Междисциплинарная программа Основы смыслового чтения и работа с текстом


Реализация междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка
(на основе разработки рабочей программы к УМК «Английский в фокусе» 5-9 классы авторов: Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули)Введение
Введение ФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных учебных программ, среди которых немаловажное место занимает программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Ярко выраженная потребность современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на государственном уровне. Одной из содержательных линий языкового компонента является речевая линия, которая обеспечивает развитие и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности учащегося, в том числе чтения на иностранных языках.
Данная тенденция определяет актуальность исследования в области формирования навыков чтения через овладение стратегией смыслового чтения и работы с текстом. Ведь владение иностранным языком предполагает умение читать. Прежде всего, через чтение учащиеся овладевают иностранным языком.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования – стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Цель работы – теоретически обосновать эффективные средства формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Задачи:
проанализировать основные понятия: «чтение», «смысловое чтение», «стратегия», «стратегия чтения»;
изучить стратегии смыслового чтения на примере развития технологии критического мышления;
реализовать программу на основе УМК «Английский в фокусе: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений».
Структура работы:
введение
теоретическая глава
практическая глава
заключение
список литературы
приложение.
Теоретические аспекты реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка в основной школе
Основные понятия смыслового чтения и требования ФГОС ООО к его овладению
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашел отражение в нормативных документах, которые, с одной стороны, отражают государственный заказ общему образованию, с другой стороны, определяют его содержание. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают 4 междисциплинарные программы: «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; «Формирование универсальных учебных действий»; «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;з «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся».
В своей работе мы бы хотели рассмотреть программу «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Цель междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: формирование навыков смыслового чтения и работы с содержащейся в текстах информацией; развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через работу над смыслом текста.
Задачи: совершенствовать приемы понимания текста; формировать навыки самоконтроля, развивать интеллектуальную самостоятельность; растить читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию.
 Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Розов О. А. дал следующее определение понятия чтения – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. Он писал: «Чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга». В своем исследовании мы будем придерживаться данного определения.[7]
Фоломкина С. К. считает, что на современном этапе развития человечества чтение является одним из важнейших средств получения информации, поэтому важность умения читать на иностранном языке в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений.[10]
Необходимо отметить, что предметом чтения является чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию при зрительном восприятии текста. Продуктом – умозаключение, понимание смыслового содержания. Результат – воздействие на читающего и его собственное речевое или неречевое поведение.
Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,  речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания или перевод авторского кода на свой смысловой код. 
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.
Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.
Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.
Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.
Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский отмечал, что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».[3]
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова,  а у опытного –  смысловая сторона опережает техническую,  о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. 
Согласно Антифеевой О. смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. [2]
Цель смыслового чтения многими авторами рассматривается как: - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста. 
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;  в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.Работа с текстом включает в себя поиск информации и пониманию прочитанного. В результате выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Следующим видом работы с текстом является преобразование и интерпретация информации. В результате этого вида работы выпускник научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст. Выпускник получит возможность научиться: выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста.
В результате оценки информации выпускник научится: откликаться на содержание текста; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.[9]
Технологии и стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков: различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие; собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. Данного определения мы и будем придерживаться в нашем исследовании.[8]
На сегодняшний день существует около сотни стратегий и тактик чтения. В реальном учебном процессе в основном применяется три стратегии: предтекстовой деятельности; стратегии текстовой деятельности; стратегии послетекстовой деятельности.
Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.
Существуют следующие стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм» (цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста); «Ориентиры предвосхищения», «Глоссарий» (цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста); «Батарея вопросов» (Припоминание важной информации, касающейся темы текста); «Предваряющие вопросы» (цель: Актуализация имеющихся знаний по теме текста); «Рассечение вопроса» (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия).Стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок (попеременное чтение)» (Цель: Проверка понимания читаемого вслух текста); «Чтение про себя с вопросами» (цель: Научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы); «Чтение с остановками» (цель: Управление процессом осмысления текста во время его чтения); «Чтение про себя с пометками» (цель: Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ).Стратегии послетекстовой деятельности: «Отношения между вопросом и ответом» (цель: Обучение пониманию текста); «Вопросы после текста» («Таксомония Б. Блюма») (цель: Проверка понимания текста с помощью критического анализа); «Тайм-аут» (Самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и в группе); «Проверочный лист» (Цель: проверка понимания текста).Развитию навыков смыслового чтения также эффективно способствует применение технологии критического мышления.
Д. Халперн трактует критическое мышление как использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Критическое мышление можно трактоватьь и как процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.[11]
Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение). Актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной информации. Некоторые приемы этой стадии: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и т. Д.
Следующая стадия критического мышления – осмысление (реализация). Учащиеся вступают в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация и формирование собственной позиции. Некоторые приемы данной стадии: «Инсерт», «Сводная таблица», «Зигзаг», «Фишбоун» и др.
Рефлексия (размышление) является заключительной стадией. Учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Некоторые приемы данной стадии: «Синквейн», «Кластеры», «Самоанализ», «Шесть шляп критического мышления».
Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.
Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.
Выводы по главе 1.
Владение иностранным языком предполагает умение читать. Прежде всего, через чтение учащиеся овладевают иностранным языком. Мы выяснили, что чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Овладение смысловым чтением достигается путем применения стратегии смыслового чтения. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.
В реальном учебном процессе в основном применяется три стратегии: предтекстовой деятельности; стратегии текстовой деятельности; стратегии послетекстовой деятельности.
Развитию навыков смыслового чтения также эффективно способствует применение технологии критического мышления. Критическое мышление –это использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата.
Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков смыслового чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.