Презентация на тему «Системно — деятельностный и компетентностный подход в рамках ФГОС ДО»


«Системно - деятельностный и компетентностный подход в рамках ФГОС ДО» ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции федерального государственного стандарта образования. Компетенция - общая способность человека мобилизовать в деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.Ключевые компетенции(универсальные умения и способности):социальная;коммуникативная;информативная;когнитивная;общекультурная;специальная Субъект не заинтересован в получении знаний, развития Неосознанная компетентность(я не знаю, что я знаю) (опыт)Осознанная компетентность(я знаю, что я знаю) Стремление добывать новые знания, развиваться Нет осознанной потребности в развитии Неосознанная некомпетентность(я не знаю, что я не знаю) Осознанная некомпетентность(я знаю, что я не знаю) (осмысление) Стремление к разрешению индивидуальных проблем развития Системно - деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает: Системно - деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  дошкольного образования и создает основу для   успешного усвоения дошкольниками новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности. Деятельностный подход к воспитанию и обучению предусматривает: Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход. Компетентностный подход в работе с детьми, педагогами, родителями. Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. 2 3 4 1 5 1 1 Психолого-педагогические условия реализации компетентностного подхода в ДОУ -   субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;     формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т. е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;          вовлечение семьи Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей — путь к успешному развитию детей. Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт педагога Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования должен:1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. 2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно - манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.9.Владеть методами и средствами анализа психолого - педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 10. Владеть методами и средствами психолого - педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.11. Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования , реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность отстаивают. А.Г. Асмолов