Рабочая программа, отряд ЮИД


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Согласовано:
на заседании методсовета
протокол №_______
от _____________ 201_ г
зам. директора по УВР
_________(С.К. Емелина) Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ № 15»
_____________(Г.Н. Голынина)
«___» ______________201__ г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по ФГОС в 5 классе
"Юные инспектора дорожного движения"
социальное направление

Составитель: Кузьмина Н.А., руководитель отряда юных инспекторов дорожного движения
г. Еманжелинск
2015
Пояснительная записка
Программа "Юные инспектора дорожного движения" реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Актуальность: Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Несмотря на то, что движение ЮИД существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п.
Цель программы: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.Задачи:
Обучающие:
- изучить с ребятами основы правил дорожного движения;
- научить школьников навыкам оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
Развивающие:
- развить интерес к изучению безопасного поведения на дороге;
-развить в детях внимательность, наблюдательность, творческое воображение, эрудицию;
- развить инициативу и активную позицию у обучающихся при участии в мероприятиях и пропаганде ПДД среди других школьников;
Воспитательные:
- сформировать у ребят умение работать в коллективе, испытывать чувство ответственности за общее дело;
- воспитывать доброту и уважение к окружающим;
- формировать активную гражданскую позицию.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного  движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- План воспитательной работы ОУ
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"
По уровню освоения материала программа базовая. Данная программа дополнительного образования детей направлена на создание в школе отряда юных инспекторов движения из обучающихся 5 классов для формирования у них знаний и умений по правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге. Ребята в процессе обучения знакомятся с основами работы инспекторов ГИБДД, осваивают основы первой доврачебной помощи. Программа предполагает участие в ней детей в возрасте от 10 до 12 лет.
Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на один год и будет реализована в 2015-2016 учебном году.
Формы и режимы занятий: занятия проводятся в групповой форме как внеурочная кружковая работа. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по профилактике безопасности дорожного движения.
Основными формами занятий являются: теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, соревнования, конкурсы.
Среди методов, в основе которых лежит способ организации занятия, будут использованы словесные методы обучения (устное изложение, беседа), наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение), практические методы обучения.
Среди методов, в основе которых лежит уровень деятельности детей, будут использованы объяснительно-иллюстративные методы обучения, репродуктивные методы обучения и частично-поисковые методы обучения.
Будут использованы следующие формы проведения занятий: теоретическое занятие, занятие-игра, экскурсия, конкурс, акция, КВН и другие.
Предполагаемые результаты:
К концу учебного года обучающиеся должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- управлять велосипедом.
иметь навыки:
-дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
-взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Место курса внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения» в учебном плане МБОУ «СОШ №15»
Курс внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения" будет проходить в объеме 34 ч., 1 час 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план

