Урок математики в 6 классе по теме Сложение отрицательных чисел.


Тема : «Сложение  отрицательных  чисел»
Учитель математики : Захваткина И.В.
Урок  математики
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Форма урока: урок – исследование.
Цели урока:образовательные:1) ввести правило сложения отрицательных чисел .2) добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения;развивающие: 1) развитие навыков само- и взаимоконтроля, математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти, математической грамотности и умения анализировать, обобщать;воспитательные: 1) формирование положительной мотивации и интереса к математике, потребности в приобретении новых знаний, воспитание активности, умения общаться, воспитание общей культуры.
Оборудование : доска, маршрутный  лист, учебник, Рабочая Тетрадь.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)
1.Организационный момент.
Здравствуйте !Проверьте , пожалуйста  , наличие  маршрутных  листов ,рабочей тетради, книжечки с КИМ, а также  свою  готовность  к  уроку.
Итак, урок мы начинаем,
Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!
Устный счёт: стр.177 учебника №1049
2.Сообщение  темы , цели  и  задач  урока .  
Мотивация урока:
Сегодня мы урок проведем под девизом: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний
Фронтальный опрос:
На  предыдущих  уроках  мы  познакомились  с  новыми  числами . Как  они  называются? (отрицательные)
Какой  знак  используется  для  обозначения  отрицательных  чисел .Как  называются  числа , лежащие  правее  точки  отсчета  на  координатной  прямой ?
Как  называются  числа , которые  отличаются  только  знаком ?
Чему  равна  сумма  противоположных  чисел ?Как называется число, указывающее  положение  точки  на  прямой?
Как называются одним словом натуральные  числа , им  противоположные  и число  ноль ?
Как сравнить 2 отрицательных  числа?
Что называется модулем числа А?
Чему равен модуль чисел -8, -3, 0, 9,+10, -1?
Точка А(-2) была перемещена на 4 единицы влево ( на 5 единиц вправо). Назовите координату точки, в которую она переместилась.
Выполните сложение , используя координатную прямую   -2+(-3), 5+(-8), -4+(-1),
Итак , тема  сегодняшнего  урока :  Сложение  отрицательных  чисел.
Цель: Продолжить знакомство с правилом сложения отрицательных чисел и отработать навык счёта при решении примеров.
3. Актуализация  знаний  учащихся . Подготовка  к  активной   учебно -  познавательной  деятельности  на  основном  этапе  урока.
Задание  №1.   Заполните  таблицу , используя координатную прямую
а bа+b|a||b||a|+|b|-1 -3 -4 1 3 4
-2 -4 -6 2 4 6
-6 -1 -7 6 1 7
-5 -5 -10 5 5 10
-9 0 -9 9 0 9
-Посмотрите  на  третий  и  последний  столбцы.
-Что  вы  можете  сказать  о  числах , расположенных  в  этих  столбцах ?
-Сравните  результаты  сложения  с  любым  слагаемым.
-Сформулируйте  правило  сложения  отрицательных  чисел.
Задание №2.  Найдите  значение  выражения : Открыли Рабочие Тетради (32),стр.155, № 1, 2, 3
На закрытую доску вызывается ученик № 3 (б,г)
(7 минут)
Итак, ПРОВЕРКА: № 1 – Прочитать правило.
№ 3- Проверяем № 3 (б, г) (Самопроверка)
4. Физминутка.
5. Закрепление  знаний.
Задание  № 3 Выполняем задания из учебника № 1045, 1046,

История возникновения отрицательных чисел начинается в VII веке в Китае и Индии. Только тогда они назывались не отрицательными числами, а были «долгами» или «недостачей». Математик из Индии БРАХМАПУТРЫ уже в то время формулировал правила следующим образом
«Имущество  и  имущество  есть  имущество».
«Сумма  двух  долгов  есть  долг».
«Сумма  имущества  и  нуля  есть  имущество».
«Сумма  двух  нулей  есть  ноль»
Переведите  на  «Математический  язык»  данные  правила.
6. Домашнее задание: № 1056, Р.Т.-32 (1-8)
7. Тест №21 (стр. 44)
8.Подведение  итогов  урока.
Теперь проведем игру «Да-нет» .
+ 1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами.
- 2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа.
+ 3. Сумма противоположных чисел равна нулю.
+ 4. Модуль числа 0 равен нулю.
- 5. Модуль числа может быть отрицательным.
- 6. Противоположные числа имеют разные модули.
+ 7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.
- 8. Нуль меньше любого отрицательного числа.
+ 9. Нуль меньше положительного числа.
+ 10 .Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится.
- 11. Сумма 2-х отрицательных чисел – число положительное.
(Неверный ответ исправить на верный)
Подведем  итог  нашего  урока
.  Человек  обладает  положительными  и  отрицательными  качествами. Эти  качества  можно  распределить  на  координатной прямой . Давайте  отметим  на  координатной  прямой  ваше  отношение  к  нашей  работе  на  нашем  уроке.
Выводы.  Поставленные  цели  и  задачи  выполнены.  Пройденный  материал  учащимися  усвоен. Учащиеся  активно  участвовали  в  ходе  урока , выполняя  все  предложенные  задания . Каждый  высказал  свое  мнение. Учащиеся  внимательно  слушали  друг  друга ,  не  перебивали , что  очень  важно  при групповой  работе. Такие  уроки  полезны , наглядны , легко  усваиваются  детьми .
Фамилия, имя:
Задание №1: Заполните таблицу, используя координатную прямую.
а
b а+b |a| |b| |a|+|b|
-1
-3 -2
-4 -6
-1 -5
-5 -9
0 Координатная прямая: