Формирование школьной мотивации через проектную деятельность на уроках трудового обучения


Формирование школьной мотивации через проектную деятельность на уроках трудового обучения Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация- этоэто внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Учитывая психофизические особенности детей в школе 8 вида, я решила попробовать реализовать возможность применения метода творческих проектов на уроках по трудовому обучению, так как считаю, что это наиболее приемлемый вид работы с учащимися начальных классов. Его применение позволит мне достичь высоких результатов коррекционной работы, повысить мотивацию к учебно-познавательной и практической деятельности.В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать постепенно приучая, то я считаю, что положительных результатов можно добиться.Дети моего класса, в большинстве случаев, положительно относятся к такому роду занятий, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т.д. Направления самообразованияОсновные направленияСпособы достиженияУч. год СрокиРезультат1.Изучение литературы1. Изучение новых образовательных стандартов, уяснение их особенностей.http://standart.edu.ru/2. Ознакомление с методической литературой3. Работа с Интернет-ресурсами по теме2014-2015Регулярно1. Изучена программа по образованию в коррекционной школе.Вывод: учение выступает как сотрудничество – совместная работа. Роль учителя не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а в том, чтобы создать условия для познавательной исследовательской деятельности обучающихся2.    Изучается методическая литература 2.  Повышение профессионального уровня1.  Прохождение курсов повышения квалификации2.  Изучение опыта работы учителей через участие в работе ШМО, РМО; изучение опыта работы коллег округа через участие в работе  мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы Регулярно  3. Планирование работы с обучающимися1.Изучение литературы по теме2. Создание плана2015-2016апрель-май 4. Подготовительная работа с обучающимисяСоставить цикл занятий для обучающихся по обучению проектной деятельности2016-2017  5.                 Опробовать данную технологию.Разработать индивидуальные краткосрочные проекты на уроках технологии2016-20176.              Работа собственной педагогической мастерскойРабота с папками-накопителямиСоздание методических разработокСоздание «банка проектов»Создание портфолио проектов2017-20187.             Обобщение опыта на ШМО, РМО, в сети Интернет  Приступая к использованию элементов проектной технологии, учитываются психофизические особенности и способности учащихся.Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками стараюсь внедрять новое во все элементы учебного процесса, вовлекать учащихся в активную деятельность, оптимально сочетая различные формы работы. Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или групповой), продукта деятельности а также объёма работы, который выполнит каждый ученик. Сейчас мы с учащимися выполняем краткосрочные проекты, рассчитанные на урок. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Постепенно будут организоваться долгосрочные проекты. Так, вопрос дружбы и отношения к себе, определения своего места в мире могут рассматриваться в нескольких проектах по мере взросления учеников. Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, наглядные пособия, образцы проектной документации, выставка лучших изделий. Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основано на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем и создается благодаря:формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха);сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития творческой деятельности учащихся;дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;использованию методов, активизирующих учебный процесс. При работе над проектом стараюсь выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата. Разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по любой из тем, которая входит в программу обучения.Необходимо понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. В ходе своей работы пришла к выводу, что:При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумывать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.Так как не все учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Необходимо совместно с учениками в обсуждении определять тему проекта, ставить цели и задачи предстоящей работы, определять направления работы. Таким образомУчителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.