Строчная и прописная буквы я, Я


КОНСПЕКТ УРОКА ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Тема урока. Строчная и прописная буквы я,Я.
Цель:
формировать навыки письма строчной и прописной буквы Я.
Задачи:
— обучение правильному написанию букв Я,я и их соединению с другими буквами;
— закрепление умений и навыков письма предложений с изученными буквами;
— активизация словарного запаса учащихся; развитие фразовой речи, умения правильно и быстро подбирать необходимое по смыслу слово; развитие фонематического слуха, совершенствование операций звуко-слогового анализа и синтеза;
— развитие мелкой моторики пальцев рук; коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций; совершенствование кратковременного запоминания и оперативного воспроизведения образов памяти; развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность; коррекция и развитие воображения;
— выработка зрелости эмоциональных и волевых процессов, уверенности в своих силах; воспитание бережного отношения к цветам, природе, птицам.
Оборудование: модель парусного корабля «АБВГДейка» с якорем, фигурки двух мышат, предметные картинки; касса букв, синие и красные магниты (для звуко-буквенного анализа слов), образцы написания букв я,Я, искусственные цветы, ваза для цветов, коробочки-кошельки с монетами достоинством 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, игрушечный бинокль; интерактивная доска, презентация «Учимся писать буквы».
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
— Добрый день, ребята!
— Какое сегодня число?
— Какой сегодня день недели?
II. Сообщение темы урока.
— Мы продолжим путешествие на остров буквы Я.
— Юнга, поднять якорь!
— А для того, чтобы наш корабль отправился в путь, скажем волшебные слова.
(Дети хором: Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
И парус – лепесток.)(Учитель обращает внимание учащихся на сюжетную картинку с изображением маяка.)
— Что обозначает слово «маяк»? Для чего он нужен?
— Есть в слове маяк звук Я?
— Где он слышится: в начале, в середине или конце слова?
— Сегодня на уроке мы будем писать буквы я,Я.
III. Пальчиковая гимнастика.
1. Упражнение «Маяк».
Учащиеся, сидя за партами, имитируют световые сигналы маяка.
И.п.- локти упираются в крышку парты, пальцы направлены вперёд и выпрямлены;
1 – пальцы левой руки сжаты в кулак, левой – выпрямлены;2 – пальцы левой руки выпрямить, левой – сжать в кулак.
2. Упражнение «Рыбки».
Учащиеся показывают, как рыбки «переворачиваются», лёжа на палубе.
И.П. – руки лежат на парте: одна рука ладонью вниз, другая – ладонью вверх;
1-2 – положение ладоней меняются.
3. Упражнение «Бинокль».
Учащиеся по команде учителя: «Посмотрите на маяк в бинокль!», «Наведите резкость!» и др. – смотрят вдаль через «кольца» из пальцев.
4. Упражнение «Подзорная труба».
Аналогично 3-ему упражнению, но дети имитируют подзорную трубу.
5. Упражнение «Ветер».
— На палубе стало холодно и подул ветер. Разотрите руки, согрейте их своим дыханием.
6. Упражнение «Пианино».(Включить инструментальную музыку.)
— Дети, прислушайтесь…где-то звучит музыка…
— Да это же вы играете на пианино.
(Дети имитируют игру на пианино.)
— Закройте глаза, представьте себе голубое небо, яркое-яркое солнце. Птицы поют, появились первые клейкие листочки, вылезла зелёная травка, зацвели деревья…(Музыку выключить.)
— Откройте глаза. Какое время года вы вспомнили и представили?
— А какое время года сейчас?
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка рабочего места к письму.
— Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах – ваших тетрадях. Проверьте своё рабочее место, сядьте правильно. постарайтесь, чтобы ваш бортжурнал лежал правильно, а записи были аккуратными.
— За работу! Удачи!
2. Беседа с учащимися:
— Для чего нужны буквы?
— Какой буквой на письме обозначается звук Я?
3. Объяснения и показ учителем написания буквы Я.
* Анализ элементов строчной и прописной букв я,Я. (Демонстрация карточки с образцами.)
* — Букву Я мы начинаем писать тем же движением, что и букву Л, но не доводим до верхней линии рабочей строки, а затем закругляем влево, пишем маленький овал, ведём до верхней линии и опускаем вниз палочку с закруглением. Буква Я пишется без отрыва.
* Просмотр слайда «Письмо буквы Л» из презентации «Учимся писать буквы».
4. Воздушное письмо буквы Я.
5. Упражнения в написании буквы Я:
— на магнитной доске мелом,
— на интерактивной доске.
5. Сравнение строчной и заглавной буквы Я.
— Разница между строчной и прописной буквами только в величине. Заглавная буква пишется тем же движением, что и строчная. Овал в заглавной букве доходит до верхней линии рабочей строки.
6. Письмо букв я,Я в тетрадях.
V. Физминутка.
(Имитация движений под музыку по заданию учителя.)
— Встаньте. Весна. Зажмурьтесь, улыбнитесь яркому солнцу.
— Посмотрите влево – там берёзка, вправо – там дубок, посмотрите снова влево – там ёлочка.
