Методическая разработка Здоровьесберегающее обучение как необходимость модернизации обучения в малокомплектной начальной школе

Введение.
Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья современных школьников вызывает серьёзное опасение специалистов. Показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. ребёнок здесь проводит около 70 % времени от бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.
В документах Министерства образования РФ (Законе «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и др.) и Конвенции о правах ребёнка указывается, что «обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни», и подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования второго поколения.
Программа формирования здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандартов второго поколения – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Интенсификация образовательного процесса часто вызывает перегрузку организма. Перегрузка учащихся во время учебного процесса зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Говоря об объёме учебной нагрузки, следует учитывать, что она не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах и тем более в количестве прочитанных страниц или объёме изученного материала. Нагрузка напрямую зависит от психологического отношения школьников к обучению: если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаёт эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, может привести к перегрузке даже при относительно небольших объёмах материала. В этом смысле учебная нагрузка связана с программой образования, используемыми методиками и педагогическими технологиями, а также с индивидуальными особенностями детей.
Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие технологии включают в себя не только систему мер по охране и укреплению здоровья, но и совокупность психолого-педагогических приёмов и методов работы учителей, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.
Применение и использование технологий ещё не гарантирует успеха, большую роль здесь играет личностный фактор. Известно, что педагогическая практика – процесс творческий. Как отмечал А.А. Леонтьев, «нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурной ситуации, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенностях собственной личности и личности своих учеников».
Любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни, формирования навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.


Здоровье учащихся, как основа эффективного обучения.
Чтобы работать над сохранением и укреплением здоровья, нужно понять, что это такое. Определений «здоровью» несколько. Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Существует несколько определений здоровья, из которых следует, что это динамический процесс, которым возможно целенаправленно управлять им. Важно обратить внимание и на социальное благополучие, так как перемены, произошедшие в стране привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся на здоровье людей. Становится актуальной проблемой сохранение и укрепление здоровья с раннего детства.
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма. С точки зрения педагогики – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде. Отсюда, физическая активность– естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении
Психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. С педагогической точки зрения – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к сознательной деятельности.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Педагогическое определение – это моральное самообладание, адекватная самооценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе). Социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, помочь выполнить эти правила своим сверстникам.
Ребёнка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Факторы, влияющие на здоровье детей.
Экологические: солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.
80 % детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля, т.е. в экологически неблагоприятных регионах страны. В таких условиях особенно важно заниматься проблемой здоровья, учитывая особенности социально-экономических условий нашей действительности.
Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции); Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.
Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорождённого.
Педагогические. *Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки; * Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы. * Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования; *Динамика хронической и общей заболеваемости; * Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога); * Санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление ит.д.); * Двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики); * Рациональное питание (меню и режим питания); *Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остаётся мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются); *Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня); *Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребёнку, хотят от него больше, чем он может, винят во всём только ребёнка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам); *Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребёнка, его наклонностей, интересов); *Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.); *Межличностные отношения между сверстниками; *Правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ит.п.);
Очень важно не упустить время, пока современный школьник растёт и развивается, и грамотно сформулировать каждому педагогу основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе: - научить детей определять своё состояние и ощущения; - сформировать активную жизненную позицию; - учить и укреплять и сохранять своё здоровье; - понимать необходимость и роль двигательной активности; - обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; - уметь оказывать элементарную помощь при травмах; - формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма


