Урока по истории для 10 класса по теме «Динамика нравственности и духовности в древних обществах»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА.

Преподаватель: Николаева Н.В.
Предмет: история
Класс: 10
Тема: Динамика нравственности и духовности в древних обществах

Субкомпетенции:
Объяснение изменений и причин изменений изучаемого периода- периода античности.
Использование исторических источников, отбор информации из различных источников для аргументирования собственного мнения.
Критический анализ различных мнений относительно изменений в период античности по вопросу динамики нравственности и духовности.

Операциональные цели:
Использовать полученную информацию для внесения записей в логическую схему, дополняя данные схемы.
Уметь изучать различные материалы и тексты, анализировать полученную информацию для определения сравнительной характеристики различных религиозных пантеонов и религиозных учений.
Выявлять причины, оказывающие влияние на изменения, происходящие в динамике нравственности и духовности.
Обобщать полученную информацию по вопросам, касающимся развития нравственности и религиозной системы.
Определять значение появления религий спасения и мировых религий.
Проявлять толерантность в обсуждении вопросов и проблем, предлагаемых в ходе изучения темы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Дидактические ресурсы:
Материальные:
Раздаточные материалы: учебные тексты: Брахманизм. Джайнизм. Индуизм. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. Зороастризм. Иудаизм; материалы для изучения: Египетский пантеон. Шумерский пантеон. Греко-римский пантеон.
Учебное пособие: В.Хачатурян. «История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века». 10-11 кл.
Историческая карта: «Рост государств в древности».
Логические схемы (см. Приложения 1, 2).
«Учение Конфуция – правила человеколюбия», Библейские афоризмы, Пифагоровы нравоучительные правила. (Приложение 7).

Временные: 90 минут

Дидактические технологии:
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы: «Знаю – хочу знать», Brainstorming, «Головоломка», «Сотрудничество», «Круглый стол», «Аквариум», «Коллективная скульптура», Sinquain, эвристический, исследовательский, прогнозирование, конспектирование, систематизация, составление логической схемы, постер.

Оценивание: вербальное, индивидуальное, самооценивание, взаимооценивание.

План урока:
Этапы урока
Операционные цели
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)

Временные ресур-сы
Оценивание







I. Вызов.

1. Орг-момент
Связь с изучен-ным мете-риалом
1. Определить –
что знаем – что хотим знать?
Какие дополнения возможны в данной логической схеме.
Объявление темы урока.
Активизация класса на работу на уроке – внимание на логическую схему
(Приложение 1.)
Прозводящее хозяйство:
- как шел процесс формирования нравственности?
- кто направлял процесс формирования нравственности?
- что оказывало воздействие на утверждение производящего хозяйства?
- под влиянием каких факторов осуществлялось разделение на материал. производство и духовную жизнь?
- на какие группы разбивается духовная жизнь - жрецы, философы, учителя, служители искусства (архитекторы, танцоры, скульпторы, музыканты)
Отвечают на вопросы. Вносят дополнения в схему. Вносят записи в тетради в заготовленную схему в тетрадь.
Метод «Знаю – хочу знать»,
Направляемая дискуссия.




10 м.


Вербальное


2. Опреде-лить и записать в тетрадь: какие кате-гории служи-телей дух. жизни толко-вали нрав-ственность?
Объяснение с опорой на знания учащихся.
Нравственность толковали:
1.жрецы – увязывали этич. нормы с заветами богов.
2.правоведы – возводили прежн. правила в ранг норм права (их соблюдение подкреплялось силой государства)
3.учителя – обучали молодое поколение своду правил поведения.
4.философы – толковали смысл этических норм.

изменение правил поведения в обществе
Вносят записи в тетради, допол-няя логическую схему.
Метод «Мозговая атака».




3 м.


Вербальное


Этапы урока
Операционные цели
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)

Временные ресурсы
Оценивание

II. Осмысление
Изучение новой темы.




Составление посте-ра
3. Проработать материал о Египетском, Шумерском и Греко-римском пантеоне.
Раздает материал для изучения.
(Приложения 3, 4)
Предлагает внести данные в таблицу:
Егип. пан-теон
Шу-мер. пан-теон
Греко рим-ский пан-теон






Ученики в парах изучают предло-женные матери-алы + переносят заготовку таблицы в тетрадь.
Метод «Голо-воломка». Конспектиро-вание.
Системати-зация.


4 м.



