Организация социально-психологической, логопедической и педагогической работы в коррекционной школе с целью интеграции учащихся в общество.


Управление образования
муниципального образования город Новый Уренгой
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18»
МБОУС (К) ОШ №18.________________________
Организация
социально-психологической, логопедической и педагогической работы в коррекционной школе с целью интеграции учащихся в общество.
Наша школаМуниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждениедля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 18» (прежнее наименование - Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Поддержка») зарегистрирована на основании решения Регистрационной палаты администрации города Новый Уренгой № 11-нк 19 июля 1995 года. (Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации – серия 54 № 003617647 от 26 июля 1995 года).
Школа работает по 6-тидневной рабочей неделе, для учащихся 2-9 класса и по 5-тидневной рабочей недели для учащихся подготовительных и 1-х классов: в первую смену проводятся уроки, во вторую – работают группы продленного дня. Продолжительность уроков – 40 минут.
Для организации учебно-воспитательного процесса школа I ступени располагает 11 учебными кабинетами, школа II ступени - 8 кабинетами. Кроме этого школа имеет спортивный зал, бассейн, библиотеку, 3 кабинета психолога, 3 кабинета логопеда, музыкальный зал.
Вся работа школы осуществляется на основе нормативно-правовых актов школы, разработанных в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования и направлена на решение основной проблемы: «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях вариативного образования с разработкой и внедрением новых здоровьесберегающих программ», программы развития школы.
Полученный в ходе наблюдений материал позволяет выявить две ключевые проблемы, на решение которых направлена данная программа:
- обеспечение качественного результата образовательной деятельности. Её решение зависит от принятия понятных и измеряемых стандартов качества;
- управление качеством образовательного процесса. Для решения этой проблемы необходимо применять междисциплинарный подход, используя потенциал и понятийный аппарат педагогики, теории управления и т.п.
Цель развития школы – обеспечение разностороннего развития школьников при минимальных издержках, связанных с адаптацией в обществе и перегрузками в процессе образования.
Задачи развития школы:
Развитие у школьников общей культуры на основе усвоения образовательных программ и достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;
Формирование у обучающихся потребностей к самообразованию, саморазвитию и самоопределению;
Адаптация обучающихся и воспитанников к жизни в обществе;
Воспитание у школьников гражданственности, законопослушания, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Приоритетными направлениями развития школы являются:
В отношении учащихся – подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, поддержка мотивации учащихся к учению;
В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогических работников, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
В отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг, предлагаемых школой.
2.Психолого-педагогическая и социальная поддержка обучающихся.
Психолого-педагогическая и социальная поддержка обучающихся в единственной коррекционной школе на Ямале направлена на адаптацию и социализацию учащихся в общество.Цельюдеятельности социально-психологической службы является оказание социальной помощи, психологической поддержки всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами школы.
Социально-психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
просвещение — система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников социально-психологической компетентности, а также потребности в знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;профилактика — мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
диагностика — психолого-педагогическое изучение обучающихся, на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся;
консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
коррекция и развитие — активное воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном развитии и проблем социальной адаптации обучающихся. Целью педагогической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;
профессиональная ориентация — психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального профильного направления обучения, с учетом интеллектуально-личностных возможностей учащихся, их мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Служба сопровождения обучающихся МБОУС(К)ОШ №18 планирует и осуществляет свою деятельность на основе анализа деятельности педагогического коллектива, собственной аналитической информации. Для решения концептуальных задач воспитания и обучения в школе осуществляется психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с целью профилактики школьной дезадаптации, преодоления тревожности, развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения через индивидуальную работу с детьми (занятия по развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения), тренинги и работу в группах (по профилактике дезадаптации учащихся 1-х классов, по преодолению тревожности и оптимизации адаптации пятиклассников ко II ступени обучения), «деловые игры» для старшеклассников, оказание обучающимся комплексной коррекционной и реабилитационной помощи.