Организация учебно-воспитательного процесса.
Учебная деятельность, связанная с высокими умственными, физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, должна учитывать индивидуальные, психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и потому быть строго регламентированной и рационально построенной. Рационализация учебного режима требует учёта характера и динамики работоспособности организма учащихся на протяжении урока, учебного дня, недели, года.
Известно, что ухудшение здоровья школьников напрямую зависит от учебных нагрузок, их неудовлетворённости своим учителем и негативного отношения к изучаемому предмету.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
4. Не менее трёх видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). Групповая работа в какой-то мере также помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Необходимо учитывать, что неподвижная поза очень утомительна для детского организма. Время, в течение которого младший школьник способен выдерживать статическую посадку, составляет не более 15 минут.
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).\
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальной школе, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей этого возраста. Они помогают снять статическое утомление мышц, ослабить умственное напряжение. Так как физическая и психологическая активность находятся в тесной связи, то бодрый и здоровый ребёнок будет эмоционально активен. При проведении физкультминуток необходимо учесть, что: - их продолжительность должна составлять 1,5 – 2 минуты; - набор упражнений должен зависеть от особенностей вида деятельности на уроке и состояния учащихся; - физкультминутки проводятся только на положительном эмоциональном фоне. При императивном стиле руководства дети, конечно, выполнят все необходимые упражнения, но это не освободит их от напряжения.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее
14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе.
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Задачей каждой школы и каждого учителя является подготовка ученика к самостоятельной жизни, что предполагает необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Это не тождественно учебному курсу «основы анатомии, физиологии и медицинских знаний». Поэтому выделяется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии», понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которых направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика не может ограничиваться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье ребёнка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приёмы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
К здоровьесберегающим технологиям можно отнести личностно ориентированные, так как для них присуще индивидуальность каждого ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий развития и реализации его природных возможностей. В этом случае ученик становится заинтересованным лицом, субъектом образовательного процесса.
Вместе с тем безграмотное использование технологий развивающего обучения таит в себе угрозу интенсификацию учебного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формирования у них утомления и переутомления.
Личностно ориентированное обучение предполагает: * поддержку индивидуальности ребёнка; * предоставление каждому ученику возможности работать в присущем ему темпе; * успешность деятельности; * обучение в зоне «ближайшего развития»; * предоставление права выбора деятельности партнёра, средств обучения; * создание возможностей для реализации творческих способностей; * демократический стиль взаимоотношений;
Пути реализации личностно ориентированного обучения.
усиление роли продуктивной творческой деятельности;
организация уровней дифференциации;
изменение функций контроля и оценки учебной деятельности;
отказ от инструктивного стиля руководства со стороны учителя и др.

К здоровьесберегающим технологиям можно отнести: * Технологии развивающего обучения (Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова) * Технология раскрепощённого развития (В.Ф. Базарный) * Технология саморазвития Марии Монтессори. * Педагогика сотрудничества * Проектные технологии * Проблемное обучение



Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 25% - от состояния окружающей среды, на 15% - от наследственной программы и на 10% - от возможностей медицины (по данным Всемирной организации здравоохранения). Основная задача школы сохранить в процессе обучения здоровье детей. Состояние здоровья также тесно связано с успешным обучением. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание экологических, гигиенических и других условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса, предотвращающих формирование у детей состояния переутомления. Чтобы дети чувствовали себя в классе комфортно, учебный день начинается с приветливой улыбки, ненавязчивой беседы о проведённом дне, о проделанных делах. Вводная гимнастика перед уроками при открытой форточке обеспечивает примерно до 300 движений различных групп мышц. Дети сами подбирают комплекс упражнений не только на укрепление мышц, но и на развитие систем организма, например, дыхательной, скелетно-мышечной, нервной. В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузок, поэтому ребёнок учиться понимать на укрепление каких мышц и систем организма действуют те или иные упражнения, учатся регулировать их количество, наблюдают за качеством выполнения упражнений сверстниками.
В начале каждого учебного года в беседе о режиме дня школьника отмечаем о необходимости утренней гигиенической гимнастики. Ребята здесь сами стараются ответить на вопрос: «А для чего она нужна?» Приходят к выводу, что гимнастика заставляет работать различные группы мышц, развивает силу, гибкость, ловкость, приобретается правильная осанка, улучшается дыхание, становимся бодрее. Она также служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка организма на определённый ритм. А чтобы гимнастика стала действительно «зарядкой организма», выводим «правила гимнастики»: 1)выполнять в свободной одежде; 2)начинать сразу после сна; 3)выполнять в проветренном помещении; 4)при выполнении упражнений правильно дышать (дышать глубоко и ритмично, вдыхать через нос и выдыхать через рот); 5)начинать с несложных упражнений, постепенно усложняя и увеличивая темп; 6)в конце занятия выполнить несколько упражнений на расслабление, чтобы привести к нормальному ритму работу органов кровообращения; 7)после физических упражнений обязательны водные процедуры. Во время этой же беседы необходимо обратить внимание ребят, что не для всех упражнения могут быть одинаковыми, что есть ребята, которым могут быть противопоказаны те или иные упражнения. На родительских собраниях также на это обращается внимание.
Урок – основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10 000 уроков. Важное значение на уроке имеет эмоциональный климат «Хороший смех дарит здоровье». Мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока создаёт ситуацию успеха. От того, как правильно будут организованы, построены учебные занятия, зависит физическое, психическое, нравственное здоровье школьника. 1 этап урока – врабатывание (совпадает с организационным моментом) – обычно характеризуется несогласованностью действий, отвлечённостью внимания, это время адаптации учащихся к предстоящей работе. 2 этап – оптимальная работоспособность – включает самые трудный материал урока. 3 этап - - пониженная работоспособность – совпадает с закреплением изученного материала, полученных знаний, после 25-30 минут от начала урока у детей падает темп и качество работы, теряется интерес.
У учащихся начальной школы особенно чувствительной является нервная система. Поэтому во время урока стараюсь чередовать различные виды учебной деятельности. Это опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание, ответы, решение проблемы (от 4 до 7 видов за урок). Использую также различные методы, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; методов свободы выбора (свободы творчества, выбор действий, выбор способа действия); активные методы (обучение действием, обсуждение в группе, ученик как исследователь); методы, направленные на развитие самопознание, саморазвитие (интеллекта, воображения, эмоций, общения), самооценки. Это снимает утомление, нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
На сроки и длительность этапов конечно же влияет возраст детей, место урока в расписании, эмоциональный настрой урока, чередование видов учебной деятельности, уровень трудности выполнения заданий, правильное использование физкультминуток, динамических пауз, музыкальных пауз, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и к своему здоровью. Фронтальная работа является самым утомительным видом деятельности для детей младшего школьного возраста. Многие учащиеся усваивают учебный материал без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такая информация накапливается, загружает память и отрицательно сказывается на развитии мыслительных способностей, речи, воображения. Фронтальную работу можно заменить организацией групповой работы. Эффективность восприятия информации повышается за