Рабочая программа по истории на 48 часов по специальности Коммерция (по отраслям) очно-=заочного отделения

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Филиал ДИНО государственного университета "Дубна"

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно - методической и научной работе Моржухина С.В.
________________________
«_____»___________20___ г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История

Специальность среднего профессионального образования

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Базовой подготовки
Форма обучения
Очно-заочная




2015 год

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (профессии начального профессионального образования) 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Автор программы: Рачкова А.М., преподаватель истории и обществознания ____________


Программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии
Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии
_____ Шишигина Н.В _____________________________

СОГЛАСОВАНО
Директор филиала (колледжа) _________________ В.К. Баринов
«____» _________ 20___ г.



Руководитель библиотечной системы __________________ Баранова Е.С.

Содержание

Пояснительная записка
Общая характеристика учебной дисциплины «История»
Место учебной дисциплины в учебном плане
Результаты освоения учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Тематическое планирование
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «История»
Рекомендуемая литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».


При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:

многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:
эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;
процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
эволюция международных отношений;
развитие культуры разных стран и народов.


В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);
исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов). Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) среднего профессионального образования (далее СПО).
Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02 «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:

· сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

· становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

· готовность к служению Отечеству, его защите;

· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

· сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

· владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

· сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

· владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

· сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
знание:
Результат обучения
Компетенция

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 1


умение:
Результат обучения
Компетенция

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 2

Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 3

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития..
ОК 4

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 7

применение:
Результат обучения
Компетенция

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 5

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 6

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 8

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей)
ОК 10


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Новейшая история, периодизация, характеристики периода. Политическая карта мира ХХ века. Россия на карте мира
Тема 1.2. Крупнейшие страны мира. США

Содержание учебного материала Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики Реформизм 1960-х г.г. Политика президентов Джона Кеннеди, Линдона Джонсона Америка 1970-х г.г. «Новая экономическая политика» Р. Никсона. Политика Джимми Картера Америка 1980-х г.г. Правительство Р.Рейгана. «Рейганомика». Продолжение курса президентом Дж.Бушем (старшим)
Президент Б.Клинтон и реализация его программы Основные направления социально-экономической политики в период президентства Дж.Буша (младшего). Социально-экономическое развитие и политическое страны в период президентства Барака Обамы.
Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта по теме: «Нарастание социальных проблем в американском обществе в 60-х гг.», «Антивоенное и студенческое движение», «Феминистское движение» (по выбору), «Современный уровень российско-американских отношений».

Тема 1.3.Крупнейшие страны мира. Германия.

Содержание учебного материала Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР ФРГ и «план Маршалла Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе Российско-германские отношения на современном этапе.
Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта «Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество.

Тема 1.4. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.
Содержание учебного материала. Страны Восточной Европы после второй мировой войны Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель «Бархатные революции» в странах Восточной Европы Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира Последствия краха тоталитарного социализма Социально- экономическое развитие, рыночные реформы Интеграция в «объединённую Европу Современный уровень взаимоотношений России и стран Восточной Европы
Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта «Организация Варшавского договора (ОВД)», «Совет Экономической Взаимопомощи», «Нарастание экономических и социальных проблем», «События в Венгрии, Чехословакии», «Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы» (по выбору).
Тема 1.5. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Содержание учебного материала. Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны Политический и экономические уроки Японии из Второй мировой войны Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии «Японское экономическое чудо». Причины и особенности Утверждение самостоятельной роли Японии в мире Глобализация японской внешней политики Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство» Специфические проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй. Экономические реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие процесса модернизации.
Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта: «Внешнеполитическая стратегия Японии на современном этапе». «Японо-американские отношения на современном этапе». «Российско-японские отношения», «Современные российско-китайские отношения», «Современные российско-индийские отношения» (по выбору).

Тема 1.6. Советская концепция «нового политического мышления.

Содержание учебного материала Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение.
Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта по теме «Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы», «Интеграция восточноевропейских стран в мировую систему», «Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе» (по выбору).

Тема 2.1. Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья.
Содержание учебного материала: Причины распада, объективные и субъективные факторы, последствия. От советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия». Приватизация. Первые результаты экономических реформ. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Политический кризис 1993 года. Конституция 1993 года. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 года. Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн. Россия – СНГ. Ближний круг или ближнее зарубежье России. Страны Балтии. Украина, Белоруссия. Закавказье. Страны центральной Азии.
Самостоятельная работа.
Политический портрет Б.Н. Ельцина и его команды
Идеологи либерального экономического курса: Е.Т. Гайдар, А.Е.Шохин, А.Б. Чубайс.





Тема 2.2.Геополитическое положение и внешняя политика России на рубеже веков ( XX и XXI вв.)

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания».
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Планы НАТО в отношении России. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Самостоятельная работа.
Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг
Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.
Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.
Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.