Социальная работа.
В соответствии с нормативной правовой базой Российской Федерации, ЯНАОосуществляется социальная защита всех учащихся, под постоянным патронажемнаходятся школьники, имеющие особо трудное положение:
Распределение семей по социальным группам:
Социальные группы 20010/2011
уч. год
Малообеспеченные семьи 6 (4,4 %)
Многодетные семьи 15 (11,1%)
Неполные семьи 38 (28,2%)
Опекаемые дети и сироты. 6 (4,4%)
Учащиеся родителей - инвалидов 1 (0,7%)
Учащиеся коренной национальности -
Дети – инвалиды 70 (51,8%)
Учащиеся, подвергшиеся радиации, вследствие аварии на ЧАЭС -
Дети социально-неблагополучных семей 15 (11,1%)
Ежегодное контрольное обследование жилищно-бытовых условий проживания опекаемых, индивидуальная работа с родителями, изучение психологических свойств и состояний учащихся льготных категорий, индивидуальное консультирование, разработка рекомендаций для учителей-предметников и классных руководителей способствуют оптимизации психологического состояния и успеваемости учащихся данной категории. Специалистами социально-психологической службы разработана система сопровождения учащихся льготной категории. Ежегодно в школе обновляется банк данных социального паспорта. Данная информация способствует своевременной организации социально приемлемой помощи, созданию благоприятных психолого-педагогических условий в школе/
Исходя из полученных данных, организуется социальная поддержка вышеуказанных категорий семей.
Малообеспеченным семьям ежеквартально выделяется материальнаяпомощь из средств фонда всеобуча.
Все обучающиеся и воспитанникиобеспечиваются учебниками, для них организуется внеурочная деятельность, участие в творческих конкурсах. Социально-психологическая служба школы осуществляет регулярный патронаж всех семей.
Для оказания помощи в работе педагогам социально-психологической службы готовятся выступления на МО классных руководителей и педагогических советах, разрабатывается алгоритм работы классных руководителей по выявлению учащихся «группы риска». Социально-психологическая профилактикаявляется приоритетным в деятельности службы, рассматривается как система коррекционно-реабилитационных и развивающих мер, ориентированных на формирование системы ценностных установок, укрепление социальной позиции, развитие личностных качеств учащихся
«О внедрении классными руководителями в МБОУС(К)ОШ № 18 современных
воспитательных технологий для социально-педагогической поддержки и реабилитации
детей группы риска в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
№ п\пВопрос Информация
1. Количество классных руководителей, в классе которых обучаются уч-ся «группы риска» 2
2. Количество воспитателей ШПД, ПДО в объединении /группе/ которых обучаются учащиеся «группы риска» 2
3. Использование КР, воспитателями ГПД новых подходов в информационно-диагностической деятельности В школе организована внеучебная деятельность в рамках творческих объединений.
Организуются встречи с ветеранами.
Организуются индивидуальные консультации специалистов школы (педагоги-психологи, социальный педагог)
4. Использование КР, воспитателями ГПД новых технологий, методик, методов при выполнении координационно-педагогической функции. Использование в работе электронной презентации, выполненной с помощью графического редактора Photoshop и программы PowerPoint, в ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде графиков, диаграмм, таблиц
5. Новое / Задачи, формы работы/ в организационно-педагогической деятельности КР, воспитателей ГПД, работающих с детьми «группы риска» Совместно с психологом и соц. педагогом все классные руководители изучают индивидуальность учащихсяся, процесс их адаптации и интеграции в микро и макро социуме (методика Александрова). Выявляются уровни развития классных коллективов (по Лутошкину), применяются эффективные механизмы социализации (Всероссийское движение «Добрые дети мира», творческие мастерские в процессе подготовки и проведения КТД). Создаются необходимые условия для социального становления детей «группы риска» путем создания среды, способствующей формированию их лидерских качеств и вовлечению в конструктивную деятельность.
Разрабатываются тренинги для таких детей, направленные на формирование у них активной психологической защиты от приема наркотиков, алкоголя.
Сотрудничество классных руководителей с педагогами дополнительного образования помогает использовать ресурсы системы дополнительного образования для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения, подготовку уч-ся
Акции «Самый чистый школьный двор», Посылка солдату», «Детям Севера» и т.п.
6. Индивидуальное педагогическое сопровождение учащегося в школе, классе, социуме.
Новое в работе с семьёй учащегося «группы риска» Ведется оперативный учет детей данной категории всеми классными руководителями и в случае отсутствия - связь с родителями.
Электронная презентация на общешкольных родительских собраниях «Из жизни школы».
В школе есть классные руководители, которые назначают родителям строго индивидуальные беседы.
8. Рассмотрение вопроса «Деятельность КР, воспитателей ГПД по сопровождению учащихся «группы риска» Педсовет: «Содержание воспитания и приемлемые формы воспитывающей деятельности», «Трудовое воспитание школьников», «Воспитательные технологии, как движущая сила воспитательного процесса»,
Методический совет: «Основные задачи воспитательной работы»,
Городской семинар «Интеграция учащихся школы через систему ДО», «Социализация детей и подростков с нарушениями в развитии через дополнительное образование»
9. Работа КР, воспитателей ГПД по сбору, обобщению материалов из опыта работы по указанному направлению. Работа методического объединения классных руководителей направлена на разработку и внедрение диагностик воспитательного процесса.
Комплекс мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних осуществляет «Совет профилактики».
Советом профилактики проводятся родительские собрания, на которых ставятся вопросы об административной ответственности за воспитание и обучение ребенка, а так же разрабатываются памятки для родителей, которые находятся на информационном стенде педагогов-психологов. Большое внимание уделяется просвещению учащихся в тех вопросах, которые имеют для них первостепенное значение: административная ответственность за правонарушения, конфликты с учителями и родителями, последствия ПАВ и других вредных привычек.
Школьники являются участниками реализуемых муниципальных программ «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» и «Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкоголем, токсическими веществами, наркотиками и их незаконному обороту». Администрацией, классными руководителями, социальным педагогом школы осуществляется широкая сеть просветительских мероприятий для учащихся, педагогов и родителей.
Специалистами службы организовано индивидуальное социально-психологическое сопровождение учащихся «группы риска», осуществляется систематическое углубленное изучение их психологических свойств и состояний. На основе диагностических данных разрабатывается алгоритм взаимодействия со всеми субъектами профилактической работы, выбираются основные формы и методы работы, даются рекомендации классным руководителям по организации конструктивного взаимодействия с учащимися группы риска.

Психологическая работа
В школе осуществляется комплексный подход к организации социально-психологического сопровождения адаптационных периодов учащихся 1-х классов.
Результаты изучения адаптационного периода учащихся 1 – х классов
высо-кий уровень дезадаптации(началогода) высо-кий уровень дезадаптации(конецгода) динамика средний уровень дезадаптации(нач. года)
средний уровень дезадаптации(кон.года) динами
ка нормаль
ная адаптация
(нач. года) нормаль
наяадаптация(кон. года) динами-ка- - - 20%
2 чел. 0%
0 чел. сниже-ние80%
8 чел. 100%
10 чел. увели-чение- - - - - - - - -
- - - 27%
3 чел. 9%
1 чел. сниже-ние72%
9 чел. 91%
10 чел. увели-чение В целях снижения уровня тревожности дезадаптированных учащихся подготовительных и 1-х классов, педагоги-психологи проводят индивидуальную и групповую психокоррекционную работу по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Повторные исследования адаптационного периода по итогам коррекционной работы указывают на положительную динамику:
1 группа – благополучно адаптирующиеся дети - 91%;
2 группа – средняя степень дезадаптации - 9%;
3 группа – дезадаптация - 0%.
Отсутствие дезадаптированных детей и хороший уровень адаптации практически у всех учащихся к концу года подтверждает правильно подобранный и используемый комплекс коррекционно-развивающих упражнений по данному направлению.
Коррекционно-развивающая работа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Коррекционно-развивающие занятия планировались по результатам психодиагностического обследования.
«Социально-бытовая ориентировка»
В школе осуществляется комплексный подход кучащихся с пятого по девятый класс. В конце учебного года определяется профиль трудового обучения учащихся 4-го класса. На заседании школьного ПМПкрассматриваются индивидуальные способности ученика и определяется дальнейший маршрут трудового обучения в пятом классе. В нашей школе трудовое обучение ведется по следующим направлениям: швейное дело, картонажно-переплетное дело и столярное дело.
Важнейшей задачей уроков социально бытовой ориентировки – работа по развитию речи, ее коммуникативной функции. Работу по развитию речи проводится совместно с учителем труда и учителем-логопедом. Обычно дети сами не вступают в разговор. Крайне ограниченный жизненный опыт, чрезвычайно узкий круг знаний препятствует формированию у них коммуникативной функции речи. Инициатором диалога всегда бывает учитель, который вовлекает учащихся на беседу. С целью активизации речи педагоги создают условия, чтобы детичувствовали необходимость обратится к педагогу с просьбой или вопросом. Организуя такие ситуации, педагог налаживает общение педагога и учащегося, а также учащихся друг с другом. На уроках усваиваются слова и фразы, которыми учащиеся могут пользоваться в быту, слова речевого этикета. Непринужденная обстановка, в процессе которой обобщается речевой материал, полученный на логопедических занятиях, и их собственная трудовая деятельность содействуют пониманию учениками знаний слов и побуждение их к развертыванию диалога. На логопедических занятиях для налаживания беседы педагог привлекает троих учеников: если один робок, неактивен, в паре с ним вступает инициативный, общительный, и они вмести отвечают на вопросы. Речевая активность у учеников выражена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому на уроках педагог постоянно активизирует учеников системой поручений и указаний, прямо требующей речевой коммуникации: «Попроси…», «Скажи…», «Обратись к однокласснику…». Большую роль в выработки учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. В нашей школе экскурсии организованы таким образом, чтобы дети не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, участвовать в конкурсах, беседах, наблюдать за работой разных специалистов, и по возможности, повторять действия взрослых. Социальный базис реализации «Социально-бытовой ориентировки» определяется системой взаимосвязи с различными учебными, культурными, спортивными учреждениями города, такими как: КСЦ «Газодобытчик», ГДК «Октябрь», КСК «Дорожник» (развлекательно-познавательные мероприятия, показ фильмов, спектаклей, конкурсы).
Наша школа МБОУС(К)ОШ № 18 на протяжении нескольких лет работает с:
- детской центральной библиотекой им. журнала «Смена» по проекту «Сказкотерапия»;
- детской школой искусств (ДШИ) № 2 в рамках проекта «Милосердие»;
- сотрудничество с центром внешкольной работы (ЦВР) «Истоки» (конкурсы, выставки, экскурсии);
- МБОУСОШ № 1 (традиционные мероприятия к Международному дню инвалидов, Неделе детской книги);
- МБОУСОШ № 17 (помощь в проведении юбилея школы, музыкально-литературная композиция ко Дню Победы);
- МУК «Эврика» осуществляет профориентационную деятельность, продолжает профессиональное обучение наших выпускников;
- дом детского творчества (конкурсы, мероприятие ко дню инвалидов «Прикоснись ко мне добротой»);
- СМИ (статьи, освещающие жизнедеятельность учреждения);
- отделом по делам несовершеннолетних, ГИБДД, пожарной частью, (профилактические и просветительские мероприятия);
- с «Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидами» (спартакиада для людей с ограниченными возможностями здоровья, совместные школьные соревнования);
- ТГУ (волонтерская работа)
- с организациями города «Уренгойгазторг», «Почта России», «МПАТ», «Аптеки» «Администрация города» и с подразделениями «Газпром Добыча Уренгой». Где проводятся по предварительной записи экскурсии для наших воспитанников.