счёт применяемых приёмов и технологий на уроке. На уроках применяю методику групповой работы. При этой методике учебный материал быстрее и лучше усваивается, детям легче работать вместе. Групповую работу можно использовать на любом этапе урока. В зависимости от учебных целей, группы организую по-разному: работа с соседями по парте; обычное расположение, а по команде учителя дети поворачиваются к соседям со стульями (здесь обязательно слежу за посадкой детей); ученики работают стоя (снимает статическое утомление мышц). При подборе детей в группу учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. Если ученик слабый, то ему не обязательно нужен сильный партнёр, а умеющий выслушать, терпеливый. Двух озорников объединять не стоит. Если ребята сами сформировали группы, то результат может получиться не совсем удачным, например, в одну группу попадут все сильные ученики, а в другую одни слабые. Поэтому стараюсь советоваться с ребятами и объяснять свой выбор. Но бывает такое, что ребёнок не хочет сегодня работать ни с кем, таких лучше не заставлять, через некоторое время они сами увидят, как увлечённо, слаженно работают их товарищи и сами могут позже присоединиться к ним. Перед работой в группе дети получают инструктаж (правила работы в группе – каждый имеет право быть выслушанным; каждый может иметь свою точку зрения; когда один говорит, другой слушает; мнение группы высказывает один человек), каждый участник группы получает свою роль, чтобы активно участвовать в работе группы. Каждый участник группы должен чётко понять свою цель. Работа в группах не может проходить в полной тишине, в классе есть звоночек – сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума. В групповой работе закрепляется навык общения. Дети учатся слушать и слышать, учатся работать в коллективе, работать самостоятельно, более слабые ученики активно включаются в работу. (Приложение 1)
Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания профессор В.Ф.Базарный вместо традиционной сгорбленной сидячей позы предлагает режим меняющихся поз. Когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. На уроках для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостности восприятия и познания мира применяю не «экологический букварь», как предлагает раскрепощенная технология В.Ф.Базарного, а карту полушарий (на уроках окружающего мира), специально приготовленный стенд к этому уроку, репродукции картин (на уроках русского языка). На этом этапе урока они могут поменять и позу стоя-сидя. В режиме дальнего зрения объекты находятся на максимально возможном удалении для детей. (Приложение 2) Такой режим способствует активизации зрительного сосредоточения вдаль, формирования навыка целостности восприятия изучаемого объекта, слов, предложений. При написании слов, слогов, предложений нужно выбрать цвет текста (зелёный улучшает настроение, жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение, чёрный в небольшой дозе сосредотачивает внимание, а в большой дозе вызывает мрачное настроение, коричневый цвет в сочетании с яркими цветами создаёт уют). Организую обучение в условиях расширенной зрительно- пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты «зрительные метки» (например, при изучении многозначных чисел многозначные числа, написанные словами на карточке, ищут числа, написанные цифрами, расположенных на стенах в разных местах). Этот приём создаёт предпосылки для снятия напряжения с глазных мышц. Для отработки навыков правильного чтения использую дидактические дорожки. С правой и с левой стороны классной доски на уровне глаз учащихся располагаю дорожки, на которых набрано предложение, разбитое на слоги. Впоследствии это предложение собирается, записывается и разбирается синтаксически (или любое другое задание)
Оздоровление, приобщение к здоровому образу жизни на уроках идёт через обучение. На уроках русского языка и математики использую физкультурно-познавательный компонент. Например, при изучении темы «Имена прилагательные– синонимы» предлагаю выбрать имена прилагательные для характеристики здорового человека и подобрать к ним синонимы и антонимы ( сутулый – статный, сильный – крепкий, ловкий – неуклюжий, бледный – румяный). При изучении темы по русскому языку «Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе» в 4 классе применяю пословицы и поговорки о здоровье, объясняем значение пословиц, определяем существительные с безударными окончаниями как орфограммы. По теме «Однокоренные слова. образование однокоренных слов при помощи приставок» учащиеся определяют значение приставок по-, раз-, про-, за- в словах бег, побег, разбег, забег, затем вставляют подходящие по смыслу слова в текст: На уроке физкультуры учитель предложил на короткую дистанцию. Серёжа взял хороший со старта. В ходе работы ведётся беседа о качествах бегуна, о занятиях учащихся в спортивных секциях. После беседы ребята по желанию пишут сочинения о своих спортивных кружках и секциях. (Приложение 3)

Большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки математики и окружающего мира. На таких уроках возможны такие задачи: 1) Человек за 70 лет жизни (в среднем) выпивает 10 000 л молока, а воды - 50 000 л. Во сколько раз и на сколько больше литров воды, чем молока, выпивает человек? Какое значение имеет вода для человека? 2)Петя и Маша начали есть кашу одновременно. У обоих каши было по 300 г. через 15 мин. Петя съел всю кашу, а Маша съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют каши для растущего организма?
Как разрядку, переход к физкультминутке предлагаю задачи в стихах. (Приложение 4)
Для восстановления работоспособности, для повышения внимания, эмоционального тонуса, для снятия статического утомления мышц обязательно на каждом уроке проводятся физкультминутки (1-2мин), физкультурные паузы (4-5мин), так как здоровый и бодрый ребёнок будет эмоционально активен. Время проведения физкультурных занятий на уроке определяется учителем. Физкультминутки проводятся только на положительном эмоциональном фоне. Обычно физкультминутки проводят сами ребята, а именно физорг класса, он подбирает понравившуюся физкультминутку, репетирует после уроков, т.е. готовится. Так как каждую неделю у нас в классе меняются поручения, в конце недели ребята оценивают качество выполненного поручения, поэтому ответственные ребята стараются подбирать более интересные рифмованные физкультминутки. Но на некоторых уроках, в зависимости от особенностей урока, стараюсь сама подбирать упражнения для снятия именно отдельных групп мышц, например, при длительном письме делаем такую физкультминутку для расслабления рук «Капуста» : Мы капусту рубим. Мы капусту трём. Мы капусту солим. Мы капусту жмём. (Движения имитаций действий)
Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок. Задача учителя – научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы. Предлагаю название упражнения («Скалка»), а ребята сами предлагают движения: покатать ручку между пальцами - большим и указательным, между ладонями); или «Игра на клавишах», предложение ребят – постукивание пальцами по парте, (учителю можно дать направление: чтобы отдохнули все пальцы – значит постукивание всеми пальцами по очереди. Ребёнок сам должен научиться понимать, когда ему следует отдохнуть и какие упражнения выбрать для снятия напряжения именно этой группы мышц.
Во время чтения, длительного рассматривания провожу работу по предупреждению утомления глаз. При написании письменных работ проводим упражнения для глаз, если просматриваем презентации, наблюдаем за сменяющимися, двигающимися фигурами. [слайд]
Дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры полушарий головного мозга, активизирует детей на уроке.
В состав упражнений для физкультминуток включаю упражнения:
по формированию осанки
по укреплению зрения
по укреплению мышц рук
для отдыха позвоночника
для снятия усталости ног
релаксационные для мимики лица
массаж для пальцев рук
направленные на выработку рационального дыхания.
После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.
Моя задача, как учителя, уделять серьёзное внимание развитию двигательной активности детей, решать эту проблему – проблему здоровья детей, необходимо комплексно. Очень важно формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Детям необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Провожу и активные перемены, которые помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость
Ребята в нашем классе очень подвижные, поэтому после уроков примерно один раз в две недели проводим спортивные часы, которые помогают снять нагрузку в конце дня. При благоприятных погодных условиях спортивные часы проводим на открытом воздухе. Принимают участие в организации отдыха ребят и родители. Есть активные родители, которые своим примером учат детей здоровому образу жизни, несколько лет подряд принимают активное участие в спортивном мероприятии школы «Папа, мама и я – спортивная семья».
Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют целое – дорогу к здоровью. Я не должна «навязывать» ученику информацию, ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ. Моя задача – научить ученика спрашивать. Для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознанию того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых ребёнком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического здоровья, психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у ребят и большей удовлетворённостью от урока, как у меня, так и у моих ребят. Всё это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта технологии.
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию личности ребёнка, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: - игровых ситуаций на уроке; - разными формами уроков (уроки-путешествия, КВН, урок-игра, урок-аукцион, урок-соревнование, урок-конкурс и другие уроки); - драматизацией диалогов с движениями, разыгрыванием; - наглядностью; - занимательными упражнениями; - фантазированием; - домашними заданиями творческого характера.
Одним из компонентов здоровья является психическое здоровье. Мы всё чаще слышим рассуждения о «психическом комфорте» на рабочем месте, о «психическом благополучии» школьников и об их «психосоциальной компетентности». Но найти определение понятия «психологическое здоровье» не так- то просто. И всё же в нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Чем взрослее становится ребёнок, тем больше появляется у него взрослых проблем. Как помочь в этом случае ребёнку? На помощь может прийти технология сказкотерапии.
Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка помогает понять ребёнку окружающую действительность. Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит напрямую. Детская сказка предлагает ребёнку образы, которые ему интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает для себя новый вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это основа для любой творческой деятельности. С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, со всем окружающим миром в целом. В сказках несложно найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Сказка - бесценный клад, из которого каждый возьмёт только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребёнка, она помогает взглянуть на мир чужими глазами – глазами героев сказки, уча сопереживанию, сочувствию. На уроках литературного чтения при изучении сказки А. С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ребята не просто представили себе сказку, но и сами непосредственно соприкоснулись с ней, т. е. выбрали себе героя, старались показать каким он должен быть. Обычно ребята выбирают себе роли положительных героев, тем самым понимая «что такое хорошо, что такое плохо». Попадая в сказку, ребёнок легко понимает «сказочные законы, нормы и правила поведения», которые иногда с трудом прививаются родителями и педагогами. Перед тем, как ребята представили себя героями этой сказки, они постарались ответить на такие вопросы: О чём эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из этой сказки? Как эти знания вы будете использовать в своей жизни? Выяснили мотивы поступков героев: Почему герой совершает поступок? Зачем ему это нужно было? Выясняем, как относится герой к окружающим людям, и как относятся к нему. Что приносят окружающим людям поступки героя.
