Развитие творческой активности учащихся через театрализованную деятельность


Развитие творческой активности через театрализованную деятельность.
Превращается рука
И в котенка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки
И талант – и все в порядке!
В.Берестов
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальное (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во все ее многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняется роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
последовательное знакомство детей с видами театра;
поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
совершенствование артистических навыков детей;
раскрепощение ребенка;
работа над речью, интонациями;
коллективные действия, взаимодействия;
пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
Импровизационность,
Гуманность,
Систематизация знаний,
Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
В группе можно обнаружить самых разнообразных представителей кукольного театра – от ложек и веников до сложнейших тростевых кукол.
Но сделать кукол – одно дело. Поставить кукольный спектакль – другое. А соединить кукольный театр с педагогическими принципами – нечто третье.
Конечно, изготовление персонажей – процесс сам по себе увлекательный и воспитывающий. Но он больше связан с изобразительным искусством, чем с театром. Спектакль для детей, поставленный взрослыми, тоже всегда удачно вписывается в мозаику педагогической жизни. А вот про спектакль, поставленный силами детей, так однозначно уже не скажешь.
Творчество детей по определению не может ориентироваться на продукт. Только на процесс. За множеством кукольных театров, обустроенных в театральных уголках и расставленных на столиках в группе, процесс улавливается не всегда. Это декорация для детей или для взрослых?
Правда, некоторых кукол – по преимуществу тех, что «умеют» стоять, - дети используют в ролевых и режиссерских играх. Но такую куклу сложно назвать собственной «театральной»: она не требует специфических навыков в обращении. А вот с перчаточной куклой уже просто так не поиграешь: «тут надо умение». Воспитатель, однако, зачастую и сам плохо представляет, в чем оно состоит. И немудрено. Даже в театральных вузах страны нет специальных факультетов для актеров и режиссеров кукольных театров. Ими становятся по жизни, каким-то особым образом.
От простого к сложному.
Хитростей кукловождения масса. Как, например, превратить в театральную куклу обычную резиновую игрушку – ту, что пищит?
Да очень просто: нацепить ее на палочку. Такая палочка на языке кукловодов называется гапит. В профессиональном театре с помощью гапита актер управляет головой куклы – заставляет ее кивать оглядываться в разные стороны, смотреть вверх и т.п. Резиновая игрушка на палочке, конечно, не способна к подобной «двигательной активности». Но благодаря гапиту она все-таки получает новые возможности для разнообразных движений. Педагог может продемонстрировать их детям у края столешницы: раскачивания из стороны в сторону, поклоны, повороты, «бег», «прыжки». Это не мало. И главное – дети способны такие движения повторить. А еще лучше – открыть их для себя самостоятельно.
Ситуация поиска – новых движений, новых выразительных поз, модуляций голоса.
Театр в первую очередь – искусство импровизации. Детям нужно предоставлять возможность импровизировать, они должны быть поставлены в условия, когда не импровизировать невозможно.
Масса хитростей связана с превращением руки в куклу. Кисть, пальцы много могут сами по себе. И педагоги, и дети знакомы с их возможностями по пальчиковой гимнастике. Но, чтобы сделать пластику руки более выразительной, нужно надеть перчатку. «Одетая» рука – первый шаг к превращению. Правда, перчатка не только приближает ребенка к созданию кукольного образа, но и делает заметными неточность и смазанность движений. Как раз то, что нужно для ненавязчивой отработки техники кукловода.
Перчатка плюс шарик – получается Петрушка.
Перчатка и шарик для настольного тенниса с отверстием для детского указательного пальца – прообраз перчаточной куклы готов.
Эта кукла уже многое умеет и многому может научить ребенка: выражать кукольные эмоции с помощью наклонов головки и жестикуляции ручек (движения пальцев), изображать настроение и намерения куклы за счет ее походки (движения кисти и руки). Иными словами, перчатка и шарик помогают ребенку сделать шаг к созданию образа персонажа.
Перчатки и шарик обладают еще одной замечательной особенностью: они наглядно демонстрируют не только пути создания обобщенного образа театральной куклы, но и конкретного персонажа.
Достаточно предложить детям набор некоторых дополнительных аксессуаров – «юбочки» на резинках, колпачки, шляпки, парички, фартучки, - и они с удовольствием станут наряжать кукол, превращать их во «внучку», в «барыню», в «кикимору» - во что получится. А если на теннисный шарик приклеить колпачек, получится Петрушка - один из самых знаменитых персонажей в истории кукольного театра.
Кукольная педагогика против кукольных спектаклей.
Постановка детских спектаклей себя не оправдывает: они требуют от ребенка слишком много сил. Репетиционный период редко бывает приятным как для педагога, так и для детей.
Гораздо проще, благороднее и эффектнее готовить с детьми отдельные, непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре. Но, в обыденном представлении ширма – символ кукольного театра.
Для маленького ребенка быть скрытым от глаз в течение продолжительного времени, не имея возможности наблюдать реакцию зрителей, да еще стоя, да еще с поднятыми вверх руками – удовольствие ниже среднего. В перечисленном списке нет ни одного пункта, соответствующего психофизиологическим возможностям детей. Поэтому, если последовательно проводить в жизнь принцип «идти от ребенка», в педагогическом театре кукол от ширмы надо отказаться. В работе с детьми упражнения за ширмой могут быть лишь незначительными эпизодами – чтобы образ кукольного театра был завершенным.
Хорошо например , поиграть в игру «Кто сказал мяу ( гав-гав, хрю-хрю)? : дети закрывают глаза, а трое их приятелей прячутся за ширмой. Там они надевают перчаточных кукол или вооружаются куклами на гапитах. По знаку педагога то одна кукла, то другая появляется над ширмой и говорит «измененным голосом». Дети-зрители должны догадаться, кто из детей-актеров водит куклу. Но большая часть занятий проводится без всякой ширмы: просто в кругу (стоя, сидя, в движении), у стола, у различных модулей (кубы, скамейки, стулья ). Малыши ,не менее чем в кукле, нуждаются в педагоге и в товарищах – в ситуациях «глаза в глаза».