Вербальное


4. Составить постер Египетского и Шу-мерского пантеонов (кр. хар-ку). Найти сходства и отличия.
Руководит защитой мнений учащихся.

Вносят данные в таблицу. Участвуют в дискуссии.
Примерный ответ:
Египетский Шумерский
Пантеоны:
- вера связана с жизнью и деятельностью;
- политеистич .религия;
- зависимость представ.
общества от религии;
- религия тесно связана с нуждами политич. власти;
- обожествление власти;
- док-ва, что человек произошел от разных составн. природы;
- борьба жречества и
представителей власти.
Эвристичес-кий метод.


5 м.


Вербальное
Индивиду-альное.


5. Составьте прогноз о результатах борьбы жрецов с царями и соотнесите его с реальными событиями.
Дополняет предложения учащихся.

Вносят данные в таблицу.
Метод «Нап-равляемая дис-куссия» + минилекция с конспектиро-ванием.


6 м.




Примерный ответ:
Египет
Месопот.

Аменхотеп IV (Эхнатон)-
Политическая реформа = попытка уменьшить силу жрецов. Атон - над др. богами
Хаммурапи – религиозная реформа. Мардук – «верх.» божество = усиление роли царя.







6. Определить черты Греко-римского пантеона – составить постер.
Руководит составлением постера.
Предлагают и вносят ин-формацию для внесения в табл.
Метод «Направляе-мая дискуссия».
Постер.


5 м.




Примерный ответ: Греко-римский пантеон
Политеистическая религия.
Соединение греческих божеств с римскими.
Антропоморфность греческих богов.
Боги + герои-полубоги у греков.
Римляне – почитание чужих богов из др.стран.
Наиболее близкой к человеческому обществу – религия греков.





Этапы урока
Операционные цели
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)

Временные ресурсы
Оценивание




Записи в логи-ческой схеме.
7. Обобщить полученную информацию для внесе-ния в схему.

Осушествляет дополнение логич. схемы, ведя записи на доске.
(Приложение 2)
Осуществляют обобщения о развитии мифо-логич. религии и вносят записи в тетради в логич. схему.
Примерный ответ:
1. человек – часть природы
2. природа наделена человеческими чертами.
3. обожествление природных явлений
4. существование образа потустороннего мира.
Метод Brainstorming.
Составление логической схемы.


3 м.



8. Отметить факторы, оказавшие влияние на революц. переворот в дух. жизни I тыс.до н.э.
Дополняет логическую схему на доске.
Осуществляют записи в тетрадях.
Примерные записи:
* развитие письменности
* возникновение логической мысли;
* научные знания;
* развитие гос. власти;
* появление мир.держав.
Метод Brainstorming.


2 м.



Изуче-ние Рели-гий Спасе-ния
9. Проработать материал о различных
религиях спасения в минигруппах из 4-х человек.

Раздает материал группам учащихся:
- брахманизм,
- джайнизм,
- буддизм,
- индуизм,
- даосизм,
- конфуцианство,
- зороастризм,
- иудаизм.
(Приложения –5
(1-8).
Каждый член группы изучает свою информацию о религии спасения.
Метод «Голо-воломка».



3 м.

Наблюде-ние.
Оценива-ние деятельнос-ти групп.


10. Обсудить в группе предлагае-мые вопросы

Акцентирует внимание четверок на обсуждение вопросов:
1.почему – религии спасения?
2.какие нормы этики проявляются в религиях спасения?
Обсуждение вопросов до достижения консенсуса.
Метод «Сот-рудничество».


2 м.



Этапы урока
Операционные цели
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)

Временные ресурсы
Оценивание



Нравственные нормы в Рели-гиях Спасе-ния
11. Назовите нравствен. нормы, проявляю-щиеся в Религиях спасения.
Следит за защитой мнений групп.

Вносят записи в концептуальную таблицу под диктовку.
Примерная запись
(Приложение 6).
Метод «Аквариум».

13 м.



12. Обобщите информацию – почему данные ре-лигии названы религиями Спасения?
Руководит по-ступлением предложений от групп.
Участвуют в дискуссии от группы, вносят записи в тетради.
Метод «Направляе-мая дискус-сия»

3 м.




Примерные записи:
1.освобожд. от страданий, неуверенности в себе и неудовлетворенности собой.
2.предлагают решение разных проблем.
3.освобожд. от страшного мира.
4. разрешают социальные и политические противоречия.
5. помогают победить зло.