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие образовательные технология без создания благоприятного экологического пространства не принесут больших результатов. Потому у нас соблюдается правило проветривания класса, это значит, что перед уроками и на каждой перемене дежурный должен заботиться об этом. Благотворно влияют на здоровье и настроение растения, наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем незаменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. В озеленении класса и в уходе за растениями активное участие принимают родители и сами ребята. Обычно весной проводится операция «Цветик-семицветик». Кроме задачи здоровьесбережения решается и воспитательная задача – привлекать детей к уходу за растениями, они учатся бережно относиться ко всему живому, получая основу экологического воспитания. Изучая в первого класса комнатные растения на уроках окружающего мира, мы много говорим об их полезности и нужности. С каждым годом эти знания расширяются, например, на одном из классных часов, посвящённой теме «Растения – помощники», мы говорили, что зелёные растения оказывают определённое воздействие на растущий организм: герань помогает неуверенным в себе людям, помогают избавиться от тревоги и озабоченности, освобождает от депрессии и головной боли; хлорофитум очищает воздух в помещении, поэтому в нашем классе этих цветов множество, кактус нейтрализует радиоактивность, ребята сами говорят, где лучше ставить это растение.
Важно, чтобы на уроках и внеклассных мероприятиях у детей воспитывалась любовь к земле, где родились и выросли, чувство гордости за русский народ, родину – Россию, за свою малую родину. Этому способствуют уроки коми языка, использование различных жанров русского народного творчества в учебной и воспитательной работе. Русский фольклор – источник вечный, чистый. Это источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Это воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам (воспитание толерантности).
На внеклассных занятиях обучение школьников бережному отношению к себе, к своему здоровью, здоровью окружающих людей нужно вести планомерно, комплексно. В планировании этих занятий помогает курс «Школа докторов Природы», который нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. При проведении мероприятий добиваюсь не только усвоения ребёнком знаний и представлений, но и становления его мотивационной сферы гигиенического поведения, умения реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. В подготовке и проведении этих мероприятий большую самостоятельность предоставляю ребятам в экспериментировании, в поисковой и исследовательской деятельности. Если в 1-2 классах содержание занятий наполнены сказочными героями и игровыми сюжетами, то в 3-4 классах эти занятия уже проводятся самими ребятами. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия о здоровом питании, о качественной пище проводятся прямо в столовой. Здесь же изучаются правила поведения за столом, в столовой, правила хорошего тона. Теория закрепляются на практике. На этих занятиях дети без страха включаются в работу, принимаются и выслушиваются любые ответы на поставленный вопрос, ни в коем случае не показываю своё отношение ни мимикой, ни словами к неправильным ответам. Ребёнок вправе ответить так, как думает, как считает нужным. Каждое занятие должно приносить для детей и для учителя чувство удовлетворённости, чтобы с радостью прийти на следующее.
Во время внеклассных мероприятий и на классных часах провожу беседы о значении самонаблюдения для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указываю на недопустимость появления вредных привычек. Рассказываю ребятам о сущности каждого показателя (боль, настроение, сон, самочувствие, аппетит), о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений.
Развитие творчества на уроках изобразительного искусства и технологии позволяет ребёнку познавать новое для себя, развивать фантазию, эстетический вкус, воспитывать здоровое отношение к природе, окружающему миру. Уроки технологии большой вклад также вносят в формирование здорового образа жизни. Существует множество методических приёмов, способствующих здоровьесбережению учащихся, но учителя всё время в поиске новых способов, как можно увлечь своих воспитанников работой по формированию здорового образа жизни, по сохранению и укреплению здоровья. Я взяла на вооружении опыт учителя С.В. Суркова (школа №21, г. Сызрань), описанной в журнале «Начальная школа», 2007, №3. На уроках технологии мы делаем тренажёры своими руками, которые помогают разнообразить физкультминутки динамические паузы на других уроках. Самое простое пособие, которое мы делаем на уроках технологии - палочка-выручалочка. Она проста в выполнении, но использование её многогранно. Альбомный лист скручиваем трубочкой на карандаш, приклеиваем край листа. Палочку украшаем аппликацией. Палочку перебираем пальцами одной руки от одного конца к другому, катать между ладонями, катать между большим и указательным, большим и средним пальцем и т.д., удерживать в равновесии на голове, на носу, ладонями. С нею также можно прыгать, зажав между коленями. Достоинство этой палочки – она не травмирует, можно выполнить несколько упражнений. Известно, что развитие мелкой моторики рук является основой для успешного письма. Кроме того, развитие мышц руки тесно связано с развитием мышления и развития речи детей, поэтому на уроках использую пальчиковую гимнастику, применяя пальчиковый тренажёр. На прямоугольном листе бумаги произвольно приклеиваются 5 разноцветных кружков (например, жёлтый, синий, красный, коричневый, зелёный). Ученики ставят на круги пальцы, начиная с большого. Учитель диктует: большой – на красный, указательный – на синий, средний – на зелёный, безымянный – на коричневый, мизинец –на жёлтый. Комбинации могут быть самыми разными. Существенную помощь в улучшении самочувствия оказывают массаж и самомассаж, особенно полезно воздействовать на активные участки стопы, так как здесь находятся проекция всех частей тела. С этой целью мы изготавливаем тренажёр для массажа стоп. На плотную ткань пришиваются около 20 пуговиц разных размеров в произвольном порядке. Для тренировки глазных мышц мы изготовили зрительные тренажёры. На линейку надеваем квадрат с нарисованным кружком. Линейку держим на уровне глаз, фокусируем зрение на кружке. Передвигая квадрат по линейке, мы то придвигаем, то удаляем кружок от глаз, тем самым тренируем мышцы, изменяющие кривизну хрусталика глаза. Ещё один тренажёр для глаз. Длинную цепочку из воздушных петель (можно 2 цепочки разных цветов) приклеить, переплетая, запутывая, на картон. С целью проведения дыхательной гимнастики приготовили несколько тренажёров. Из квадрата бумаги делаем вертушку, которая крепится к полоске картона тонкой проволокой. если на вертушку подуть, она начинает вращаться.
Социализация развития человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Ребёнок, часть общества, и ему приходится решать ряд задач, которые встают перед ним на каждом возрастном этапе: повышение социальной ориентации в обществе в современных условиях, знание основ ПДД.
Учитываю в работе показания медицинских работников в листке здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями.