п/п
Тема
Теоретические занятия Практические занятия Всего часов
1 Путешествие в историю ПДД
2 2 4
2 Дорога, что ты расскажешь о себе?
1 2 3
3 В гости к Светофору Светофорычу 1 1 2
4 На дороге постовой, а кто он такой?
1 1 2
5 Мой друг – велосипед
2 4 6
6 Современный транспорт
1 1 2
7 Что такое ДТП?
1 2 3
8 В стране дорожных знаков
2 1 3
9 Оказание первой медицинской помощи 2 3 5
10 Я с дорогою дружу - 4 4
итого 13 21 34
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"
В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить
с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,
приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении до-
рожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пе-
шеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их пове-
дения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального го-
сударственного образовательного стандарта начального общего образо-
вания.
Содержание программы
1. Путешествие в историю ПДД.
Теория: Откуда появились ПДД. История детского объединения ЮИД. Знакомство с положением ЮИД. Разработка эмблемы отряда ЮИД. Правила пешехода. Практическое занятие: «Акция «Улыбнись прохожий, улыбнись водитель», «Мы рисуем улицу».
2. Дорога, что ты расскажешь о себе?
Теория: Что значит слово «дорога»? Правила поведения на дороге. Практическое занятие «Выход на улицы поселка», «Безопасный подход к школе».
3. В гости к Светофору Светофорычу
Теоия: История возникновения светофора. Виды светофоров.
Практика: Сочинение сказок о Светофоре Светофорыче.
4. На дороге постовой, а кто он такой?
Теория: История появления на дорогах постовых. Зачем нужны регулировщики.
5. Мой друг – велосипед
Теория: История появления велосипеда. Устройство велосипеда. Правила движения на велосипеде. Практика «Фигурное вождение на велосипеде»
6. Современный транспорт.
Теория: Виды транспорта. Правила поведения в транспорте.
Практическое занятие «Правила поведения в транспорте».
7. Что такое ДТП?
Теория: Причины возникновения ДТП.
Практическое занятие создание буклета «Помни, пешеход!». Акция «Помни, пешеход!»
8. В стране дорожных знаков.
Теория: История возникновения дорожных знаков. Группы дорожных знаков. Практика: КВН «Я знаток дорожных знаков».
9. Оказание первой медицинской помощи.
Теория и практика: Виды повязок. И способы их наложения; виды ран и способы их обработки; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений; оказание ПМП при переломах, ожоге, шоке, обмороке; как делать искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП при дорожных происшествиях.
10. Я с дорогою дружу. Традиционно-массовые мероприятия.
Практика:
1. Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
2. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
3. Подготовка и участие агитбригад по ПДД.
4.Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный
транспорт.
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внима-
тельный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных дей-
ствиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, пред-
усматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на во-
прос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблаго-
приятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного
движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на
дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с осо-
бенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих зна-
ков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно
определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты
(по рисункам и личным наблюдениям);
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож-
ного движения:
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, уста-
навливать их причины, определять пути исправления.
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного сред-
ства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении до-
рожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками до-
рожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в
игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от
дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, за-
прещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предпи-
саний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на
дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрываю-
щих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного
пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в
игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить
игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать раз-
личные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их
поведения в зависимости от ситуации;
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности по ФГОС в 5 классе
отряд "Юные инспектора дорожного движения"
№ Темы занятий Дата
1 Путешествие в историю ПДД 2 История детского объединения ЮИД. Знакомство с положением ЮИД. Разработка эмблемы отряда ЮИД. 3 Правила пешехода. Конкурс рисунков «Мы рисуем улицу». 4 Акция «Улыбнись прохожий, улыбнись водитель» 5 Дорога, что ты расскажешь о себе?
Что значит слово «дорога»? Правила поведения на дороге. 6 Практическое занятие «Выход на улицы поселка» 7 «Безопасный подход к школе» 8 В гости к Светофору Светофорычу. История возникновения светофора. Виды светофоров. 9 Сочинение сказок о Светофоре Светофорыче. 10 На дороге постовой, а кто он такой?
История появления на дорогах постовых. 11 Проект «Зачем нужны регулировщики» 12 Мой друг – велосипед. История появления велосипеда. Устройство велосипеда. 13 Правила движения на велосипеде. 14 Практика «Фигурное вождение на велосипеде» 15 Практика «Фигурное вождение на велосипеде» 16 Практика «Фигурное вождение на велосипеде» 17 Практика «Фигурное вождение на велосипеде» 18 Современный транспорт. Виды транспорта. Правила поведения в транспорте. 19 Практическое занятие «Правила поведения в транспорте». 20 Что такое ДТП?
Причины возникновения ДТП. 21 Просмотр видеороликов. 22 Практическое занятие создание буклета «Помни, пешеход!». Акция «Помни, пешеход!» 23 В стране дорожных знаков
История возникновения дорожных знаков. 24 Группы дорожных знаков. 25 Практика: КВН «Я знаток дорожных знаков». 26 Оказание первой медицинской помощи 27 Виды повязок. Способы их наложения; виды ран и способы их обработки; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений; 28 Оказание ПМП при переломах, ожоге, шоке, обмороке; 29 Как делать искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего. 30 Оказание ПМП при дорожных происшествиях. 31 Я с дорогою дружу. Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану). 32 Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. 33 Подготовка и участие агитбригад по ПДД. 34 Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо». Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Наименование научно – методического обеспечения
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 13 июля 2015 года)
Правила дорожного движения РФ. 2015 г.
Постановление Правительства РФ "О правилах дорожного движения от 30.06.2015
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2015 г.
Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -2012.
В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2014.
Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 2010.
Газета «Добрая дорога детства»
Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
Романова Е.А. Классные часы по правилам дорожного движения. Москва.: ТЦ Сфера, 2010. Наименование
материально-технического обеспечения
- кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
- видеоролики о ПДД;
- медицинская аптечка;
- плакаты, стенды;
-магнитная доска
- проектор, экран;
-учебно-тренировочные перекрестки (4 шт)
Наименование информационного обеспечения
- обзор аналитической информации;
- оформление информационных стендов;
- банк данных (разработки уроков, беседы для обучающихся, разработки внеклассных мероприятий)
- тесты Интернет-ресурсы
http://perekrestok.ucoz.com/load/ перекресток
http://www.dddgazeta.ru/ добрая дорога детства
http://www.gai.ru/PermisDeConduire/pddrf - Информационный портал ГАИ.РУ. http://ru.wikipedia.org/wiki/Правила_дорожного_движения  -свободная энциклопедия о правилах Дорожного движения
http://www.gibdd.ru  - Официальный сайт ГИБДД МВД России
http://www.radionavigator.ru/bezopasnostq-dvigeniy.html  -- Дети и дорога
http://7sbgibdd.ru/page165637  - Сайт ГИБДД - ДПС ПДД РФ
http://detkin.ru/note/210.html — Азбука дорожного движения для детей