13. Обобщить информацию о религиях спасения для внесения в логич. схему.
Записывает обобщения на доске.
Осуществляют записи в тетрадях.
Примерная запись:
* новая система пред-ставлений о мире;
* нравственная система координат;
* религиозная этика;
* омолаживание цивилизации.
Метод Brainstorming.


3 м.




Формирова-ние Миро-вых рели-гий.
14. Попробуйте указать – какие религии стали мировыми?
Отводит стрел-ками от религий спасения – какие мировые.
Буддизм, иудаизм + появление христианства.
Вносят предложения.
Следят за показом по карте.
Систематиза-ция.


1 м.



15. Определить причины формирова-ния мировых религий.
Комментирует предложения учащихся.
Участвуют в дискуссии и вносят записи в тетрадь.
Эвристичес-кий метод.


5 м.




Примерные записи:
1. возросло население.
2. возрастает недовольство угнетаемых масс.
3. темпы производства замедлились.
4.проявляется нерентабельность труда рабов.
5. создание Мировых держав.
6.разложение морали господствующих слоев общества.
7. стремление найти общие дух. интересы внутри мир. держав.






Этапы урока
Операционные цели
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Дидактические технологии (формы и методы), (материальные ресурсы)

Временные ресурсы
Оценивание



Значе-ние появления христианства.
16. Отметить значение появления и распространения христианства
Называет стра-ницу текста в учебнике «История мировых цивилизаций».

Чтение раздела в учебнике «Культура эпохи империи».
Исследовательский метод.

2 м.




17. Назвать элементы значения появления и распространения христианства
Комментирует высказывания уч-ся и руководит записью в тетрадях.

Участвуют в дискуссии и ведут записи в тетрадях.
- обращалось к любому человеку;
- требование человеч-ности;
- утверждало этические нормы поведения;
- ориентация на само-совершенствование
Фронтальная дискуссия.


6 м.



III. Рефлексия
Закрепление изученного материала.

18. Обобщить процесс динамики нравственности.
Предлагает уч-ся называть составные части Древа нрав-ственности и отмечает их на листе, на кот. нарисовано схематично Древо.
Учащиеся называют элементы, способствующие росту Древа нравственности в древних обществах. Далее «веточки» - заполняют, записывая по очереди на листе.

Метод
«Коллективн. скульптура» + метод «Кругл. стол».





10 м




IV. Экстензия
19. Написать 5-ти строчное стихотворе-ние по теме.
Напоминает правила написания Sinquain.

Написание 5-ти строчного стихотворения Sinquain.
В ходе выпол-нения задания – учащиеся выс-тавляют оценки друг другу.
Метод SINQUAIN.



6 м.











Приложение 1.



Материальное
производство

Присваивающее Производящее
хозяйство хозяйство

Духовная Жрецы
жизнь Философы
Учителя
Архитект.
Скульпт.
Танцоры
Музыкант
__________
Нравственность






Приложение 2


ДИНАМИКА НРАВСТВЕННОСТИ





Мифологич. ? Религии ? Мировые
религии спасения религии
? ? ?


















Приложение 3.


Египетский пантеон
Шумерский пантеон
Месопотамия: Аккад, Вавилония,
Ассирия

Бог солнца – Ра
Бог воздуха – Шу
(сын бога Ра)
Богиня неба – Нут
(дочь Шу)
Бог земли – Геб
(сын Шу, муж Нут)
Бог плодородия – Мин
Бог пустынь, бурь, непогоды – Сетх (Сет)
Бог луны – Хонсу
Бог воды – Себек
Богиня-матерь – Баст -Владыка мертвых -
Осирис
Богиня материнства –
Сохмет
Бог мертвых – Анубис
Бог музыкантов – Ихти
Богиня любви, красоты и радости - Хатхор
Матерь солнца, богиня охоты, войны – Нейт
Богиня справедливости и истины - Маат
Бог мудрости - Тот

Бог-гончар - Хнум
Богиня охотников –
Сатис
Священные животные:



Бык



Осел, Свинья,
Гиппопотам
Крокодил
Кошка



Львица
Шакал


Корова




Павиан, птица – Ибис
Баран


Боги Египта имели своих свя-щенных живот-ных. Такая фор-ма религии наз.
Зоолатрией

4 бога создателя

Ан(Ану) Энлиль Энки Нинлиль
Бог неба Бог созда- Богиня
воздуха тель любви и
Ки людей плодородия
Богиня и цив. охр. Посевы
Земли сыновья:
Син - лунный бог
Уту (Шамаш) – бог солнца

