ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В.А.Седанова
педагог-психолог
МБОУ СОШ с.Вознесенское



В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как, способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.
В связи с социальным заказом возросли требования к учебному процессу, направленному на развитие универсальных учебных действий (УУД), умения учиться. Одним из средств, влияющих на формирование у учащихся УУД, может стать исследовательская деятельность.
Проектные и исследовательские технологии способствуют:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения (так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.)
В связи с этим в ФГОС НОО проектная деятельность является основной структурной единицей процесса обучения. В основе Стандарта лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся».
В нашей школе, во внеурочную деятельность младших школьников был включен кружок «Я - исследователь» по программе «Исследовательское обучение младших школьников», автор Савенков А.И..
Вся познавательно - творческая работа младших школьников на занятиях кружка протекает, прежде всего, в сфере постигающего мышления. Для него характерно такое преобразование материала, которое вскрывает в нем внутренние существенные связи и отношения, выявление и рассмотрение которых позволяет учащимся проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие истины». В качестве знания выступает не «застывшее» знание (о конкретном явлении, факте, событии), а сам процесс его выведения, протекающий как творческий акт экспериментирования с материалом с целью проникновения в суть явления, события, факта.
С первых занятий стараюсь привить школьникам интерес к исследовательскому процессу. Приучая детей видеть в самом обычном явлении что-то новое и интересное, тогда они задумываются над вопросами: Как это устроено? Почему я этого не вижу? Сколько еще я могу узнать? Как я вообще воспринимаю этот мир? Происходит развитие умения анализировать, выделять главное, высказывать свою точку зрения.
Совершенствование исследовательских навыков происходит при выполнении исследовательских заданий, осуществлении творческих учебных мини-проектов таких как: «Из чего состоит снег?», «Коллекционирование», «Что такое быть пожарным?».
Первым и самым запоминающимся было исследование, на котором мы разбирались, почему вредно есть снег.
Занятие я начала с вопроса: «Ребята кто из вас пробовал, есть снег?», оказалось, что пробовали все, и всех родители за это ругали, возник вопрос почему? Почему нельзя есть снег? Таким образом, мы определили цель исследования: выяснить, почему вредно есть снег?
Следующим этапом было определить задачи исследования, т.е. определить, как мы достигнем поставленной цели. Вместе с учащимися мы определили следующие задачи:
- найти в энциклопедии информацию о снеге;
- спросить у взрослых, почему нельзя есть снег;
- провести наблюдения за снегом на улице;
- провести опыты со снегом в классе.
Из энциклопедии ребята узнали, что снег - это осадки, состоящие из кристалликов льда, которые получаются из замерших капелек воды. Опросив взрослых и проведя наблюдения на улице, выяснили: снег грязный, по нему ходят люди и животные, ездят машины, если съесть такой снег, может заболеть живот. Но так же, при наблюдении, ребята обратили внимание на то, что в местах, где никто ни ходит, снег белый и чистый. Такой снег мы и набрали, чтобы опытным путем выяснить, насколько он чистый.
Для проведения опыта использовали специальное оборудование: пробирки, горелку, предметные стекла, микроскоп. Сначала снег растопили в пробирке, затем с помощью горелки выпарили на предметном стекле и под микроскопом рассмотрели оставшееся мутное пятно. На ребят произвело сильное впечатление, то, сколько всего есть в снеге, даже в белом и чистом, на первый взгляд. Это открытие породило множество других вопросов: есть ли на руках грязь, которую нельзя увидеть? Много ли в грязи микробов? Почему микробы вредные? и т.д. Возникновение этих вопросов и есть проявление познавательного интереса учащихся.
В результате проведения исследования учащиеся приобрели навык работы с энциклопедией, научились ставить цели и задачи исследования, познакомились с такими методами получения знаний как наблюдение, опрос и опыт. Работа в группе развивает у учащихся коммуникативные навыки, учащиеся учатся договариваться друг с другом и совместно организовывать свою деятельность.
Для закрепления навыков полученных при проведении таких мини-исследований к концу учебного года учащиеся подготавливают общий проект, который состоит из небольших индивидуальных работ и является итоговой работой. Свой проект учащиеся представляют на мини-конференции, в конце учебного года, с приглашением родителей.
В результате реализации программы «Я - исследователь» прослеживается уровень формирования УУД:

УУД
Входная диагностика Чел./%
Итоговая диагностика
Чел./%

Регулятивные УУД

Целеполагание
2 чел./40%
4 чел./80%

Организация и планирование деятельности
3 чел./60%
5 чел./100%

Адекватная оценка своей деятельности
3 чел./60%
5 чел./100%

Познавательные УУД

Самостоятельно добывают новые знания
0 чел./0%
4 чел./80%

Делают выводы, умозаключения
0 чел./0%
4чел./80%

Логические действия (сравнение, обобщение, анализ)
2 чел./40%
5 чел./100%

Коммуникативные УУД

Сотрудничество
2
5 чел./100%

Умение высказать свое мнение
0 чел./0%
4 чел./80%


Результатами обучения учащихся основам исследовательской деятельности становится: умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки; умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на качестве обученности и воспитанности; умение организовывать свою деятельность; умение работать как индивидуально, так и в команде.
Исследовательская и проектная деятельность развивает в детях способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развивает интеллектуальный потенциал учащихся, формирует языковую коммуникативную культуру школьников, воспитывает подлинно свободную личность, что, безусловно, способствует формированию УУД младших школьников.

13LINK \l "_top"14ЛИТЕРАТУРА:15

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова: Изд. «Просвещение», 2009г.;
Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. Поливанова К.А.: Изд. «Просвещение», 2009 г.;
Проектные задачи в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова: Изд. «Просвещение», 2009 г.;
Савенков А.И. Метод исследовательского обучения младших школьников – Самара: Изд. «Учебная литература», 2004 г.;
ФГОС начального общего образования М., «Прсвещение», 2010 г.
















Копия Изображение 194 Заголовок 215