— Наклонитесь, поднимите нижнюю ветку ёлочки. Там птенчик, он выпал из гнезда. Возьмите его осторожно, поднимите руки, потянитесь, посадите его в гнездо. Выше, выше….
— Идите дальше. На дороге лежит куча хвороста. Разберите его по одной веточке, кладите в разные стороны от дорожки: влево, вправо и т.д.
— На пути полянка, на ней растут цветы. Соберите букеты. Покажите этот букет мне.
— Какие цветы вы собрали?
(Каждый ученик называет цветок и садится на место.)
VI. Закрепление знаний. Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами.
1. Запись слов после звуко-буквенного анализа:
яма Зоя Рая Яша
— Почему слова Зоя, Рая, Яша надо писать с большой буквы?
2. Письмо предложения по образцу.
— Из чего состоит наша речь?
— Что выражает предложение?
— Прочтите предложение.
Яша сажал яблони.
— Сколько слов в этом предложении?
— Назовите первое слово. Какое второе слово? Третье?
— С какой буквы написано первое слово в предложении? Почему?
— Что стоит в конце предложения?
— Проговорим это предложение хором.
(Проговаривая, учащиеся каждое слово обозначают хлопком в ладоши.)
— Запишите это предложение в тетради.
3. Письмо предложения (2) по образцу.
Он их поливал.
— Напишите в тетрадях предложение по образцу.
— Прочтите предложение, которое записали.
— Сколько в этом предложении слов?
— Постройте схему этого предложения.
(Учащиеся записывают в тетрадях схему предложения.)
4. Составление и письмо слова после звуко-буквенного анализа.
а) – Нам необходимо сделать покупки. Бросим якорь и сойдём на берег. Зайдём в цветочный магазин.
— Что это? (Мак.)
— Этот цветок купит тот, кто правильно определит сколько слогов в слове мак.
— Откройте кошельки. Каждый слог стоит 1 копейку.
(В кошельках монеты достоинством 1, 5, 10 копеек. Учащиеся «покупают» цветы: ромашку, василёк, розу, нарцисс, лилию и составляют из них букет.)— Что мы составили из цветов? (Букет.)
— Как нужно относиться к цветам?
б) – В каком из названий этих цветов есть звук Я? (Лилия.)
— Проведём звуко-буквенный анализ этого слова и составим его из букв разрезной азбуки.
Л И Л И Я
в) – Запишите это слово в тетради.
г) – Что изменилось в слове? (Учитель заменяет в слове лилия первую букву (строчную я) на заглавную Я.)
— Что обозначает слово Лилия? (Имя.)
— Запишите и это слово в тетради.
5. Письмо слов под диктовку.
макрозаромашкаVII. Итог урока.
— Наше путешествие подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной земле, в нашей родной школе. Во время путешествия мы познакомились с буквами я,Я.
VIII. Рефлексия.
— Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное, равнодушное; синий – грустное.)Анализ урока письма
Класс: 1
Тема урока. Строчная и прописная буквы я,Я.
Цель:
формировать навыки письма строчной и прописной буквы Я.
Задачи:
— обучение правильному написанию букв Я,я и их соединению с другими буквами;
— закрепление умений и навыков письма предложений с изученными буквами;
— активизация словарного запаса учащихся; развитие фразовой речи, умения правильно и быстро подбирать необходимое по смыслу слово; развитие фонематического слуха, совершенствование операций звуко-слогового анализа и синтеза;
— развитие мелкой моторики пальцев рук; коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций; совершенствование кратковременного запоминания и оперативного воспроизведения образов памяти; развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность; коррекция и развитие воображения;
— выработка зрелости эмоциональных и волевых процессов, уверенности в своих силах; воспитание бережного отношения к цветам, природе, птицам.
Данный урок по содержанию тесно связан с уроком чтения и название его темы звучит также. Интеграция прослеживается в формулировке цели и задач и на различных этапах урока письма. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным  в уроке является этап открытия «новых» знаний.
Тип урока:  Освоение новых знаний.
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Актуализация знаний.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Первичное закрепление.
7. Информация о домашнем задании.
8. Рефлексия.
Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.
Вначале урока урока учитель мобилизовал детей,стимулировал на самоорганизацию. На начальном этапе во вступительной беседе формулировался мотив о необходимости знания букв.
Содержание урока соответствует требованиям программы.  Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности,  был посилен для учащихся первого класса.
Содержание урока соответствует возрастным нормам
Данный урок имеет непосредственную связь с  пройденным  материалом.
Активизация была представлена через систему вопросов,  различные формы организации работы, элементов занимательности и наглядности  (опорные таблицы,схема слова,предметные картинки), применение здоровьесберегающих технологий.
Использовались словесные,наглядные,практические методы обучения,метод контроля и самооценки.
В процессе урока развивалось внимание,фонематический слух,совершенствовались операции звуко-слогового анализа и синтеза.
 Степень сложности заданий увеличивался постепенно.
На всех этапах урока  приоритетная роль отводилась знакомству с буквой я.
Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.
Использовались различные виды контроля: самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).
Организованная  данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного с помощью учителя.
На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались  физиологические и психологические особенности детей,  проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования  различного занимательного материала.  Велась работа над преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся.  Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены  на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый  урок достиг. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии.