Программа работы кружка Туризм и краеведение


Кружок туризма и краеведения.
Программа.
Пояснительная записка.
Кружок туризма и краеведения предполагает работу на базе Вознесенской основной школы Костромской области Макарьевского района. Состав участников кружка- учащиеся 8.9 классов. Максимальное количество – 10 человек. Руководитель кружка- учитель географии Прохорова Е.П. Основная направленность работы кружка – географическое краеведение.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, содержательнее и глубже будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Туристско-краеведческая деятельность учащихся- одно из эффективных средств реализиции личностно- ориентированного подхода в образовании, формирования положительных черт личности, оно содействует осуществления общего о бразования, нравственному, эстетическому ,и физическому воспитанию учащихся, формирует их экологическую культуру..Краеведение способствует воспитанию чувства, любви к родным местам, чувства уважения к людям труда.
Туристско-краеведческая деятельность развивает кругозор школьников ,включает их в трудовую деятельность, учит взаимодействовать в коллективе, развивает такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка.
Специфика туристско-краеведческой работы заключается в непосредственной связи школьников с окружающей средой, природой.с действительностью.
Одним из важных моментов в работе кружка- это возможность проводить полевые исследования на местности., на которые так не хватает времени на уроках географии. Полевые исследования на местности- отличительная черта географии. Только по картам и книгам, даже при самом развитом мышлении, «увидеть территорию» невозможно. Полевые исследования способствуют усвоению географических знаний. формируют их умения, позволяют наглядно увидеть природные обьекты и явления.Поисково исследовательское направление изучении родного края . способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса учащихся , овладению элементарными приемами научного исследования. Умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний , развитию творческих способностей.
Романтика туристско- краеведческой деятельности предполагает привлечь к ней детей и их родителей, сплотить их в один детский коллектив. При работе кружка должен учитываться возраст детей, предусматриваться мероприятия по обеспечению их безопасности.
Таким образом цель работы кружка : формирование краеведческих знаний о своей местности, образа родного края, опыта эмоционально- ценностного отношения к природе; развитие и саморазвитие личности ученика на основе практических навыков, творческих заданий, обобщение знаний по географии своего края, развитие интереса к географии как науке.
Основные виды деятельности : теоретические и практические занятия, экскурсии, походы, полевые исследования и наблюдения, сбор коллекций и гербариев, обработка собранных материалов. Игры, соревнования, отчеты о проделанной работе членов кружка, заключительный вечер.


Содержание программы.
Вводные занятия. ЧТО ТАКОЕ ТУРИЗМ. Значение туризма и краеведения в современном обществе. Краеведческие и туристические навыки , которые может получить юный турист на занят иях кружка и в походах. План работы кружка: как и когда будут проходить экскурсии и похожы, значение подготовки к походам и подведение итогов . Показ презентаций и фотоматериалов. предыдущих групп .
Теоретические занятия по краеведению Наш край( край где мы живем). Рельеф. Растительный и животный мир. Редкие и охраняемые животные и растения нашей местности. Лекарственные растения. Реки, озера и водохранилища нашей местности. ( реки Волга. Унжа, Вотгать, Нея, Устанка, Шокша, Шуршма и др. озеро Хохлево, Горьковское водохранилище. Климат . Полезные ископаемые и геологическое строение территории. Опасные природные явления. Места памятных событий, связанных с историей нашей страны, области, района . История школы. Памятники истории и культуры.
Подготовка и проведение походов и экскурсий. Подготовка к походу: постановка целей и задач похода , формирование туристических групп, распределение туристических и краеведческих должностей среди участников групп, выбор районов походов и экскурсий и разработка маршрута. Подготовка группового снаряжения- ознакомление с набором группового снаряжения, его ремонт, укладка в рюкзак, распределение среди участников, Ознакомление с личным снаряжением, его ремонт. Ремонтный набор, его хранение, использование. Составление меню похода, и расчет необходимых продуктов питания, их хранение, упаковка, приготовление пищи в условиях похода. Подготовка карт, схем, компаса, карандашеи и т.д.
Поход. Прохождение маршрута с выполнением заданий и задач , поставленных перед туристической группой, сбор краеведческого материала, проведение общественно- полезной работы на маршрутах, совершенствование навыков и умений туристической и краеведческой работы, . Построение и движение группы в населенном пункте и влесу.,на поляни и на дорогах. Работа с компасом и картой по покладке маршрута, преодоление естественных препядствий: завала, брода, оврага, крутых спусков и подьемов, болотистой местности(с предшествующей теоретической подготовкой). Выполнение обязанностей командира. зав. по питанию, санитара. дежурного штурмана. Корреспондента,, повара и т.д. Проведение наблюдений в пути и на привале, сбор коллекций, гербариев. Ведение записей в дневнике.
Внесение дополнений в схему маршрута. Соблюдение режима дня, устройство бивака, приготовление пищи, снятие бивака, уборка места привала. При необходимости- оказание первой медицинской помощи.
Экскурсия. Проведение экскурсий в краеведческие и исторические музеи . Экскурсии на природу :знакомство с расти тельным миром, животным миром, правилами охраны природы экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, сбор материала, знакомство с историей края, с законами об охране природы и памятников культуры. На экскурсиях участники учатся записывать свой впечатления, фотографировать, собирать образцы для коллекций.
Подведение итогов похода и экскурсии. Оформление и обработка собранных краеведческих материалов доработка ленты туристического маршрута. Обработка видео- и фотоматериалов. похода. создание паспорта или отчета о маршруте. Изготовление экспозиций о походе на краеведческую выставку, краеведческий уголок или музей. Подготовка туристического вечера с рассказом о проведенных походах и экскурсиях .Особенности сбора и обработки материала походов и экскурсий. Форма и содержание записей в походном дневнике. Сбор сведений для паспорта маршрута. Внесение дополнений и изменений в схему маршрута. Сбор образцов для коллекций: растений, горных пород, изделий предприятий, сельхоз культур и т.д. Зимние наблюдения -следопытство на белой тропе, зарисовки, фотографирование, записи рассказов и др. Хранение собранных материалов, изготовление экспонатов для краеведческой выставки, подготовка презентаций.
Первая доврачебная медицинская помощь , обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях. Предупреждение ожогов, ушибов, потертостей, царапин, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно-кишечных расстройств, укусов насекомых. Предупреждение несчастных случаев на воде, первая доврачебная медицинская помощь при травмах, несчастных случаях и заболеваниях. Простейшие приемы страховки, самостраховки на спусках и подъемах, при переправах через ручьи, небольшие речки, овраги и рытвины, при прохождении плотного кустарника, заболоченных участков. Планирование движения и режима дня при высокой и низкой температуре, дождливой погоде, эвакуация пострадавшего, организация его транспортировки.
Практические занятия, проводимые на местности.
Ориентирование. Проводится в виде соревнования.
Описание геологического обнажения, определение и описание горных пород, сбор образцов горных пород.
Характеристика природно-территориального комплекса.( болото, лес, участок вырубки)
Проведение исследования загрязнения малых рек на территории района.
Проведение исследований загрязнения воздуха
Изучение оврагов и причин их образования.
Знакомство с лекарственными растениями местности, правилами их сбора, сбор гербария.
Растения( Красной книги)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вознесенская основная общеобразовательная школа д. СоловатовоРАССМОТРЕНО
на заседании педсовета
Протокол №__
от «___» __________2010 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Вознесенская ООШ
___________Капустина В.В.
Приказ от __.___.2010г. № _____
Программа
кружка « Туризм и краеведение.»
Программу составил учитель: Прохорова Е.П.
д. Соловатово 2010 год