Результат.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать творческие способности, эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Критерием здоровьесберегающей образовательной технологии является индивидуально ориентированное обучение, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
Учащиеся активнее участвуют в спортивных мероприятиях, пусть достижения их пока незначительны, но они стремятся принимать участие во всех спортивных мероприятиях школы и работать над собой.
Ребята учатся вести самонаблюдение над собой, в своём паспорте здоровья они оценивают своё физическое состояние.
По сравнению с предыдущими учебными годами стали меньше пропускать учебные занятия по болезни.


Заключение.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можем надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развитее не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на идее педагогики оздоровления. Поэтому перед учителем начальных классов огромная задача – научить ребёнка формировать, сохранять и укреплять здоровье для его становления как личности.
Процесс образования всё больше охватывает информатизация, интенсификация обучения. Сегодня у школы нет другого выхода, как адаптироваться к этому и находить пути решения организации учебного процесса, не наносящие вреда здоровью участникам образовательного процесса. Внедрение в обучение здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающих образовательных технологий можно рассматривать как совокупность форм, приёмов и методов организации обучения школьников, которые не наносят ущерб здоровью, а лишь положительно воздействуют на здоровье учащихся и педагогов. Здоровьесберегающие технологии способствуют развитию и воспитанию личности ребёнка. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить её физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Использование комплекса технологий послужит основой при введении Федерального Государственного образовательного стандарта н. второго поколения.



