РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФУТБОЛ» (для тренировочного этапа 1-го года обучения)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»



РАССМОТРЕНА
на Педагогическом совете
протокол от 01.09.2016г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
МБОУ ДО ДЮСШ № 66-од
от 08.09.2016 г.



РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ФУТБОЛ»
2016-2017 учебный год

для тренировочного этапа 1-го года обучения


Срок реализации: 1 год






Тренер-преподаватель:
Немтинов А.А.










г.Уварово
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Футбол - это командная спортивная игра. Участвуют две команды, в каждой 11 человек: 10 полевых игроков и вратарь. Главная цель игры - забить мяч в ворота соперников. Для игры используется круглый мяч диаметром около 70 см. Матч делится на два периода по 45 минут. Если во время игры происходили какие-то технические остановки, судья имеет право добавить дополнительное игровое время. Запрещено касаться мяча руками всем игрокам кроме вратаря. Нарушение правил может караться различными штрафами. За неспортивное поведение или применение запрещенных приемов судья имеет право вынести игроку предупреждение (желтая карточка) или удалить его из игры (красная карточка). Кроме этого судья может назначить штрафной удар по воротам либо пенальти. Штрафной удар производится с половины поля провинившейся команды. Пенальти выполняется по воротам с расстояния 11 метров, при этом в защите находится только вратарь.
Дополнительная предпрофессиональная программ «Футбол» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», приказом Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Программа конкретизирует объем, содержание, планируемые результаты образовательной деятельности, характеризует организационно-педагогические условия и формы промежуточной аттестации.
В основу отбора и систематизации материала программы положены принципы комплексности, преемственности и вариативности.
Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон тренировочной деятельности: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовки, педагогического и медицинского контроля, восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического и практического материала, в постепенном усложнении содержания тренировок, в единстве задач, средств и методов подготовки.
Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов.

Цель программы - физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами футбола, укрепление здоровья, мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Основные задачи многолетней подготовки:
на этапе начальной подготовки
вовлечение максимального числа детей и подростков в систему занятий физической культурой и спортом;
формирование потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни;
общая физическая подготовка детей и подростков;
изучение базовой техники футбола;
выявление и поддержка детей, проявивших особые способности в футболе;
воспитание волевых и морально-этических качеств личности;
формирование навыков адаптации к жизни в обществе.
на тренировочном этапе
повышения уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
приобретения опыта и стабильность выступления на официальных соревнованиях;
формирование спортивной мотивации;
укрепление здоровья спортсменов.
Программа содержит в себе такие предметные области, как теория и методика физической культуры и спорта, общая и специальная физическая подготовка, избранный вид спорта – футбол, технико-тактическая и психологическая подготовка.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, – 10-12 лет.
Срок реализации программы – 1 лет.
Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения программы может быть увеличен на 1 год.

Структура системы многолетней подготовки

Этапы подготовки
Год обучения
Кол-во часов в неделю
Наполняемость (мин/макс)
Минимальный
возраст зачисления
Объем учебной нагрузки (ч.)
Требования по спортивной подготовке на конец учебного года

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
1
9
.
12/20 чел.
.
10 лет
468
Выполнение требований контрольных испытаний промежуточной (итоговой) аттестации


Продолжительность одного занятия не должна превышать:
на тренировочном этапе - 3 академических часов;
При проведении более одного тренировочного занятия в день суммарная продолжительность занятия не может составлять более 8 академических часов.

Комплектование учебных групп.
На тренировочный этап обучения (спортивной специализации) зачисляются учащиеся, освоившие программный материал предшествующего этапа обучения и успешно прошедшие итоговую аттестацию на этапе начальной подготовки, либо успешно выполнившие нормативы для зачисления на тренировочный этап.
В группу указанную выше года обучения при наличии в учреждении вакансии могут быть зачислены, в том числе в течение учебного года, дети, успешно прошедшие индивидуальный отбор, имеющие спортивный разряд в данном виде спорта и опыт соревновательной деятельности.

Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная и групповая работа в рамках тренировочного занятия, выполнение домашних заданий по теоретической и физической подготовке, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, промежуточная и итоговая аттестация.

