Внеклассное занятие. Литературная гостиная «Читая Пушкина»

Внеклассное занятие
Литературная гостиная «Читая Пушкина»
учителя русского языка и литературы
Кухарской Ксении Леонидовны
для учащихся 4-5 классов ЗПР, УО (ИН)
ОГБОУ Центр ППМС «Развитие»
г.Ульяновск
Цели
- Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей.
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми
Задачи:
- разбиться на группы и найти ответ на вопрос «Живы ли сказки Пушкина?»
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, использовать интернет.
Образовательная область: знакомство со сказками А.С.Пушкина в разных аспектах (как литературное произведение, художественная книга, спектакль, произведение изобразительного искусства, скульптуры, монументального искусства).

Звучит фонограмма «Вальс» Штрауса
Учитель:
Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.

Учитель: Я очень рада приветствовать вас в литературной гостиной, посвященной великому русскому писателю и поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Не случайно сегодня на нашем мероприятии, будут звучат его произведения. Ведь эти произведения самые светлые, волшебные счастливые, которые сопровождают наше детство.
Наш вечер сегодня будут вести учащиеся 4-5 классов. В роли няни Пушкина Арины Родионовны ученица 4 класса Рыскина Виктория, а в роли самого Пушкина ученик 5 класса Сергеев Данил.
Ребята, вы сами будете представлять наш проект. Если вдруг вам понадобится моя помощь, то я буду рядом и обязательно помогу.
Выходят Арина и Пушкин
Арина: Имя этого великого писателя и поэта бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства. Родился Александр в Москве в образованной и культурной семье.
Он был полным мальчиком, неповоротливым. Родители заставляли его играть и бегать со сверстниками. Саша с детства любил читать книги и часами мог находиться в библиотеке.

Пушкин: Мамушка, присядем за стол, дорогая. (Оба садятся за стол) Стол со скатертью, свечи, перо, бумага, книга

Арина Родионовна: Маленький Саша очень любил слушать мои сказки, пословицы, русские былины, народные песни, сидя рядом со мной, часто просил её ещё и ещё повторять их. Сашенька записывал эти сказки с отдельную тетрадь и позже сочинял свои сказки.
Пушкин: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.
Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай и смотри.

Анастасия: Отрывок из сказки «О рыбаке и рыбки», выступают учащиеся 4 класса


Арина Родионовна: Бабушка Саши – Мария Алексеевна Ганнибал утешала и ласкала мальчика, тоже занималась его воспитанием. Она рассказывала ему добрые волшебные сказки и выучила его читать и писать по - русски.

Анастасия:
Отрывок из мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», озвученный учащимися 4-5классов.

Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданное готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее».
«Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?»
«А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей:

«Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам»

Арина: До 12 лет Саша воспитывался дома. Его учили французкие гувернантки и гувернёры, жившие в их доме. Учили его арифметики, истории, танцам, возили на детский бал. Но главным его любимым занятием была – книга. Читал Саша очень много, поэтому хорошо и прилежно учился.

А в 12 лет родители решили определить сына в Царскосельский Императорский лицей.
А каким он был, лицеист-Пушкин?
Однажды, на лекции по русской словесности.

Сценка «Пушкин в лицее»
Профессор: А теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
Пушкин: пишет и поднимает перо вверх. Он готов отвечать.
Профессор: Опять Пушкин? Читайте
Пушкин: Где наша роза,
                Друзья мои?
                Увяла роза,
                Дитя зари.
                Не говори:
                Так вянет младость!
                Не говори:
                Вот жизни радость!
                Цветку скажи:
                Прости, жалею!
                И на Лилею
                Нам укажи.
Профессор: Что это за стихи?! Вы пишите как-то не по правилам! Нелепо!
Итак, а теперь урок математики. Пушкин, вы опять будете писать стихи вместо того, что бы заниматься примерами?
Пушкин встает и молчит.
Профессор: Проверим домашнее задание. Чему равен у вас икс?
Пушкин: - Нулю!
Профессор: - Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!
Пушкин: В те дни, в таинственных долинах
                Весной при криках лебединых,
                Близ вод, сиявших в тишине
                Являться муза стала мне!

Арина:
И во время учебы стало ясно, что призванием Пушкина станет литература. Там у него появились друзья, и именно здесь он стал писать первые свои произведения.

Анастасия: Прослушайте отрывок из произведения «Руслан и Людмила» в исполнении ученика Осипова Александра.
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо песнь заводит, Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету...


Арина: Взрослый Александр любил читать свои произведения своей любимой няне. Почитай мне еще, голубчик.
«Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.


Арина: Санечка, Сашенька прославлял русскую природу в своих стихах Его стихи читаются так плавно, нежно, поэтому многие композиторы сочиняли музыку к его произведениям. Предлагаем прослушать романс Алекандра Алябьева. Еще одна чудеснейшая пора года – зима.

Прослушивание романса Алябьева.

Арина встает и стоит рядом. Пушкин сидит и пишет.

Арина: Мой милый Саша, а помнишь, как мы делали с тобой бумажных кукол и играли с ними? Мы обыгрывали сказки, потешки, рассказы?
Пушкин: Помню, нянюшка. Как было весело!

Анастасия: Инсценировка отрывка из произведения «Сказка о царе Салтане.», выступают учащиеся 4-5 классов.
Мы хотим пригласить поучаствовать наших гостей.

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,
Автор: Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, автор: Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, автор: Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрыпела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во всё время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица,
Автор: Говорит он, будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался. Царь Салтан за пир честной Сел с царицей молодой;

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра- коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.

Арина: Уважаемые гости! В семье Пушкина очень любили дарить подарки, и нам сегодня хочется подарить вам небольшие наши поделки.

Все участники выходят на сцену.
Учитель: Вот и закончилась наша литературная гостиная, прозвучали стихи, романс, сказки великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Я уверена, что равнодушным не остался никто.

«Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Ученица:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче... погляди в окно:
Учитель:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Всем спасибо за внимание! До новых встреч!








13PAGE 15


13PAGE 14115




15