Тема 2.3. Миссия сверх держав.
Содержание учебного материала: В поисках решения проблем глобальной безопасности. Основные мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных международных вопросов.
США и принципы экзаменатора и двойных стандартов. Россия и Китай сосредоточение условий для собственного экономического прорыва. Россия и её идеология многополярного мира.

Тема 2.4. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
Содержание учебного материала: Китай на современном этапе развития.
Китай самый молодой центр геополитической силы. Китай и проблемы его внутреннего развития. «Вызов» Китая.

Тема 2.5. Международные отношения в конце ХХ- ХХI века.
Содержание учебного материала: Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Россия в мировых интеграционных процессах. Место России в международных отношениях. Интеграция России в западное пространство Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI век.
Самостоятельная работа: «Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е годы».

Тема 3.1. Региональные конфликты с глобальными последствиями
Содержание учебного материала: Региональные конфликты в современных международных отношениях. Операция «Решительная сила» против Югославии 1999 г. Афганский конфликт и его региональный аспект «Несокрушимая свобода», направленная против режима талибов и террористической сети «Аль-Каида» Локальные конфликты в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Ближневосточный конфликт во второй половине ХХ – начале XXI в..

Тема 3.2. Иллюзия утраченных угроз.

Содержание учебного материала: Избавится ли человечество от новых угроз ХХ века. Мир продолжает вооружаться. Атомные оружейные программы Ирака и КНДР – новая угроза миру. Стремление государств к политическому доминированию.

Тема 3.3 Глобальная безопасность: кто и кому и чем угрожает в современном мире.
Содержание учебного материала: Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма. Международная безопасность и суверенитет.

Тема 3.4. Ахиллесовы пяты современной цивилизации
Содержание учебного материала: Угроза глобального и диктаторского режима. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.
Тема 3.5. Понятие исламского вызова.
Содержание учебного материала: Цивилизационное противостояние или «возрождение» ислама. Глобализация и исламский мир.
Тема 4.1. Признаки новой экономической эпохи.
Содержание учебного материала: Основные достижения современной цивилизации. Формирование глобальной экономики. Структура глобальной экономики.
Развитие России в новейшее время. Роль и значение России в развитии мирового сообщества.

Тема 4.2. Историческое перепутье России.
Содержание учебного материала: Процесс становления нового конституционного строя в России. Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и «теневизация» экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г. Трофейная экономика. Россия – своеобразное геоэкономическое пространство.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.
Второе президентство Б.Н.Ельцина. Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия. Экономическая политика. Развитие политической системы.
Особенности общественного сознания.
Основные направления во внешней политике в конце XX начале XXI вв. Президент В.В.Путин – продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.
Самостоятельная работа: « Внешняя политика Росси на рубеже веков: плюсы и минусы».

Тема 4.3. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
Содержание учебного материала: Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы. Социально-политическое развитие России в 2000-е годы. Установление справедливого общественного и морального порядка.
Построение эффективной демократии Обеспечение единства страны, умножение экономического потенциала в России. Реконструкция системы здравоохранения и образования.
Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема. Внешняя политика России в 2000-е годы. Россия и США. Россия и Запад. Россия и Восток.
Самостоятельная работа: «Россия и СНГ: динамика отношений в начале ХХI века».

Тема 4.4.Российская Федерация на современном этапе развития.
Содержание учебного материала: Президент России В.В.Путин. Укрепление российской государственности Обеспечение гражданского согласия Экономика и социальная сфера страны Новая внешнеполитическая концепция и её осуществление.
Самостоятельная работа: тестирование, анализ исторических источников, подготовка информационного проекта «Зарубежные поездки президента В.В.Путина.

Тема 5.1. Основные направления деятельности ООН и других международных организаций.
Содержание учебного материала: Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН.
Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия - постоянный член Совета Безопасности.
Назначение ООН. НАТО, ЕС в решении вопросов национальной безопасности государств.
Самостоятельная работа: Назначение ООН. НАТО, ЕС.

Тема 6.1. Культура на рубеже XX-XXI вв.

Содержание учебного материала: Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв.
Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

Тема 7.1. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.
Содержание учебного материала: Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 68 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 48 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 16 час; консультации – 4 часов.

Вид учебной работы
Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения


Введение
2

Раздел 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века
10

Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)
10

Раздел 3. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.
10

Раздел 4 Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.
8

Раздел 5. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.
2

Раздел 6. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
2

Раздел 7. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.
2

Повторительно-обобщающий урок
2

ИТОГО:
48

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, докладов, индивидуальных проектов с использованием современных информационных технологий и др.

16

Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета в 1 семестре




ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)

Введение
Актуализация знаний о предмете истории.
Высказывание собственных суждений о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества.
Высказывание суждений о месте истории России во всемирной истории

Крупнейшие страны мира. США
тестирование, подготовка информационного проекта по теме: «Нарастание социальных проблем в американском обществе в 60-х гг.», «Антивоенное и студенческое движение», «Феминистское движение» (по выбору), «Современный уровень российско-американских отношений».