Виды и формы контроля: педагогический (промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольно-переводных испытаний) и врачебный.
Педагогический контроль используется для оценки степени достижения цели и решения задач, определенных образовательной программой. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных критериях.
Контроль за уровнем общей и специальной физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных (контрольно-переводных) нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, позволяющими оценить уровень развития физических и технических качеств. Результаты контрольных испытаний фиксируются в протоколах сдачи контрольно-переводных нормативов.
Врачебный контроль предусматривает:
1) углубленное медицинское обследование педиатром (2 раза в год);
2) медицинское обследование перед соревнованиями;
3) врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;
4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;
5) контроль за выполнением учащимися рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Результаты врачебного контроля отмечаются в личных картах спортсмена.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в соответствии с годом (этапом) подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Учебный план

Учебный план рассчитан на 52 недели: 46 недель занятий непосредственно в условиях ДЮСШ и 6 недель в спортивно-оздоровительном лагере и (или) по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
В соответствии с п. 11 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программа (далее - Требования), утвержденных приказом Минспорта РФ от 12.09.2013 г. № 730 в учебном плане данной программы отведено не менее 10% на самостоятельную работу учащихся с целью непрерывности освоения данной программы в каникулярный период, праздничные дни и на период отпуска тренера-преподавателя (п.45 Требований).

10% самостоятельной работы входят в общее количество часов каждой предметной области.






















Учебный план распределения часов на учебный год



Тренировочный этап


1-й,
4-й
5-й

Теория и методика физической культуры и спорта

46


62

62

Физическая подготовка



179

232
232

Общая физическая подготовка
84

106

Специальная физическая подготовка

95


126

126

Избранный вид спорта

243

330

Технико-тактическая подготовка
121

138

Психологическая подготовка и воспитательная работа
45

60

Инструкторская и судейская практика

20

20

20

20

Промежуточная и итоговая аттестация

9
9

12

12

12

Участие в соревнованиях
48

100
100

Всего часов:
468
624
624
624

В том числе 10% самостоятельной работы
47

63
63



Соотношение объемов тренировочного процесса

ТГ 1-го года обучения



Предметная область
Объем в %
Кол-во
уч. часов

1.
Теория и методика физической культуры и спорта
10 %
46 ч.

2.
Общая физическая подготовка
18%
84ч.

3.
Специальная физическая подготовка
20%
95ч.

4.
Избранный вид спорта (футбол)
52%
243 ч.

Всего:
468 ч.






Примерный учебный план-график распределения учебных часов
Тренировочный этап

1-й год обучения



сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август

Теория и методика физической культуры и спорта


46
4
5
4
5
4
4
5
5
5
5



Физическая подготовка
179
10
10
10
11
10
10
10
10
10
10
39
39


Общая физическая подготовка
84
4
5
4
5
5
4
5
4
5
5
19
19

Специальная физическая подготовка
95
6
5
6
6
5
6
5
6
5
5
20
20

Избранный вид спорта
243
25
27
22
26
25
22
24
24
24
24



Технико-тактическая подготовка

121
12
15
11
14
12
11
12
12
10
12



Психологическая подготовка
45
4
5
4
5
4
4
5
5
4
5



Инструкторская и судейская практика

20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2



Промежуточная и итоговая аттестация

9
3



3



3




Участие в соревнованиях
48
4
5
5
5
4
5
5
5
5
5



Всего часов:
468
39
42
36
42
39
36
39
39
39
39
39
39

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки футболиста и осуществляется в ходе образовательной и тренировочной деятельности. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщаться футболистам в ходе тренировочных занятий.
Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам футбола и другим разделам теоретической подготовки. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста.
Особое значение придается изучению теории избранного вида. Необходимо, чтобы учащиеся хорошо знали правила соревнований и умели проводить анализ занятий и тренировочной деятельности. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и периодам, перспективное планирование, а также методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно к избранному виду спорта. Кроме этого, учащиеся изучают основы техники игры в футбол с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу техники и к методике ее изучения и совершенствования. В юношеском возрасте из всего объема теории необходимо дать первые сведения по гигиене занятий и одежде футболиста, а также минимум знаний по технике, методике обучения и тренировке.
Из года в год увеличиваются объем и глубина теоретических сведений, сообщаемых юным футболистам. В юношеском возрасте необходимо привить навыки самостоятельного ведения дневника тренировок, что очень важно в системе многолетней подготовки футболиста.
Многолетние записи позволят провести качественный анализ всей подготовки и улучшить систему планирования и управления индивидуальной подготовкой спортсмена. Тренер должен научить подробно и систематически вести записи, включающие все субъективные и объективные данные: по переносимости нагрузок различного характера, самочувствию во время тренировок и при восстановлении, данные педагогического контроля (результаты тестов и контрольных упражнений) и врачебных осмотров, а также результаты всех соревнований. Тренер должен регулярно проверять заполнение дневника тренировки. Для получения теоретических знаний необходимо регулярно рекомендовать доступную для их уровня понимания популярную и методическую литературу. Контроль за этим можно осуществлять в виде собеседования, контрольных вопросов и обсуждения в группе.
Особое значение придается знакомству учащихся с основами законодательства в физической культуре и спорту, а именно: правилам соревнований по футболу, общероссийским и международным антидопинговым правилам, основам законодательства в сфере влияния на результаты официальных спортивных соревнований, требования, нормам и условиям выполнения спортивных разрядов.
Занятия по теории и методике физической культуре и спорту позволяют вырабатывать у учащихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований. Основными методами теоретической подготовки являются: беседы, демонстрация простейших наглядных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных видеофильмов, изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки занимающихся, разбор и анализ техники игры, методов обучения и тренировки, лекции по вопросам тренировки и обучения.
Теоретическая подготовка отражает общие понятия системы физического воспитания, перспективы развития физической культуры и спорта в стране и воспитания спортсмена. В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.
Вопросы гигиенического режима спортсмена (режим дня, питания, сна, зарядка, водные процедуры, закаливание, самомассаж и массаж) необходимы в программе теоретической подготовки. Кроме того, учащиеся должны быть ознакомлены с основами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики в специализируемом виде спорта. Нет сомнения, что программа специального образования гораздо обширнее, чем указано здесь. К проблеме специальной теоретической подготовки должно быть привлечено особое внимание спортивных организаций и тренеров. В теоретической подготовке наибольшая роль принадлежит тренеру. Тренер постоянно следит за новинками спортивной литературы, знакомит с ними учеников. Но самое главное - желание самих учащихся приобрести глубокие знания. В связи с этим очень важно пробудить у них интерес ко всем вопросам специальной теоретической подготовки.

II. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая подготовка футболиста направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, координации), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья футболистов. Физическая подготовка футболиста подразделяется на общую и специальную.
Целью общей физической подготовки (ОФП) является достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья футболистов. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений:
1) Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанции, направляющий, замыкающий. Понятие о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну но два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бет и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
2) Гимнастические упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевою пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. 15 различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих ногах и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
3) Гимнастические упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения па месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и труппах с передачами, бросками н ловлей мяча. Упражнения на снарядах (перекладина, брусья, кольца, гимнастическая стенка массового типа) - висы, упоры, размахивания в висе и упоре, подтягивание; лазание по канату.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад: прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полу приседе.
Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
4) Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте.
5) Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель». «Подвижная цель», «Мяч среднему». «Охотники и утки». «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Ловцы». «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень» и т.д.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
6) Легкоатлетические упражнения. Бег на 30,60,100,400,500,800 м. Кроссы от 1000 до 3000 м. (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12- минутный бег.
Прыжки в длину с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание гранаты с места и с разбега.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом (по упрощенным правилам).
Целью специальной физической подготовки (СФП) является развитие специальных двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида.
Специальная физическая подготовка должна развивать физические качества, способности, специфичные для футбола, и содействовать быстрейшему освоению технических приемов. В младших группах она осуществляется в основном за счет применения упражнений, совершенствующих тактическое и техническое мастерство футболистов, а в подростковом и юношеском возрасте, кроме того, в тренировочных и календарных играх.
Оценивая результаты в отдельных видах физической подготовки, тренер должен учитывать индивидуальные особенности и биологический возраст футболистов и устранять недостатки с помощью индивидуальных заданий.
При совершенствовании технических приемов важно постоянно усложнять условия выполнения, максимально приближая их к игровым.
При построении круглогодичной тренировки, а также в процессе многолетней подготовки наблюдаются определенная последовательность и преемственность между различными видами упражнений, применение которых решает задачи специальной физической подготовки.
Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличивается, но важно от этапа к этапу закреплять и поддерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении предыдущих разделов подготовки. Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем.
1) Упражнения для развития быстроты:
Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и т.д.
Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения под уклон 3-5 градусов. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками; неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий (на скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 м медленно и т.д.). То же с ведением с мяча. Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать» и т.д.
Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому. Бег быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперёд и т.п.).
Бег с изменением направления (до 180 градусов). Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить его или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или другом направлении и т.д. «Челночный бег»: 2x10, 4x5, 4x10, 2x15 и т.п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, обратно спиной вперёд и т.д. (варианты).
Бег с «тенью» (повторение движений партера, который выполняет бег с максимальной скоростью и с изменением направления). То же, но с ведением мяча.
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Для вратарей. Из стойки вратаря рывки (на 5-15 м) из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча. Из положения приседа, широкого выпада, сидя, лежа - рывки на 2-3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча. Упражнение в ловле теннисного (малого) мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
2) Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп весом от 40 до 70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх или рывком на 7-10 м. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки через барьер толчком одной и двумя ногами, Впрыгивание на гимнастические маты (с постепенным увеличением высоты). Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны». «Прыжковая эстафета» и т.д.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, батут и ворота; удары на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах; то же. но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу (носки ног на месте), в упоре лежа - хлопки ладонями, Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движение кистями и пальцами). Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность, Упражнения в ловле и бросках набивного мячей, бросаемых двумя-тремя партнерами с разных сторон. Серия прыжков (по 4-Х) в стойке вратаря толчком обеих ног в стороны, то же приставными шагами, с отягощением.
3) Упражнения для развития специальной выносливости:
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью.
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
Для вратарей. Повторное, непрерывное выполнение в течение 5-12 мин ловлей с отбиванием мяча; ловля мяча с падением при выполнении ударов но воротам с минимальными интервалами тремя-пятью игроками.
4) Упражнения для развития ловкости:
Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч головой, ногой, руками; то же, выполняя в прыжке поворот на 90-I80o. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповыми упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа «Живая цель», «Салки мячом», «Ловля парами» и др.
Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком; то же с поворотом до 180о. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Перевороты в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега.

Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы в области ОФП и СФП является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
освоение комплексов физических упражнений,
развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий;
укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
Объёмы максимальных тренировочных нагрузок

Этапный норматив

Этап и год
подготовки
Количество часов в неделю
Количество тренировок в неделю
Общее количество часов в год
Общее количество тренировок в год

Тренировочный этап 1-ый год обучения
9
4
468
208


III. ИЗБРАННЫЙ ВИД СПОРТА

3.1. Технико-тактическая подготовка

Тренировочный этап (1-ый год обучения)
Техническая подготовка
Техника передвижения. Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней, средней, внешней частями, подъема, внутренней стопы по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Резаные удары по неподвижному и катящемуся мячу. Удары носком и пяткой. Удары с полулета. Удары правой и левой ногой. Выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведения и рывков на короткое, среднее и дальнее расстояние (с различным направлением и траекторией полета). Удары по мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением.
Удары по мячу головой. Удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различной скоростью и траекторией мячу. Удары на точность вниз и верхом, вперед и в стороны, на короткое и среднее расстояние. Удары головой в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с переводом в стороны и назад (в зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой обстановки). Остановка грудью летящего мяча с переводом. Остановка опускающегося мяча бедром и лбом.
Остановка изученными способами мячей, катящихся или с различной скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений, на высокой скорости с последующим ударом или рывком.
Ведение мяча. Ведение внешней и средней частями подъёма, носком внутренней стороной стопы.
Ведение всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением рывков и одновременно контролируя мяч, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Обманные движения (финты). Обманные движения, финт «уходом», «уход» выпадом, «уход» с переносом ноги через мяч. Финты «ударом» по мячу ногой с «убиранием» мяча, «пропусканием» мяча. Финт «ударом» по мячу головой. Финт «остановкой» мяча ногой с наступанием и без наступания на мяч подошвой. Обманное движение «остановкой» мяча после передачи мяча партнером с пропусканием мяча и поворотом на 180 градусов.
Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом ногой и остановкой ногой в выпаде (в полушпагате и шпагате) и в подкате.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание из различных исходных положении с места и с разбега. Вбрасывание мяча на точность и дальность.
Техника игры вратаря. Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих с различной скоростью и траекторией полета мячей. Ловля на месте, в движении, в прыжке, без падения и с падением Ловля мяча на выходе.
Отбивание одной рукой (двумя руками) ладонью мячей, катящихся и летящих е различными траекторией и направлением без падения и с падением. Огбиванис мяча кулаком на месте, в движении, без прыжка и в прыжке.
Перевод мяча одной рукой (кулаком, ладонью) сверху, снизу на точность и дальность. Выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.
Тактическая подготовка.
Индивидуальные действия. Оценивание целесообразности той или иной позиции, своевременное занятие наиболее выгодной позиции для получения мяча.
Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живот без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке на месте и в движении.
Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одной или двумя руками ладонью и кулаком без падения и п падении на месте и в движении.
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактическая подготовка

Тактика нападения
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение па футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).

