Конспект урока математики на тему Решение задач на движение в противоположных направлениях. (4 класс)


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
План – конспект
урока математики в 4 классе по теме: «Решение задач на движение в противоположных направлениях».
(УМК «Школа России», М.И.Моро, С.И.Волкова)
Подготовила и провела:
учитель ВКК
Чернышова Ольга Николаевна
Воронеж 2014г.
Задачи урока:
научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;
научить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях;
формировать вычислительные навыки;
развивать логическое мышление;
формирование навыков работы в группах;
воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд;
воспитание чувства дружбы и товарищества.
Оборудование:
учебник «Математика 4 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица «Движение», раздаточный материал.ХОД УРОКА
Организационно-психологический этап. (слайд 1)
Решить задачу – это значит пережить приключение.
В. Произволов
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Д. Пойя ( венгерский, швейцарский и американский математик)
II. Этап актуализации знаний.
Решение примеров. (Учащиеся находят зашифрованное слово. Работа в парах.)2 72 100 800 80 30
в и де ж н84 + 16
92 : 46
144 : 2
130 – 50
4 х 200
150 : 5
18 х 4
7200 : 9
- Какое слово у вас получилось? Д В И Ж Е Н И Е
-Сформулируйте тему урока. (Слайд 2)
На доске эпиграф: «Посвящается ходящим, ползающим, прыгающим, летающим, плавающим, всем, кто не стоит на месте!»
- И мы на уроке будем двигаться дальше по лестнице знаний
III. Подготовка к изучению нового материала.
- Какие величины используют при решении задач на движение?
На доске закрыты карточки, они открываются, учащиеся определенной величине прикрепляют с помощью магнита, соответствующую букву
V - скорость – расстояние, t - время движенияS - расстояние (пройденный путь)
пройденное за единицу времени.
- Как взаимосвязаны эти величины? «ЖИВЫЕ ФОРМУЛЫ» (половина ряда составляет из набора букв и знаков формулу у доски, вторая половина формулирует правило)
Расстояние – это произведение скорости на время движения. S = V ∙ t
Скорость - это частное от деления расстояния на время движения. V = S : t
Время – это частное от деления расстояния на скорость движении t = S : V
Заполнить пустые места в таблице (взаимосвязь величин). Отработка вычислительных навыков. ЭСТАФЕТА (РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ) возможно один человек выполняет за компьютером (Слайд 3) (взаимопроверка)

Скорость 1мм/с 8 км/ч 112км/ч 500 м/мин
Время 1мин 2ч 3ч Расстояние 16км 120км 5км
IV. Изучение нового материала. (Слайд 4)
- Вы решали задачи, когда двигался один объект. А если речь идёт о движении двух объектов. При решении таких задач, еще о какой скорости мы говорим?
Каждая группа по 4 человека получает конверт с набором слов, из которого они должны составить определение
Скорость сближения - это расстояние, на которое сближаются два объекта за единицу времени

Скорость удаления - это расстояние, на которое удаляются два объекта за единицу времени.
Работа с учебником (стр.33 №125) (Слайд 5)
а) Разбирается схема. Условие записывается в таблицу (блок-таблица). Устный разбор решения. Самостоятельная запись на доске и в тетрадях.
б)(Устно) составление обратных задач; запись условия в таблицу; разбор решения.
V. Закрепление.
Индивидуальная работа (карточки) (Слайд 9) Два поезда одновременно начали движение в противоположных направлениях. Один двигался со скоростью на 30 км/час меньше, чем другой. Найти скорость каждого поезда если через 4 часа они были на расстоянии 920км друг от друга.
Игра «Крестики-нолики» (на слайде схемы; дети составляют и решают задачи) (Слайды 6 – 8)
Два лыжника вышли из поселка одновременно и пошли в противоположных направлениях. Один из них шел со средней скоростью 12 км/ч, а другой – 10 км/ч . Через сколько часов расстояние между ними будет 44 км?
Два зайчишки-трусишки выскочили из куста, испугались друг друга и понеслись в разные стороны. Скорость первого зайчишки 580 м/мин, а скорость второго зайчишки 520 м/мин. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 минуты?
Из города одновременно в противоположных направлениях выехали 2 поезда. Их скорость 60 км/ч и 70 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 780 км? 
Из посёлка в противоположных направлениях отправились два автомобиля. Через 2ч расстояние между ними было 220км. Скорость одного автомобиля 60км/ч. Найти скорость другого автомобиля.
От пристани в противоположные стороны отправились два катера. Скорость одного 70км/ч, скорость другого 80км\ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 2ч?
От пристани в противоположные стороны отправились два катера. Скорость одного 70км/ч, скорость другого 80км\ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через полчаса?
Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?
Автобус едет от города до аула 2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить такую разницу?
VI. Итог урока.
Чтобы найти скорость, надо …
Чтобы найти время, надо…
Чтобы найти расстояние , надо…
Скорость сближения – это…
Скорость удаления – это…
VII. Рефлексия.
- У вас у каждого теперь есть 3 кружка разного цвета. Прошу оценить свою работу на уроке (кружки прикрепляются на доскузеленый – все отлично
желтый – хорошо
красный – надо чуть – чуть постараться