Методическая разработака на тему «Методика обучения игре на ударных народных инструментах»








Методическая разработка


«Методика обучения игре на ударных народных инструментах»





Разработку выполнила:
педагог дополнительного образования
Ахтямова З.Л.











г. Ульяновск
2016 год




Цели: познакомить педагогов и обучающихся в
музыкальных, вокальных студиях, ансамблях,
оркестрах с методикой обучения игре на ударных
инструментах и овладение навыками игры и
импровизации.
Задачи: приобретение начального
музыкального опыта: музыкального
воспитания детей на народных
традициях и обучения игре на
народных ударных инструментах.















Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ударных инструментах (трещотка, бубен, колокольчик, ложки и т. д.) не требует длительного времени и специальной подготовки.
В процессе знакомства с ударными инструментами дети:
- узнают от истории его создания
- изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том
числе технические) возможности
- устанавливают принадлежность к подгруппе по
звукообразующему элементу:
а) корпус инструмента – шумовые;
б) мембрана, перепонка – перепончатые;
в) пластина – пластинчатые;
- познают, как образуется звук:
а) от удара пальцев рук, ладоней, палочек или частей
инструментов друг о друга;
б) в результате встряхивания;
в) трения (скольжения);
г) других приёмов звукообразования, в том числе
смешанных;
- познают свойства звука: неопределённая или определённая
высота, тембровые характеристики, динамические возможности
и т. д.;
- приобретают знания об особенностях применения народных
ударных инструментов.
При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембральными красками. Мышцы кисти рук не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Инструмент следует держать крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки меняя динамику (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое восприятие.
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать

необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (приём игры «волна») с ними проводится игра- разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофёра, крутящего руль автомобиля.
На начальном этапе рекомендуется изучать инструменты без определённой высоты звучания (из подгруппы шумовых и перепончатых)
Характер производимого по инструменту удара (жёсткий или мягкий, скользящий или прямой), изменение его силы определения точки соприкосновения с инструментом, по которому будет произведён удар, обусловлены музыкально – художественными исполнительскими задачами. У любого ударного инструмента есть зоны наибольшей и наименьшей амплитуды колебаний корпуса. Например, на рубели, зная особенности этого инструмента и грамотно реализуя его возможности, сочетая различные приёмы звукообразования, можно исполнить яркое выразительное, богатое тембровыми и динамическими оттенками произведение.
Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными музыкально – выразительными характеристиками.




Некоторые приёмы игры на ударных инструментах.
Приёмы игры на ложках
Черенки ложек зажаты в обеих руках. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приёма начинается обучение игры на ложках.
Полость черпака одной ложки зажата в ладони (обычно левой руки). Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты.
Ложки держат в правой руке; их черенки (посередине) находится указательный палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1- 2 см.). Черенки зажаты в ладони руки.
Ложками ударяют:
- по ладони левой руки
- поочерёдно по правой и левой ноге (немного выше колена)
Курская трещотка
Ударный инструмент, обладающий характерным трескучим
звуком. Его ещё иногда называют трескотухой.
Трещотка состоит из пластин (от 10 до 25) разделённых небольшими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на 2 ремешка или шнур. В имеющиеся на концах ремешка петли продеваются большие или указательные пальцы, на которых и удерживается на весу трещотка. Обладая большими


техническими и динамическими возможностями, курская трещотка находит широкое применение в современной исполнительской практике.
Погремушка
Насыпанные в полость глиняной погремушки мелкие камушки, зёрнышки и др. мелкие предметы при встряхивании создают характерный шуршащий звук. Погремушки так же изготавливаются из дерева, бересты, высушенного пузыря домашнего животного и других природных материалов.

















Используемая литература

1. Д.А Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» Москва Гуманитарный издательский центр 2002г.









































15