Тактика защиты
Индивидуальные действия. Правильно выбрать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.с. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, вести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.


3.2. Психологическая подготовка и воспитательная работа
Для тренировочного этапа (1-ый год обучения)
Воспитание самодисциплины, самоусовершенствования и самовнушения. Ведение дневника самоконтроля. Воспитание устойчивого внимания. Умения ставить самоприказы и их выполнять. Умение отстаивать свое мнение; критически относится к своим действиям; преодолевать усталость, страх оказаться в опасном положении; проводить игры с более сложным соперником (или более техничными, или более физически подготовленными).
Воспитательная работа
Правильное использование методов воспитания заключается в организации сознательных и целесообразных действий юных футболистов. При этом тренер должен понимать, что направленное влияние на развитие личности лишь тогда эффективно, когда оно согласуется с законами формирования личности.
В практике часто отдают предпочтение некоторым излюбленным методам, руководствуясь в первую очередь личными педагогическими знаниями и мастерством. Однако было бы неправильно из этого делать выводы об исключительной ценности отдельных методов воспитания. Ни один отдельный метод, какого бы рода он ни был, вообще нельзя назвать хорошим или дурным, если он рассматривается изолированно от других методов (А.С. Макаренко).
Эффективное использование средств воспитания, правильное применение воспитательно-методических мер зависят от многих условий. Важнейшее субъективное условие - это знание воспитательной ситуации и существующих в данном случае компонентов воздействия, а также педагогическое мастерство. Отсюда ясно, что педагогические и особенно теоретико-воспитательные знания и умения педагога составляют необходимую основу его эффективной воспитательной работы. Изолированное методическое мышление без понимания всего процесса образования и воспитания личности спортсмена ведет к узкому практицизму.
Правильный выбор и успешное применение методов воспитания в спорте зависят:
от знаний и умений тренера-преподавателя, от его педагогических способностей и методических навыков,
от отношения к учащимся;
от основных идеологических убеждений, возраста, опыта, характера, темперамента и положения в коллективе;
от спортивного коллектива, общественного мнения в нем, развития критики и самокритики, традиций и коллективных форм поведения.
В воспитательной работе еще нередко преобладают порицания. Вместе с тем следует помнить, что выполнение поставленных требований может рассматриваться как нечто само собой разумеющееся, но может быть, и награждено похвалой. Каждый факт даже простого одобрения по поводу выполненных требований вызывает у спортсменов положительный отклик. Они чувствует себя «утвержденными» в своей установке и в поведении, это стимулирует их к дальнейшим устремлениям и действиям в том же направлении. Особенно стимулирует похвала в присутствии всего коллектива. Она побуждает к действиям и остальных членов коллектива. Однако поспешная или неоправданная похвала недопустима.
Она воспринимается спортсменами, помимо всего прочего, как неумение тренера правильно оценивать воспитательную ситуацию.
Методы убеждения нацелены на изменения в сознании. В результате использования данных методов обучающийся должен действовать, руководствуясь знанием и благоразумием. Он должен быть убежден в необходимости и правильности своих установок и форм поведения в свете общественных требований.
Отсюда ясно, что в этой группе воспитательных методов доминирующее место принадлежит сообщению и усвоению важного в воспитательном отношении образовательного материала. В единстве с развитием способностей и навыков, а также с накоплением социального опыта юный спортсмен приобретает такие познания, которые образуют основу стойких общественных убеждений и установок.
В спорте используют различные методические формы убеждения. Одна из них - беседа. Беседы следует тщательно планировать и проводить целенаправленно. Их содержание определяется проблемами воспитания и намерениями воспитателя.
Тесно связана с беседой дискуссия в коллективе, которая может служить эффективной методической формой развития убеждений спортсменов. Дискуссия дает широкие возможности организации воспитательного влияния коллектива, проверки (путем столкновения мнений) индивидуальных точек зрения, коррекции и упрочения их. Тренер-преподаватель, направляя дискуссию, руководя ею, должен как можно больше вовлекать в нее самих спортсменов.
Следующий метод - поручения. Тренер может дать учащимся срочные и долговременные задания, которые относятся как к процессу тренировки, так и к нетренировочной деятельности. Но поручения всегда должны быть такими, чтобы результат выполнения поддавался проверке. Учащийся обязательно должен отчитаться, как и в какой мере, он выполнил поручение. В ходе воспитания каждый учащийся должен приучиться выполнять поручения своих педагогов и коллектива как нечто само собой разумеющееся.
Успешность применения методов убеждения и приучения наряду с уже охарактеризованными условиями решающим образом зависит от влияния личного примера тренера, степени выраженности его убеждений, моральных качеств, психических свойств и привычек. Целеустремленное руководство образовательной деятельностью нельзя осуществлять изолированными отдельными мероприятиями. Подлинный успех дает лишь единство действий тренера и спортсменов, единство воспитания и самовоспитания. При этом воздействие личного примера, индивидуальности тренера необходимо рассматривать как органический элемент всей совокупности педагогических условий.
Сила личного примера тренера определяется тем, насколько последовательно он демонстрирует верность принципам и нормам морали, нравственную чистоту и действенность воли.
Учащийся должен быть убежден, что тренер справедлив, предъявляет высокие требования к самому себе и всегда стремится к совершенствованию собственных познаний, моральных качеств, опыта и профессионального мастерства.
Весьма важные черты личности и поведения тренера - скромность и простота, требовательность и чуткость, уравновешенность и жизнеутверждающий оптимизм.