Инанна – богиня планеты Венеры
Иштар - богиня земного плодородия и
Любви

Син, Шамаш и Инанна - верховная
триада божеств


Мардук – бог покровитель новой столицы
Вавилон
Тиамат - богиня первобытного океана

Бог Лахар – создал овец и коз
Богиня Ашнан – опустила в землю первые
зерна










Приложение 4.
Греко-римский пантеон
Греция
Рим

Зевс – громовержец – бог грозы и
молнии
Юпитер – бог грозы и света

Гера – царица богов, защитница
семьи и любви между мужем и
женой
Юнона - богиня брака и
Материнства

Деметра – богиня плодородия земли
Цецера – богиня произрастания и
созревания злаков

Персефона –богиня пахоты и урожая
Прозерпина (Либера)

Посейдон – бог морей и всех
водоемов
Нептун – бог шторма и ветра на море

Гелиос – бог солнца, несет тепло и
Жизнь
Соль

Апполон – бог солнечного света,
муз, покровитель дорог,
путников и мореходов
Сатурн – бог времени, бог земледе-
лия, виноградарства

Артемида – покровительница охоты,
Богиня растительности и
Плодородия
Диана – покровительница простых
людей, богиня-охотница

Пан – бог лесов, полей, стад
Сильван – бог лесов

Гефест – бог огня и кузнечного
Ремесла
Вулкан – бог-кузнец

Гермес – вестник богов, покровитель
торговли, послов и путни-
ков дорог
Меркурий

Дионис (Вакх) – бог плодоносящих
сил, растительности, вино-
градарства и виноделия
Либер (Бахус)

Афина – богиня мудрости и справедливой войны, покровительница героев, зашитница порядка и справедливости
Минерва

Арес – бог несправедливой войны,
олицетворяет коварство и
вероломство
Марс – бог войны и растительности

Афродита – богиня красоты и любви
Венера

Гея – мать земли и сама земля


Ника – крылатая богиня победы
Виктория – богиня победы

Тихе – богиня счастья и удачи
Фортуна

Уран – олицетворение неба – его сын
Кронос

Сатурн

Населявшая мифический Олимп семья богов была построена по типу общины с развитым разделением труда.Боги ссорились между собой, вступали в браки со смертными, заботились о своих детях.
Не имели общего жилища ни на небе, ни на земле. Местами обитания каждого бога были священные рощи – дубовые и буковые

Приложение 5 - 1

Брахманизм
Брахманизм – прямой наследник ведической религии. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи, довольно далеко ушедшей от системы вед. Появление в северной Индии сложных социальных структур и прогосударств привели к заметному расслоению общества – появились сословия-варны: брахманов, кшатриев, вайшья, шудр. Сословие жрецов заняло ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов в поздневедический период были составлены и так называемые брахманы – прозаические тексты, содержащие ритуальные и мифологические пояснения и комментарии ко всем четырем ведам. Время составления этих брахман - X-VII вв. до н.э. Тесная связь между жрецами-брахманами и текстами-брахманами естественна и неоспорима: именно жрецам принадлежало право комментировать веды. Брахманы-жрецы, брахманы-тексты, наконец, появление идеи верховного Брахмана-абсолюта, повлекшей за собой усиленную философскую разработку кардинальных проблем бытия и мироздания, - все это привело к формированию брахманизма, религии древних брахманов.
Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Согласно брахманам-комментариям, существовали четыре формы платы: золотом. Быками, лошадьми и одеждой. Сами брахманы должны были свято блюсти также четыре основных принципа: быть подлинно брахманского происхождения, вести себя подобающим образом, учиться и блистать ученостью, помогать людям, т.е. совершать для них обряды жертвоприношений.
В брахманах-комментариях делался акцент на существование прямой связи между долголетием и бессмертием, с одной стороны, и количеством и качеством жертв – с другой: жертвенная еда – это и есть пища бессмертия.
Все то, что воспринимается чувствами и находится в постоянном изменении – не реально, т.е. непостоянно, непрочно, не недвижно, не вечно, хотя оно является феноменальным. Зато за всем феноменальное, суть которого лишь внешнее проявление, скрывается реальное, стоящее выше атрибутов и качеств. Эта реальность и есть Брахман, Атман, Тот, вечность и бесконечность, первопричины феноменального мира, Вселенной. Вот почему для истинного мудреца важно проникнуть к Абсолют