Крупнейшие страны мира. Германия.
подготовка информационного проекта «Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество.

Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.
подготовка информационного проекта «Организация Варшавского договора (ОВД)», «Совет Экономической Взаимопомощи», «Нарастание экономических и социальных проблем», «События в Венгрии, Чехословакии», «Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы» (по выбору).

Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
подготовка информационного проекта: «Внешнеполитическая стратегия Японии на современном этапе». «Японо-американские отношения на современном этапе». «Российско-японские отношения», «Современные российско-китайские отношения», «Современные российско-индийские отношения» (по выбору).

Советская концепция «нового политического мышления.
подготовка информационного проекта по теме «Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы», «Интеграция восточноевропейских стран в мировую систему», «Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе» (по выбору).

Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья.
Составлений политического портрета Б.Н. Ельцина и его команды, изучение идеологии либерального экономического курса Е.Т. Гайдара, А.Е.Шохина, А.Б.Чубайса.

Геополитическое положение и внешняя политика России на рубеже веков ( XX и XXI вв.)
Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.
Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.

Миссия сверх держав.
Систематизация материала о различных подходах и принципах мировых держав в решении глобальных проблем и вопросов

Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе
Раскрытие оснований периодизации истории Китая, характеристика источников по этой стране. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии Китая и России в условиях современной мировой обстановки

Международные отношения в конце ХХ- ХХI века.
«Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е годы».

Региональные конфликты с глобальными последствиями
Рассказ с использованием карты о причинах возникновения региональных вооруженных конфликтов. Изучение и анализ деятельности международной террористической организации «Аль-Каида».

Иллюзия утраченных угроз.
Объяснение и применение атомных оружейных программ Ирака и КНДР, как новая угроза мировой безопасности.

Глобальная безопасность: кто и кому и чем угрожает в современном мире.
Раскрытие сущности деятельности РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма. Международная безопасность и суверенитет.

Ахиллесовы пяты современной цивилизации
Угроза глобального и диктаторского режима. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Понятие исламского вызова.
Цивилизационное противостояние или «возрождение» ислама. Глобализация и исламский мир.

Признаки новой экономической эпохи.
Характеристика основных достижений современной цивилизации. Формирование глобальной экономики. Структура глобальной экономики.
Развитие России в новейшее время. Роль и значение России в развитии мирового сообщества.

Историческое перепутье России.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.
Второе президентство Б.Н.Ельцина. Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия. Экономическая политика. Развитие политической системы.
Особенности общественного сознания.
Основные направления во внешней политике в конце XX начале XXI вв. Президент В.В.Путин – продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.


Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России
Построение эффективной демократии Обеспечение единства страны, умножение экономического потенциала в России. Реконструкция системы здравоохранения и образования.
Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема. Внешняя политика России в 2000-е годы. Россия и США. Россия и Запад. Россия и Восток. «Россия и СНГ: динамика отношений в начале ХХI века».

Российская Федерация на современном этапе развития.
анализ исторических источников, подготовка информационного проекта «Зарубежные поездки президента В.В.Путина.

Основные направления деятельности ООН и других международных организаций.
Назначение ООН. НАТО, ЕС.

Культура на рубеже XX-XXI вв.
Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв. Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв
Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебной аудитории:
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;
комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины; опорно-логические схемы; видеоматериалы; учебно-методический комплекс «История», рабочая программа, календарно-тематический план; библиотечный фонд; доступ в «Интернет» технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, телевизор, сканер, динамики, принтер, музыкальный центр, видеоплеер.
Основная литература:
История: Для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. ч.1 / В. В. Артёмов, Лубченков Юрий Николаевич. - в двух частях. - М. : Академия, 2011. - 304с.
История: Для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. ч.2 / В. В. Артёмов, Лубченков Юрий Николаевич. - в двух частях. - М. : Академия, 2011. - 304с.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : Учебник для нач. и сред. проф. образования в 2 ч. Ч.1 / Артемов Виктор Владимирович. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 304с.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : Учебник для нач. и сред. проф. образования в 2 ч. Ч.2 / Артемов Виктор Владимирович. - 6-е изд., испр. - М. : Академия, 2013. - 304с.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней : Учебник для студ. сред. проф. образования / Артемов Виктор Владимирович. - 17-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 360с.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы: Учебное пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Артемов Виктор Владимирович, Лубченков Юрий Николаевич. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 368с.

Дополнительная литература:
Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 2-e изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2009. - 736 с. http://znanium.com/bookread.php?book=178074 (дата обращения 25.05.14).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 528 с. http://znanium.com/bookread.php?book=241038 (дата обращения 25.05.14).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
Сапожникова Н.Д. История России с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Д. Сапожникова. - Екатеринбург: ФГАО ВПО "Рос. гос. проф.- пед. ун-т", 2013. - 500
с.//http://window.edu.ru/resource/525/79525/files/Sapozhnikova_Istoriya.pdf













Заголовок 115