: создать условия для сохранения здоровья учащихся.
Какие слова со звонкими и глухими согласными встретились в физминутке?
Мелкие шажки
Раз, два, три.
Легкие прыжки
Раз, два, три.
Мягкая посадка.


6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (16мин)


Задачи учителя: закрепить умение писать под диктовку ; находить в тексте слова с буквой я в начале слова или слога.

Методы обучения: самостоятельная работа, упражнения.

Задачи учащихся: находить и дифференцировать букву «я» в начале слова или слога в тексте.

Критерии:
Уметь добывать знания при использовании учебника и презентации, тренажера.

Методы обучения: дидактическая игра, упражнения, самостоятельная работа, тренажёр



Цель: закрепить и расширить навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова

-Познакомьтесь с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
На красных лаках гу тяжёлый,
Задумав плыть по лону во...,
Ступает бережно на лё...,
Скользит и падает;.веселый
Мелькает, вьётся первый сне
Звездами падая на бре .
-проверь себя. Назови количество ошибок, допущенных при списывании.(работа по дифференцированным группам)
Проверь звонкие и глухие согласные.
-Домашнее задание: выучи отрывок наизусть, запиши по памяти 3 строчки.






Тренажер «Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»
Вставь пропущенную букву, объясни написание. Запиши.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





Итог урока. (5 мин)
Задачи для учителя: выяснить степень усвоения учащимися данной темы.
Задачи для учащихся: уметь самостоятельно оценивать и обосновать свои действия на уроке.
Критерии достижения цели: адекватно воспринимают оценку учителя.
Методы обучения: беседа, словесное поощрение,наглядный(баллы)


Цель: подвести итоги урока через самооценку
-Молодцы!
-Какую учебную задачу ставили в начале урока?
-Удалось ли вам решить её? Докажи.
-Какие задачи на следующий урок?
Подведем итоги урока.
Как проверить написание парной согласной в конце и середине слова?
У кого больше 5 баллов за урок? Молодцы, вы отлично справились с задачей урока.





Министерство образования Пензенской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Сердобская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ О.В. Золотова
«___» __________ 2013 г.


Открытый урок по письму и развитию речи
««Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова» в 4 классе




Рассмотрена на заседании
МО начальных классов
Руководитель МО
Гусева Т.А.
«____» октября 2013г.

Провела учитель
Гусева Т.А.




г.Сердобск

15