Приложение 1
Урок коми языка в 3 классе.
Тема: Жизнь диких животных. Имя прилагательное.

Цель урока: расширить знания по теме.
Задачи: - учить подбирать слова по данной теме, употреблять в нужном падеже; - развивать умение составлять предложения по теме; - воспитывать коллективизм; бережное отношение к животным;
Организационный момент.
Мотивация – Медым тцдмавны уроклысь тема, тцдмалцй нцдкывъяс.
Пуысь пуц чеччалц. 2) Кузь пеля, тэрыб кока, Бцжыс пушыд, куыс бур. Дженьыд бцжа, еджыд гцна (кцч) Тшак кц сюрас, пыр и дзебас. Тайц тэрыб кока (ур)
3)Пуяс костцд тыдовтчылiс битор, котцртiм ми – некцн абу биторйыд. (руч)
4)Лоц медся ыджыд зверцн, Олц-вылц парма-вцрын. Дойдан – асьтцдойдны вермас, Тайц гцрба ныра (йцра)
5)Олц-тапикасьц вцрын, Некор некытчц оз вош. Волывлц и цзим йцрц, Тайц варгыль кока (ош) - Какова тема сегодняшнего урока?
Дети делятся на три команды, по жеребьёвке команды выбирают себе животное. Остальные должны по движениям, жестам угадать животное.
Новая тема - знакомство с названиями частей тела (уши, лапы, хвост) Ребята учатся отвечать на вопрос ЧЕЙ? КОДЛ
·Н?
Работа в группах. Каждая группа находит из словаря имена прилагательные, характеризующие: части тела, животное.
Физкультминутка. Кцч-кцч тала-ла Ветлiс вала-ла, Вылц чеччалiс - Ставсц солькъялiс. Кодi нц вала-ла Ветлц тала-ла
Проверка работ групп. Слова даны на доске, проверяют их наличие, перевод слов, дополняют, если нашли ещё какие-то слова.
Чтение. Угадывают, какому животному принадлежат эти следы, по следам на слайде находят предложение о нужном животном, читают его, запоминают, записывают в тетрадь.





Приложение 2.
Работа в режиме дальнего зрения на уроке математике по теме «Запись многозначных чисел», 4 класс. По системе
На стенах по классу расположены карточки разных цветов с многозначными числами 1324, 63250, 4362, 552673, 1637
- Назовите эти числа в порядке возрастания. – Назовите, что общего в этих числах.(цифра 3) Что обозначает эта цифра в каждом из этих чисел? - Продолжите ряд чисел после пятизначного числа. - Назовите в порядке убывания числа с одинаковым количеством разрядов. – Назовите предыдущее число числу, в котором нет разряда.


Приложение 3.
Русский язык. Тема: «Слова с двойными согласными»
- Прочитайте текст
Что такое хоккей? Это спортивная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на траве – Англия, на льду - Канада.
- Найдите слова с двойными согласными. – Что узнали из текстао хоккее? - Кто из вас играл в эту игру? – Нравится ли вам эта игра? - Что даёт человеку занятие спортом? - Каких знаменитых хоккеистов вы знаете? – Какие хоккейные команды вы знаете? –По вашему мнению, какими качествами должен обладать хоккеист?
- Подберите к слову ХОККЕЙ однокоренные слова. Найдите и подчеркните в них удвоенные согласные, разберите слова по составу.


Приложение 4.
Физкультурные разминки, динамические паузы на тему «Ты и твоё здоровье»: «Я проснулся в семь утра И на стадион!» - Так приятелям сказал Ляпин Родион. «Четверть часа на пробежку, На зарядку полчаса, И одну шестую часа Слушал птичьи голоса» Сколько времени был Родион на стадионе?
При повторении понятия «на сколько меньше, на сколько больше» даю такое стихотворение: Без здоровья что за жизнь? На турник - и подтянись! Подтянулся 10 раз Наш силач спортсмен Тарас. А его сосед Емеля Один разик еле-еле. На сколько меньше подтягиваний сделал Емеля?




Список литературы.
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Бакарченко Е.А. Снятие зрительного напряжения.//Начальная школа. – 2009. - № 9.
Безруких М.М. Обучение письму. – М.: Просвещение, 1997.
Белых Т.В. Заботимся о здоровье. // Начальная школа. – 2007. - № 8.
Воротилкина И.М., Копёнкина Л.В. Физкультурно-оздоровительный компонент на уроках. // Начальная школа. – 2005. - № 6.
Замышляева Н.В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке. // Начальная школа. – 2010. - № 6.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, 2008. 112 с. (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов Природы (1-4 классы). – М.: ВАКО. 2007.
Перевертайло Е.А. К проблеме сохранения здоровья детей в условиях современного социума.// Начальная школа плюс до и после. – 2010. - №6.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Суркова С.В. Урок технологии – помощник в сохранении здоровья учащихся.// Начальная школа. 2007. - №3.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.





















5ђ Заголовок 315