Тема: Роль учителя в реализации системно-деятельностного подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках математики


ОГБОУ « Мосоловская школа-интернат»

Тема: Роль учителя в реализации системно-деятельностного
подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках математики

учитель математики: Андросова Т.С.

Мосолово, 2015г

«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков.
- А учитель- артист, владеющий этим ремеслом, пробуждающий у детей желание постоянной работы ума и души»
/Д.Пойа/
Стремительно развивающиеся изменения в обюществе и экономике требуют сегодня от человека умение быстро адаптироваться в обществе, налаживатьэффективные коммуникации и при этом оставаться нравственным.
Жак Делор в докладе Международной комиссии по образованию для ХХI века сформулировал 4 столпа, на которых основывается образование:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться быть.
Задача школы: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащемуся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников.
«Учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, доложен превратиться в «учителя- вагоновожатого», который только управляет процессом обучения.
/Л.С.Выготский/
Идея сотрудничества стара как мир, но она как жар-птица, кто ее поймает, тот и добьется в своем стремлении проявить в ученике его лучшие качества и черты.
Технология системно-деятельностного обучения предполагает следующую структуру уроков открытия нового знания:
1) Мотивация к учебной деятельности.
На этом этапе следует организовать осознанное вхождение ученика в учебную деятельность на уроке.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними задачу урока ( потренируемся в решении примеров, познакомимся с новым вычислительным приемом и т.д.)
Также дать моральную поддержку детям, например, девиз: «С малой удачи начинается большой успех»
2) Актуализация знаний.
Подготовить мышление детей к изучению нового материала и указать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. Включить проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Например, при изучении признаков равенства треугольников в геометрии предложить такую задачу:
A
B
O

М
D


Одновременно проводится работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
3) Проблемное объяснение нового знания
На данном этапе внимание обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, знаками с помощью схем.
Предлагаю учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового.
Например: 1) а - в = в - а ? ( нет) 2) (а-в )2 = (в – а)2

(а – в)2 = а2- 2ав + в2 }=> (а –в)2=(в –а)2
(в –а)2 = в2 - 2ав + а2
4) Первичное закрепление во внешней речи.
Выполняем тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговаривая вслух, изученные алгоритмы действия. Например: 3: 5
3 5 0 0,6
30 30 0 5) Самостоятельная работа с самопроверкой.
Используется индивидуальная форма работы; работаем с каждым учеником, потом учащиеся исправляют ошибки, сравнивая их с эталоном, те учащиеся , которые выполнили работу без ошибок, делают дополнительное задание.
Особенно это эффективно после контрольных и самостоятельных работ.
6) Включение в систему знаний и повторение.
На этом этапе новые знания используют совместно с ранее изученным материалом. При повторении используем игровые элементы, сказочные персонажи, соревнования, это способствует развитию интереса у детей к урокам.
7) Итог урока.
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание, его значимость, самооценку учебной деятельности и домашнее задание.
Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
Таким образом, предполагаемая технология обучения увеличивает прочность знаний без перегрузки детей.
Принципиальным отличием технологии системно-деятельного обучения от традиционного метода является то, что дети сами учатся добывать знания.
Что дает нам, учителям, технология системно-деятельностного обучения:
систематизировать знания об активизации деятельности учащихся;
«увидеть» себя в новой системе обучения;
переходить к нему поэтапно;
повысить качество образования;
вырасти профессионально, подготовиться к переходу к новым стандартам.