Воспитательная деятельность школы и система
дополнительного образования
В школе воспитание обучающихся осуществляется согласно инновационного проекта «Классный час в Нашей Новой Школе», направленного на формирование исследовательской и творческой компетентности учащихся, на развитие интеллектуального и социально развитой личности в рамках реализации Национальной Образовательной инициативы Президента РФ «Наша новая школа».
Воспитательная система школы строится па принципах:
ориентации на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни; ориентации на социально-ценностные отношения (способность педагога обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);
субъективности (содействие педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
понятия ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Педагогическим ключом в подходе к принципу "данности" служит апеллирование к судьбе ребенка, к тем социальным и биологическим факторам, которые повлияли на формирование личности.
Цель построения воспитательной системы школы: «Управление процессом развития личности и коллектива, в соответствии с «Моделью выпускника».
«Модель выпускника»:
стремление к здоровому образу жизни;
способность к самообразованию, саморазвитию;
умение гибко реагировать на изменения в обществе;
потребность в труде;
осознание себя как личности;
активная гражданская позиция;
чувство патриотизма;
нравственная культура;
коммуникативная культура;
знание правовых норм.
Основным методом воспитательной системы выступает системно-деятельностный подход. Данный метод включает в себя цели и ценности, структуру и взаимосвязи компонентов, годовой круг праздников и традиций, целевую программу, ключевые события, дела. Системно-деятельностный подход включает в себя методы, используемые педагогами в воспитательной деятельности:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод сознания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Структура воспитательной системы школы:
- цели, выраженные в совокупности идей, для реализации которых она создана;
- деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
- субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
- отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность (класс, группу, творческое объединение, команду и т.д.);
- среда, которую осваивает субъект;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Основные задачи в процессе создания и развития воспитательной системы:
1) воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству. Сформировать представление о целостной картине мира;
2) формирование социально-нормативных навыков поведения;
3) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины;
4) развитие творческих способностей
5) формирование валеологической культуры, здорового образа жизни развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.
Воспитательная система школы переживает 3 этап практической реализации концепции воспитательной системы школы. Данному этапу свойственна сформированность. Школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
в центре внимания – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений;
накапливаются и передаются традиции;
воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.
Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность, органически связывая ее с воспитанием.Школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. (Вообще развитие творчества на всех этапах становления системы – ее характерная черта). Формируется новый тип учителя-исследователя.Осуществляется:
1. Исследование эффективности воспитательной работы, личности школьника, уровня удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью школы.
2. Организация работы методического объединения классных руководителей и воспитателей групп продленного дня «Становление личности ребёнка посредством воспитательных мероприятий в системе коррекционно-развивающего процесса».
3. Организация работы психолого-педагогического семинара «Профилактика профессионального педагогического выгорания».
4. Совершенствование практики воспитания и обучения учащихся через заседания педагогических советов «Применение педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы».
5. Мониторинг развития коллективов в классах.
6. Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования и отдельными представителями, группами окружающего социума.
7. Регулярное информирование родительской общественности о ходе и результатах учебно-воспитательной деятельности школы.
8. Обсуждение на заседаниях МО, педагогического и методического советов результатов практической деятельности по реализации концепции воспитательной системы.
Доминирующими (приоритетными) направлениями воспитания, реализуемые через комплексно-целевую программу школы, являются следующие:
Раздел I «Здоровье»
Туризм, спорт, соревнования и спортивные праздники: туристические слеты, общешкольные дни здоровья, прогулки на свежем воздухе, работа классных руководителей по пропаганде здорового образа жизни и по формированию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Спортивные турниры по различным видам спорта, спортивные праздники, приуроченные к тем или иным датам и событиям, товарищеские встречи по разным видам спорта, подготовка сборных команд школы для участия в школьных и городских соревнованиях.
