Курсовая работа на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»


Соликамский государственный педагогический институт
Курсовая работа на тему:
«Развитие эмоционально-волевой сферы
младшего школьника».
Работа выполнила:
Швецова Е.И.
г.Соликамск, 2013
Содержание.
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
1. Особенности эмоционально - волевой сферы личности. ……..3
1.1 Виды эмоциональных переживаний. …………………………….3
1.2 Характеристика эмоций. ………………………………………….3
1.3 Виды чувств. ………………………………………………………4
1.4 Структура волевого акта. …………………………………………5
Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.
2. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника в учебной деятельности. …………………………………………………………………….9
2.1 Эмоции в подростковом возрасте. ……………………………..11
Эмпирическое изучение развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника в учебной деятельности.
3.1 Организация и методы исследования. …………………………..14
3.2 Методика «Определения уровня саморегуляции». …………….15
3.3 Диагностика школьной тревожности. (Е. Амен). ………………15
3.4 Методика «Исследования уровня мобилизации воли». ……….16
Педагогическая и коррекционная работа с детьми, имеющими эмоциональные расстройства.
4.1 Занятия, направленные на развитие эмоционально - волевой сферы младшего школьника. ………………………………………..17

Список литературы. …………………………………………………..30
I. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
Особенности эмоционально-волевой сферы личности
Эмоции - это особый класс психических состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоции выражаются в специфических переживаниях, в поведении, в физиологических изменениях организма. Физиологической основой простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находятся в нижних отделах головного мозга, в подкорке.
И. П. Павлов писал, что подкорковые центры, являясь центрами сложных безусловных рефлексов — пищевых, защитных и других, являются и физиологической основой элементарных эмоций.
Эмоции богаты многообразием. Человек может любить, ненавидеть, бояться. Эмоций столько, сколько различных ситуаций, в которых находится личность. Все эмоции можно объединить в четыре группы —
1) выражающие удовольствие (приятное переживание),
2) неудовольствие (неприятное переживание),
3) двойственное (амбивалентное),
4) неопределенное отношение к действительности.
Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращено на социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович. Учёными отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
1.1 Виды эмоциональных переживаний:
Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Это интенсивные, бурнопротекающие и кратко эмоциональные вспышки (гнев, ярость, радость, ужас, отчаяние). Данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности.
Эмоции - отличаются от аффекта, они носят длительный характер - это реакции не только на текущие события (аффект), но и на вспоминаемые.
1.2 Характеристика эмоций:
Удовольствие - неудовольствие Пример: при преодолении трудностей. Сами действия, в этих случаях вызывают у нас не редко неприятные тяжелые чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными, эмоциональными переживаниями.
Напряжение - облегчение (разрешение) - в критические моменты деятельности, в минуты принятия решения, мы чувствуем напряжение. По окончании данного процесса принятия решения - испытываем облегчение. Возбуждение - успокоение - возбужденное эмоциональное состояние носит активный характер, связанно с деятельностью или подготовкой к ней. Успокоение - связано со снижением активности.
Стенические - астенические. Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. Когда переживания ведут к скованности, пассивности - астенические.
Чувства, в отличие от эмоций, носящих характер ориентировочных реакций, предметны и конкретны. Эмоции связаны с биологическими процессами, а чувства с социальной сферой. Эмоции связанны с областью бессознательного, а чувства представлены в сознании. Чувства имеют определенное внешнее проявление, а эмоции - нет. Чувства более длительны, чем эмоции, они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны.
1.3 Виды чувств:
Нравственные - это чувства, переживаемые при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными в обществе (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, сочувствие). Интеллектуальные - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, они стимулируют, усиливают ее (удивление, любознательность, чувство сомнение в правильности решения). Эстетические - эмоциональные отношение к прекрасному в природе, в искусстве, в жизни людей (восторг, радость, тоска).
Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение интенсивно и предметно, чем эмоции. Настроение - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.
Эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели.
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли - сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Согласно теории И. П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого торможения своей деятельности. Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей.
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержаться все признаки и качества воли. Сознательность действий - характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий - внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь.
Волевые действия различают по степени осознанности: иногда человек не может объяснить, ради чего он делает что-то и чаще всего это при эмоциональном возбуждении - это импульсивные действия (степень осознания их снижена). Воля заключается в том, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
1.4 Структура волевого акта:
1)Побуждение к совершению действий - осознание цели действия и связанного с ней мотива.
