GПрограмма индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения обучающегося 4 «А» класса


Программа индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения обучающегося 4 «А» класса Нестерова Ивана.
1.Дефект.Медицинское заключение
Сенсо. неврлог. тугоухость III – IV степень.
Группа фонетико-фонематическое недоразвитие речи.Результаты диагностики:
1.Состояния звукопроизношения:
Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно / изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных, недостаток произношения свистящих и сонорных звуков.
Фонематическое восприятие – способность различать и опознавать на слух фонемы –сохранена, слухопроизносительная дифференциация звуков – нарушена.
Фонематическое представление –сформировано недостаточно; нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук, подбор слов с заданным звуком; определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста).
Голос речи – чрезмерно громкий с носовым оттенком , гнусавый.
Темп речи – замедленный(брадилалия) растянутый ; наблюдаются речевые запинки .
Словарный запас –соответствует возрастной норме.
Логопедическое сопровождение  с обучающимся с   ОВЗ направлена на формирование  и  развитие:
- обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
- фонематических процессов;
- лексического запаса  и  грамматического строя  речи;
- формирование связной речи;
- неречевых процессов (внимания, памяти,  познавательной активности, воспитание -- навыков и приёмов самоконтроля);
- чтения и письма;
- мелкой моторики.  
-развитие речевого слуха;
-совершенствование произношения;
-развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
- формирование навыков чтения с губ;
Индивидуальные логопедические занятия с ребёнком с ОВЗ.
Месяц Кол-во занятий Развитие слухового восприятия Формирование произношения Развитие грамматического строя речи Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря Развитие связной речи
Сентябрь
2 Послушай и повтори правильно(с опорой на слоги-слова Дифференциация, рь – р, рь.
Слитность в речи Слова в Предложном падеже. Словосочетания типа: Что делать? Где? С предлогами на, по, при, в. Согласование существительных с прилагательными в П.п. Перелётные птицы. Составление рассказа из собственного опыта
2 Дифференциация звуков по глухости – звонкости Дифференциация з-ж.
Паузы в речи   В чем? Где? Какой? Правила поведения в общественных местах Исправление деформированного текста по данному плану
Октябрь
2 Догадайся по слуху, игра «Игры для тигры» Обвести замкнутой линией предметы, одинаковые по какому-либо признаку.
Дифференциация ш-ж Темп. О ком? О чем? Каком? Какой? Зимующие птицы Исправление деформированного текста по картинному плану
2
Различение на слух голоса животных. Игра « Игры для тигры»
Дорисовать фигуру по образцу.
Различие на слух Дифференциация ц-с  Логическое ударение Слова, отвечающие на вопрос: Как? Словосочетание типа: Что делать? Как? В магазине Самостоятельное исправление деформированного текста
Ноябрь
2 Найти несколько признаков, по которым рисунки отличаются друг от друга.
Дифференциация ц-т. Интонация Слова, отвечающие на вопрос: Когда? Словосочетания типа: Что делать? Когда? Весенние изменения в природе Сочинение по наблюдениям
2 «Узнай музык. инструмент» «Игры для тигры» Дифференциация ч-ц. Орфоэпические правила (повторение) Слова, отвечающие на вопрос: Где? Словосочетания типа: Что делать? Где? Животный мир весной Сочинение по воспоминаниям
Январь
2 Повторение рассказа после прослушивания «Игры для тигры» Дифференциация ч-ть. Орфоэпические правила (повториениеСлова, отвечающие на вопрос: Куда? Словосочетания типа: Что делать? Куда? Труд людей весной в городе и в деревне Сочинение-повествование
2
Пересказ рассказа «Игры для тигры» Дифференциация ш-щОрфоэпические правила Сущ+прила в роде, числе и падеже В швейном ателье. Одежда Сочинение-описание
Февраль
2 Пересеаз рассказа «Игры для тигры» Дифференциациящ-сь. Слитность и паузы в речи Ты, Вы. Что делаешь? Что делаете? В химчистке. Ремонт обуви Сочинение-рассуждение
2
Собрать одной рукой 5-10 карандашей; перекатывание между ладонями или в одной руке 2 шариков, грецких орехов. Дифференциацияг-гь, к-кь.
 Темп Ед.ч. и мн. ч им существи. Животный мир зимой Составление рассказа на заданную тему
Март
2 Повтори за мной ( разный стук) Дифференциация гь-кь. Ты, Вы. Что сделаешь?
Лето. Составление рассказа по картине «Лето»