3.3. Инструкторская и судейская практика

В качестве помощника тренера умение показать и объяснить выполнение отдельных общеразвивающих упражнений, технических приемов, простейших тактических комбинаций.
Составление комплекса упражнений утренней зарядки, подбор упражнений для разминки и их проведение самостоятельно.
Практика судейства на соревнованиях внутри школы, района, города.
Совершенствование навыков в организации группы.
Подбор упражнений для основной части урока и проведение основной части самостоятельно. Составление конспекта урока и его самостоятельное проведение.
Организация и проведение занятий с новичками секций футбола общеобразовательных школ, группами начальной подготовки и спортивно- оздоровительными группами.
Практика судейства в процессе учебных занятий и соревнований в спортивной школе, районе, городе. Организация и проведение внутришкольных соревнований.

3.4. Промежуточная (итоговая) аттестация.
Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап (год) обучения осуществляется один раз в год. Срок проведения - апрель-май. Форма промежуточной аттестации сдача контрольных нормативов. Учащиеся выполняют конкретно установленные для перевода на следующий этап (год) подготовки нормативы, утвержденные приказом ДЮСШ.
Освоение дополнительной общеобразовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация проводится по завершении тренировочного этапа.
В ДЮСШ устанавливаются следующие формы итоговой аттестации:
Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка - сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке (зачет/не зачет).
Избранный вид спорта – спортивная квалификация учащегося. Спортивная квалификация учащегося определяется по требованиям по виду спорта Единой Всероссийской спортивной классификации.
Контрольные нормативы и упражнения по общей физической подготовке выполняются по правилам соревнований по легкой атлетике. Беговые дисциплины выполняется с высокого старта.





Нормативы по ОФП и СФП
для зачисления в группы на тренировочном этапе подготовки

Развиваемое
физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)


Юноши
Девушки

Быстрота
Бег на 30 м с высокого
старта (не более 5,1 с)
Бег на 30 м с высокого
старта (не более 5,3 с)

Скоростно-силовые
качества
Прыжок в длину с места
(не менее 1 м 80 см)
Прыжок в длину с места
(не менее 1 м 70 см)


Прыжок в высоту
со взмахом рук
(не менее 20 см)
Прыжок в высоту
со взмахом рук
(не менее 16 см)

Сила
Бросок набивного мяча
весом 1кг. из-за головы сидя
(не менее 6 м)
Бросок набивного мяча
весом 1кг. из-за головы сидя
(не менее 4 м)





Контрольные нормативы промежуточной и итоговой аттестации
по ОФП и СФП (юноши)

№ п/п


Упражнения
Упражнения
Возраст (лет)




9
10
11
12
13
14
15
16
17



1.