Трудовое обучение: обслуживающий труд на уроках трудового обучения, уроки социально-бытового ориентирования, трудовое воспитание на занятиях кружков «Сделай сам», «Домашний переплетчик», «Кулинария» в лаборатории на базе МУК «Эврика». Режимный момент в группах продленного дня «Трудовое воспитание».
Профилактика заболеваний учащихся и сотрудников школы: беседы, лекции, встречи с медицинскими работниками, работа кабинета ЛФК, массажного кабинета, БОС, солярия, физиотерапевтического и прививочного кабинетов.
Профилактика правовых нарушений: работа Совета профилактики школы, сопровождение учащихся «группы риска» и состоящих на учете социальным педагогом и психологом, координационная работа классных руководителей, просветительская и профилактическая работа инспектора ОДН УВД, привлечение родительской общественности к работе с учащимися «группы риска» и состоящих на учете.
Исследовательская работа. Мониторинг: анализ итогов внутришкольных соревнований и выступлений сборных команд школы на различных городских соревнованиях и конкурсах, анализ работы медицинского отделения, анализ работы Совета профилактики.
Раздел II «Творчество»
Психофизическое: физическая и моральная помощь в развитии личности, поддержка и стимулирование инициативы ребенка. Предоставление возможности для реализации интересов и стимулирования творчества учащегося. Творческие конкурсы по изобразительной деятельности, декоративно-прикладному искусству, хореографическому мастерству. Концертная деятельность.
Социальное: поэтапное самоопределение и социализация ребенка. Практическая деятельность, позволяющая приобрести конкретный жизненный опыт. Выездные творческие мероприятия и совместное творчество (ДЭС, МОУ СОШ № 1, МОУ СОШ № 17, ДШИ № 2 с проектом «Милосердие»; центральная детская библиотека «Имени ж. «Смена», КСЦ «Газодобытчик»)
Профессиональное: ориентация на продуктивность, творческий подход, компетентность, через профессиональный подход, наличие конкретных заданий и проектов. Подготовка к окружным, областным, всероссийским и международным конкурсам, в том числе среди инвалидов.
Философское: ориентация на общечеловеческие ценности, высокое качество работы, эстетический и этический подходы в деятельности, через демонстрацию со стороны педагога и стимулирование ребенка. Работа кружков. Проведение вечеров отдыха для учителей и родителей. Проведение собственных концертов.
Раздел III «Семья»
Работа с родителями: родительские собрания и лектории, работа Совета школы, Совета профилактики, психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Используются такие формы работы с родителями как: День открытого телефона, лекторий, открытые уроки, беседа, педагогические поручения, переписка с родителями, тестирование, анкетирование.Работа с учащимися: тематические классные часы, семейные вернисажи и выставки творческих работ, календарные праздники, общешкольные дела, совместные познавательно-развлекательные мероприятия для детей и их родителей, День семьи, День здоровья, фотовыставки и коллажи жизни ребенка в семье и жизни родителей в школе. Отчетные концерты для родителей.
Работа с педагогами: заседания методического объединения классных руководителей по вопросам работы с родителями. Просвещение педагогов по вопросам индивидуальной работы с родителями. Организация работы родительского комитета класса.
Исследовательская работа. Мониторинг: Диагностика работы педагогов школы с родителями. Анализ работы с родителями.
Раздел IV «Возрождение»
Гражданское и патриотическое воспитание: праздники, посвященные календарным датам, связанным с государственными праздниками, 23 февраля, 9 мая, символике и символам РФ. Спортивные праздники, соревнования, состязания, в том числе городские. Тематические классные часы, беседы в режиме групп продленного дня, викторины, путешествия, заочные экскурсии, конкурсы рисунков и фотовыставки.