2 Прочитай слова: РЯДЫ, ТЯНУ, ВЯЖУ, ЯЧМЕНЬ, ЯГНЕНОК. Найдите в таблице место, где показано, как надо произносить безударные гласные в этих словах. Прочитай слова еще раз, строго соблюдая правила литературного произношения. Словесное и логическое ударение Словообразовани существиЗима.
Изменения в природе Составление рассказа по картине «Зима»
2 Ь знак после согласных выделять на слух Дифференцифция л- ль Составление предложений из слов в начальной форме Составление рассказа по картине «Осень»
Апрель
2
Выделить ударный слог на слух. Дифференциация ль-рь«Назови предметы по образцу». Осень Составление рассказа по картине «Весна»
2 Угадывание на слух домашних и диких животных Дифференциация с-сьПодбор родственных слов. День защитника Отечества Составление рассказа по его началу

2 Угадывание на слух музык. инструментов Дифференциация б-бьПодбор сущ+сущ (гнездо ласточки) Домашние и дикие животные Составление рассказа по его концу
Май Неречевые звуки,, игра «Попугай» Дифференциация в-вьОдин- много Мамин праздник Исправление деформированного текста по данному плану
2 Речевые звуки, игра «Попугай» Дифференциация ш-с Назови и опиши предмет(рыжая,пушистая, хитрая) Труд людей в городе и а деревне. Составление рассказа на заданную тему
2 Звукоподражание, игра «Попугай» Дифференциация з-жОпределение среди группы сходных по звуковой струк туре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лес ник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, по досиновик; гора, горный, горе; рис, рисовый, рисунок и т. д.).
Исправление деформированного текста по картинному плану

2 Звукоподражаеие «Попугай» Дифференциация г-гьОбразование глаголов с противоположным значением
Итоговое Речевые звуки «Попугай» Дифференциация ть-чСоставление предложений по данной синтаксической схеме:
подлежащее +   сказуемое
2. Вовлечение во внеурочную деятельность.
- Работа над речевой системой в целом.
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
Длительное закрепление направленных речевых навыков.
Частый повтор упражнений с элементами новизны.
Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).
Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
Конкретность и доступность заданий.
Умеренный темп работы.
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Учить ребёнка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша.
Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.
3.Работа с  родителями:
-- консультирование родителей (с  видами речевых нарушений, развитием фонематического слуха, затрудняющих успешное овладение обучающимся чтения и письма);-- беседы для родителей по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);
--просветительская работа с родителями (рекомендации для самостоятельных занятий с детьми летом по накоплению активного словаря и развитию связной речи). 
Проводимое диагностическое обследование позволило: - уточнить структуру речевого дефекта и степень выраженности нарушений разных сторон речи; - построить систему индивидуальной коррекционной работы; - отследить динамику речевого развития обучающихся, и оценить эффективность коррекционного воздействия. 
4.Использование средств « Доступной среды».
Использование ИКТ в коррекционно-развивающем процессе позволяет повысить эффективность логопедической работы. В коррекционной работе широко использую компьютерные логопедические программы: «Мир звуков; «Игры для Тигры» ; «Мир за твоим окном».
Дефект.
Медицинское заключение Логопедическое сопровождение  с обучающимся с   ОВЗ направлена на формирование  и  развитие:
Индивидуальные логопедические занятия с ребёнком с ОВЗ.
Вовлечение во внеурочную деятельность.
Работа с  родителями:
Использование средств « Доступной среды».
\