Бег 30 м (сек.)





5,3 и меньше


5,1 и меньше

4,9 и меньше
4,7 и меньше
4,5 и меньше
4,3 и меньше
4,1 и меньше
3,9 и меньше
3,9 и меньше



5,4-5,9
5,2-5,7
5,0-5,5
4,8-5,3
4,6-5,1
4,4-4,9
4,2-4,7
4,0-4,5
4,0-4,5



6,0-6,5
5,8-6,3
5,6-6,1
5,4-5,9
5,2-5,7
5,0-5,5
4,8-5,3
4,6-5,1
4,6-5,1



6,6-7,1
6,4-6,9
6,2-6,7
6,0-6,5
5,8-6,3
5,6-6,1
5,4-5,9
5,2-5,7
5,2-5,7



7,2 и больше
7,0 и больше
6,8 и больше
6,6 и больше
6,4 и больше
6,2 и больше
6,0 и больше
5,8 и больше
5,8 и больше



2.





Бег 6 мин (м)





1200 и больше
1250 и больше
1300 и бол.
1350 и бол.
1400 и бол.
1450 и бол.
1500 и бол.
1500 и бол.
1500 и бол.



1101-1199
11
1151-1249
11
1201-1300
1251-1350
1301 - 1400
1351-1450
1401 - 1500
1451-1500
1451-1500



1000-1100
1051-1150
1051-1200
1101-1250
1151-1300
1201- 1350
1251-1400
1301-1450
1301-1450



850-999
901-1050
901-1050
951-1100
1001- 1150
1051- 1200
1101-1250
1150-1300
1150-1300



849 и мен.
900 и мен.
900 и мен.
950 и мен.
1000 и мен.
1050 и мен.
1100 имен.
1100 и мен.
1100 имен.



3.





Прыжки в длину с места (см )





171 и больше
181 и больше
191 и бол.
206 и бол.
216 и бол.
231 и бол.
256 и бол.
276 и бол.
276 и бол.



156- 170
166- 180
176- 190
186-205
201 -215
216-230
236-255
251-275
251-275



141 - 155
151 - 165
161 - 175
171-185
186-200
201-215
215-235
226 - 250
226-250



125-140
135-150
145-160
156-170
171-185
185-200
196-215
205 - 225
205 - 225



124 и мен.
134 и мен.
145 и мен.
155 и мен.
170 и мен.
185 и мен.
195 и мен.
205 и мен.
205 и мен.



4.






Подтягивание из виса, (кол - во раз)





5 и бол.
5 и бол.
5 и бол.
7 и бол.
9 и бол.
11 и бол.
13 и бол.
15 и бол.
15 и бол.



4
4
4
5-6
6-8
8-10
10-12
11-14
11-14



3
3
3
3-4
4-5
5-7
6-9
7-10
7-10



2
2
2
2
2-3
2-4
2-5
3-6
3-6



1 и мен.
1 и мен.
1 и мен.
1 и мен.
1 и мен.
1 и мен.
1 и мен.
1 и мен.
1 и мен.



5.





Челночный бег (Зх10)м (сек.)





8,0 и мен.
7,9 и мен.
7,7 и мен.
7,5 и мен.
7,3 и мен.
7,1 и мен.
6,9 и мен.
6,7 и мен
6,7 и мен



8,1-8,5
8,0-8,4
7,8-8,3
7,6-8,1
7,4-8,0
7,2 - 7,7
7,0 - 7,5
6,8-7,3
6,8-7,3



8,6 – 9,1
8,5 – 9,0
8,4 - 8,9
8,2-8,7
8,1-8,5
7,8-8,3
7,6-8,1
7,4-7,9
7,4-7,9



9,2-9,7
9,1-9,6
9,0-9,5
8,8-9,3
8,6-9,1
8,4-8,9
8,2-8,7
8,0-8,5
8,0-8,5



9,8 и бол.
9,7 и бол.
9,6и бол.
9,4 и бол.
9,2 и бол.
9,0 и бол.
8,8 и бол.
8,6 и бол.
8,6 и бол.


