Пояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира в соответствии с ФГОС


Пояснительная записка.
Составитель: Маркова Галина Юрьевна.
Рабочая программа учебного предмета «История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по истории для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе рабочей программы «Всеобщая история» Вигасина А. А., Сороко- Цюпы О. С.; Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1.
Рабочая программа по истории ориентирована на учащихся 5-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту рабочей программы рабочей программы «Всеобщая история», предметная линия учебников Вигасина А.А., Сороко-Цюпы О. С., М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ: Вигасин А. А., Сороко- Цюпа О. С. Рабочие программы. Всеобщая история.- М.: Просвещение, 2014.
В системе предметов общеобразовательной школы курс истории представлен в предметной области «Общественно-научные предметы». Назначение предмета «История» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно - технологической, коммуникативной компетенций.Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление
им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение
базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Для достижения поставленных целей в 5 классе необходимо решение следующих задач:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Для обучения истории в МБОУ СОШ №1 выбрана содержательная линия учебно-методического комплекта по истории. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по истории состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов истории в классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по истории в 5 классе классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего
мира. Учебник. 5 класс.- М.: Просвещение, 2013.
2. Атлас по истории Древнего мира. 5 класс.- М.: Просвещение, 2013.
3. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2
частях. - М.: Просвещение, 2012.
4. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику Вигасина А. А., Годера
Г. И., Свенцицкой И. С. 5 класс (CD).- М.: Просвещение, 2012.
5. История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс
(CD).-М.: Просвещение, 2013.
6. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD).- М.:
Просвещение, 2012.
7. Контурные карты по истории древнего мира. 5 класс. М., Просвещение, 2013.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:
1. Брандт М. Ю. История древнего мира. 5 класс. Тесты.- М.: Дрофа, 2012.
2. Волкова К. В. Контрольно-измерительные материалы.- М.: ВАКО, 2014
3. Годер Г. И. Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс.- М.: Просвещение,
2011.
4. Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс. - М.: Просвещение, 2011.
5. Максимов Ю. И. Тесты по истории древнего мира. 5 класс.- М.: Экзамен, 2013.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Истории» в 5 классе:
1. Данилов Д. Д. Методические рекомендации к курсу «История древнего мира». 5
класс.- М.: Баласс, 2012.
2. Северина Е. А. История древнего мира. Поурочные планы.- М.: Учитель-АСТ, 2011.
3. Цветкова О. А. Дидактический материал по истории древнего мира.- М.: Владос, 2012.
4. Шевченко Н. И. История древнего мира. Методические рекомендации к учебнику.- М.:
Просвещение, 2011.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, тестов.
Итоговая аттестация – в форме тестирования.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
1) пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «История» (5 класс);
2) календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
3) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
История Древнего мира – 70 часов.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (8 часов).
Обучаемый научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.), последовательность и длительность цивилизаций, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
- использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпоху первобытности.
Раздел 2. Древний Восток (20 часов).
Обучаемый научится:
-  проводить поиск информации в отрывках исторических текстов материальных памятников Древнего Востока;
-  описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники древневосточной культуры; рассказывать о событиях стран Востока;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические объекты , анализировать и обобщать данные карты;
- характеризовать важные факты истории Древнего Востока, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
Раздел 3. Древняя Греция (21 час).
Обучаемый научится:
- раскрывать характерные черты устройства древнегреческих городов, положения основных групп населения в обществе;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории,
выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать
частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- раскрывать характерные черты устройства древнегреческих городов, положения основных групп населения в обществе;
- давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры Древней Греции,
- рассказывать о важнейших событиях древнегреческой истории, используя
основные и дополнительные источники информации;
- уметь различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам древнегреческой истории ;-  объяснять, в чём заключались художественные достоинства памятников культуры Древней Греции: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
Раздел 4. Древний Рим (18 часов).
Обучаемый научится:
- читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать
местоположение историко-географических объектов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие, рассказывать устно и письменно об исторических событиях Древнего Рима, их участниках или исторических деятелях ;
- давать характеристику памятникам древнеримской культуры, их
особенностям.
Раздел 5. Повторение (3 часа)
Обучаемый научится:
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции и Рима, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.