Духовно-нравственное и эстетическое: игры, игровая деятельность, направленная на решение задач духовно-нравственного и эстетического направления в воспитании учащихся школы. Выставки в библиотеке, громкие чтения, тематические творческие конкурсы. Занятия на уроках музыки и изобразительной деятельности. Занятия в кружках дополнительного образования. Конкурсы сочинений, беседы, классные часы. Заочные походы и экскурсии, экскурсии и выездные мероприятия.
Система внеурочной воспитательной деятельности с учащимися предполагает решение следующих задач:
утверждение личности человека как абсолютной ценности;
внедрение в работу концептуальных основ гуманистического воспитания;
определение воспитывающей среды;
создание программы воспитания учащихся школы;
обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса; системно-структурного, гуманистического, культурологического, организационно-деятельного, личностно-ориентированного, комплексного и других;
организация деятельности коллектива, работа с органами самоуправления;
выявление уровня воспитанности личности школьников.
Реализация дополнительных образовательных услуг
Виды дополнительных образовательных услуг Какая используется база Формы и методы работы На развитие, каких качеств личности направлены формы и методы работы.
Образовательные Компьютеры, сканеры, принтер, множительная техника, мультимедийные проекторы,
школьная библиотека Дополнительное образование,
КТД, группы по интересам, детское самоуправление, классные часы, занятия в режиме групп продленного дня, факультативы, лекции, лектории, встречи, волонтеры, информационные стенды, конкурсы, выставки рисунков, экскурсии, викторины, библиотечные уроки, КВН, индивидуальные беседы, ГПД, беседы, прогулки, игры, Формирование общекультурных навыков работы с информацией, новыми информационными технологиями, воспитание общественно-значимых качеств личности.
Развивающие Музыкальный зал, кабинет трудового обучения, кабинет музыки, кабинет ИЗО, аудио-видео-звукоусиливающая, аппаратура, классные кабинеты. Воспитание патриотизма, эстетического вкуса, расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Оздоровительные Спортивный зал, кабинет ЛФК, бассейн, игровая, тренажеры, спортивный инвентарь. Физическое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях спортом.
Организация деятельности педагогического коллектива осуществляется исходя из следующих функций:
Традиционные общешкольные праздники являются частью учебно-воспитательного процесса и представляют собой годовой алгоритм ключевых (календарных, творческих и познавательных) дел, которые являются значимыми и эмоционально-ценностными для большинства коллектива учащихся, родителей и педагогов.
1 сентября – День знаний – начало нового учебного года, общий праздник учащихся и их родителей, учителей.
Февраль. Месячник по военно-патриотическому воспитанию: КТД «Нашей армии сыны», спортивные мероприятия: «Аты-баты, шли солдаты», «А ну-ка, парни!», конкурс рисунков: «Защитники Родины»,
Первая суббота сентября – День здоровья – поход в тундру, спортивные соревнования.
Вторая неделя сентября конкурс: «Чистый школьный двор!» Четвертая неделя февраля. Фестиваль детского творчества «Радуга».
Первая неделя октября – КТД «День учителя» – конкурс творческих работ учащихся: «Мой любимый учитель», общешкольный концерт.
Выставка творческих работ «Бабушка рядышком с дедушкой» Первая неделя марта. КТД: «Праздник весны», классные утренники.
Третья неделя октября – месячник «Мы за здоровый образ жизни!»
«Теперь я первоклашка» - посвящение в первоклассники. Апрель – «Безопасное колесо»
«День матери» Четвертая неделя апреля – финал «Ученик года», «Лучший класс года»
12 декабря «Символика государства»: викторины, классные часы. Первая неделя мая. КТД «Поклонимся великим тем годам». Встречи с ветеранами ВОВ, литературно-поэтическая гостиная, праздничный концерт, конкурс сочинений, творческих работ, выставки рисунков, поделок, выпуск стенных газет, военно-патриотические игры.