6.
Удар по мячу на дальность (сумма ударов правой и левой ног)
25
25
40
50
60
70
80
85
90



15
15
35
45
55
65
75
80
85



10
10
25
35
45
55
65
75
80


7.
Удар по мячу на точность (число попаданий)
5
5
8
8
8
10
10
10
10



4
4
7
7
7
8
8
8
8



3
3
3
4
4
6
6
6
6


8.
Жонглирование
6
6
12
20
25
30
35
40
45



4
4
10
12
20
25
30
35
40



2
2
8
10
12
20
25
30
35







По специальной физической подготовке
Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише - время бега.
Вбрасывание мяча на дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 2 м Мяч, упавший за пределами коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки.

По технической подготовке:
Удары по воротам на точность выполняются по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м (подростки 10 лет с расстояния II м). Футболисты" 10-15 лет посылают мяч по воздуху в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Юноши 16-18 лет посылают мяч в половину ворот, он должен пересечь линию ворот по воздуху и коснуться земли не ближе, чем в 10 м за воротами. Выполняется по пять ударов каждой ногой любым способом. Учитывается сумма попаданий.

3.5. Участие в соревнованиях
Соревнования могут носить отборочный или контрольный характер, решать разнообразные технико-тактические задачи, задачи приобретения соревновательного опыта. Поэтому в системе спортивной подготовки выделяют: 1) контрольные соревнования; 2) подготовительные; 3) отборочные; 4) подводящие; 5)главные соревнования.
1.Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена.
2.Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований.
3.Основные соревнования. В них учащийся ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места.
Планируя соревнования, тренеры-преподаватели должны учитывать ряд положений:
привлекать учащегося к участию в соревнованиях следует лишь в том случае, если он по своим физическим, технико-тактическим и психическим возможностям способен к решению поставленных задач;
соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям построения многолетней подготовки;
необходимо так планировать соотношение соревновательной и тренировочной практики, чтобы наиболее эффективно осуществлялся процесс спортивной подготовки, и чтобы наиболее полно раскрывались возможности учащегося в отборочных и главных соревнованиях.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения программы является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
1) В области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
-основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);
- основы спортивной подготовки;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
2) В области общей физической подготовки:
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
- освоение комплексов физических упражнений;
-укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
3) В области вида спорта «футбол»:
- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- развитие специальных психологических качеств;
- обучение способам повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.
4) В области специальной физической подготовки:
- развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;
- повышение индивидуального игрового мастерства;
- освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником;
- повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности.

Ожидаемые результаты реализации Программы:
положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся
в тренировочных группах: повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки, приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных соревнованиях, формирование спортивной мотивации, укрепление здоровья учащихся.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям по спортивным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по спортивным играм возможно воздействие на учащихся следующих опасных факторов:
- травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
1.4. Занятия по спортивным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.5. При проведении занятий по спортивным играм должна быть мед.аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Тренер-преподаватель (преподаватель) и учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. О каждом несчастном случае с учащимся преподаватель обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
1.8. В процессе занятий преподаватель и учащиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1.Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот и другого спортивного оборудования.
2.3.Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) преподавателя.
3.2. Строго выполнять правила проведения игры.
3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5.Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) преподавателя.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2. При получении учащимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3.При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать учащихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1.Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ вымыть лицо и руки с мылом.









ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Футбол. Проект. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы спортивных школ - М., РФС, 1993г.
2. Футбол: учебник для институтов физической культуры - под ред. Полижкиса М.С., Выжгина В.А. - М., Физкультура, образование и наука, 1999г.
3. Теория методика Физического воспитания - учебник для институтов. Физкультура - под общей редакцией JI.II. Ма твеева, А.11овикова, 2-е изд., М., ФиС, 1986г.
4. Футбол: поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮСШОР, Г лавное управление научно- методической работы, - М., 1986г.
5. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх, М., ФиС, 1980г.
6. Гагаева Г.М., Психология футбола, М., ФиС, 1969г.
7. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом М., ФиС, 1981г.,
8. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.. ФиС, 1980г.,
9. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М., 1974г.
10. Гриндлер К. и др. - техническая и тактическая подготовка футболистов, пер. с немецкого -

Аудиовизуальные средства
1. Видеозаписи с соревнований различного уровня

Интернет ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
сайт Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
сайт Управления образования и науки Тамбовской области ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
сайт отдела образования администрации г.Уварово ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
электронный журнал «Профилактика зависимостей» (http://www.centr-antipav.ru)













I


13 PAGE 142815



Заголовок 1 Заголовок 315