Всемирный день инвалида – КТД «Вместе весело шагать» Вторая неделя мая «Прощание с начальной школой»- последний звонок для учащихся I ступени обучения.
Спортивные соревнования «Старты надежд» Третья неделя мая. «Последний звонок для учащихся 9-х классов»
Декабрь. КТД «Здравствуй, Новый год!»: работа новогодних мастерских, тематические классные часы, утренники. Благотворительные акции различной направленности: «Посылка солдату», «Детям тундровиков», «Книга в подарок» и т.д. (в течение года)
Вторая неделя января. «Зимний вернисаж»:выставки творческих работ учащихся, посвященных зимнему периоду и традициям русского народа.
День рождения школы. Школьные спартакиады (шашки, шахматы, дартс)
Четвертая неделя января – отборочный тур школьного конкурса «Лучший класс года», «Ученик года». Концерты, посвященные праздничным датам
В программе воспитания школы «Программа воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья», в планах воспитательной работы школы по годам уделяется внимание проблемам межнационального общения.
В школе не имели место межнациональные конфликты в ученической среде. Не поступали жалобы от родителей учащихся по вопросам конфликтов между детьми на национальной почве.
В школе созданы и поддерживаются условия, мотивирующие обучающихся на здоровый образ жизни, формирование культуры поведения, ответственного отношения к учению, успешной социализации школьников. Успешность работы педагогов в данном направлении подтверждается результатами диагностики уровня воспитанности учащихся.
К организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности обучающихся привлекаются родители. Работа с семьями обучающихся ведется по программе воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья, раздел «Семья», которая соответствует проблеме школы и подчинена выполнению поставленных воспитательных целей и задач. Приоритетными направлениями в работе с родителями являются информирование, просвещение, консультирование, обучение, совместная деятельность. Налажена система обмена информацией по вопросам воспитания как внутри учреждения, так и с заинтересованными службами, ведомствами муниципального образования город Новый Уренгой. Вопросы организации и качества воспитательного процесса обсуждаются на общешкольных и классных родительских собраниях, педагогических советах, заседаниях Совета школы. Принимаются конкретные и реальные для выполнения решения.
В 2008 году было предоставлено одно рабочее место в школе через Центр занятости населения. Это позволило улучшить материальное положение учащегося из малообеспеченной семьи, воспитать ответственность и дисциплину, на деле реализовать идею социальной адаптации.
Приоритетные направления работы школы«Завтра будет лучше, чем вчера»
Инновационный потенциал программы заключается в её востребованности и реалистичности, способности непосредственно влиять на создание условий для обеспечения гармоничного развития личности обучающегося, управление качеством образовательного процесса.
Итак, основные направления работы школы созвучны с проектами программы развития школы на 2006-2010 годы:
Повышение эффективности управленческой деятельности на основе развития демократических принципов и продолжить развитие системы государственно-общественного управления школы;
Повышение качества образования через совершенствование содержания и эффективное использование современных образовательных технологий (в том числе коммуникационных);
Оптимизация системы образовательно-воспитаельных процессов в школе на основании интеграции, базового, профильного и дополнительного образования;
Создание банка передовых педагогических идей и обеспечение подготовки педагогических кадров к решению перспективных проблем развития системы образования;
Обеспечение соблюдения прав детей в сфере образования – на выбор образовательных программ, на социально-психологическую поддержку в процессе образовательной деятельности, на обучение в условиях гарантирующих личную безопасность учащихся и сохранение их здоровья;
Формирование развивающей нравственно и эмоционально-благоприятной среды для становления личности, как ученика, так и учителя;
Улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе, через укрепление и расширение связей общественными организациями города. Увеличение доли доходов, получаемых от образовательных услуг, приносящих доход в бюджет школы.