2)Влечение и желания - в зависимости от степени осознанности потребностей. Желания всегда осознаны, влечение - не ясно, смутно. Влечение рассматривают как переходное состояние и представленная в нем потребность, либо угасает, либо осознается и превращается в желание. Не всякое желание приводит к действию, оно не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Иногда у человека возникают несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, т.е. происходит борьба мотивов, какое же желание удовлетворить. Борьба мотивов заключатся во взвешивании всех «за» и «против» желаний. Заключительным моментом борьбы мотивов является - принятие решения - заключающиеся в выборе цели и способа действия. Для осуществления этого действия необходимо сознательное волевое усилие - особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов, необходимую для выполнения задуманного действия. Это волевое усилие может получить двоякое выражение: оно может проявиться во внешнем волевом действии, а в другом случае наоборот, оно заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия - внутреннее волевое действие.
К волевым качествам человека относят. Это целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.
Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.
Самообладание – это волевое качество, характерное для людей, которые управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.
Самостоятельность - это волевое качество; оно заключается в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели. Если человек необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, если он без особой нужды обращается за помощью или предпочитает действовать по привычному для него шаблону, а не самостоятельно и творчески, то нельзя признать, что у него развито такое волевое качество, как самостоятельность. Бывают, однако, случаи когда негативизм (необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Негативизм - признак не силы, а слабости человека.
Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Если человек в какой-либо сложной обстановке не принимает решения действовать определенным образом, потому что растерялся, если он надеется на счастливое стечение обстоятельств или на неожиданную помощь, то назвать его решительным нельзя. Такой человек, как правило, неуверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей и, как правило, сомневается в успешном исходе дела.
Настойчивость - это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы стоять на своем и бороться за выполнение принятого решения, не может быть решительности, самостоятельности, самообладания и целеустремленности.
Энергичность - это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение поставленной цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед трудностями, они его не размагничивают, а наоборот, мобилизуют. Такой человек всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется главным образом намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Инициатива, как правило, связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет.
Исполнительность – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.
Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим свойством личности, от которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.
Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что она возникает и развивается по законам общественным, а не биологическим. Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоционально-волевой сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
II. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника
Умственная деятельность, суждения и высказывания школьников о тех или иных явлениях действительности очень часто окрашены яркими эмоциональными переживаниями.
Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Всякий раз, когда вы сообщаете что-нибудь ученику, позаботьтесь о том, чтобы вызвать у него чувства. Важно не только то, чтобы школьники продумали и усвоили исторические, географические понятия, но и прочувствовали их. Раньше, чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующее эмоциональное состояние учащегося и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Новые знания могут быть лучше усвоены, если они «прошли» через чувство ученика.
Взволнованность, эмоциональная приподнятость должны служить отправной точкой всякой воспитательной работы. Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств объясняется недостаточным развитием у детей этого возраста тормозных процессов в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, с которой связаны простейшие чувства и их внешние проявления — смех, слёзы. Этим также объясняется и возникновение у детей аффективных состояний, т. е. их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети так же легко успокаиваются, как и возбуждаются.
Под влиянием развития воли дети младшего школьного возраста учатся сдерживать свои чувства (прежде всего, перестают громко плакать). Для младших школьников характерна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы.
Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.
Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым. Это напрямую касается важного личностного новообразования – самооценки. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку. Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения. Параллельно с волевой мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. В качестве стимулов деятельности выступают те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.
Таким образом, эмоционально-волевая сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
2. Эмоционально-волевая сфера младшего школьника в учебной деятельности.
Дети младшего школьного возраста способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти.
Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение позе, жестам.
Таким образом, даже младшие школьники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.
Начинать знакомить детей с эмоциями надо. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции.
Внимание педагогов и психологов к эмоциональной жизни ребенка в школе открывает несколько фундаментальных проблем:
мотивация учения в ее эмоциональном аспекте (желание и нежелание учиться, учебные страхи и стрессы);
система значимых отношений среди участников образовательного взаимодействия (родители-учителя-одноклассники);
формы учебного общения на уроке, стимулирующие чувства детей (дискуссии, соревнования, игры, диспуты);
модели обучения, развивающие эстетические, нравственные чувства школьников.
Широко используются детские фантазии, ролевые игры, соревнования, свобода самовыражения, детское творчество, диспуты. Эти формы задают мотивацию, эмоциональное общение, теплый психологический климат. « Но там, где начинается игра, рождается спонтанность, непредсказуемость, выражение бессознательного аспекта личности в поведении детей», утверждал Л.С.Выготский.
В школьный период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных,
интеллектуальных и эстетических.
Участие в жизни школьного коллектива формирует у младших школьников чувство коллективизма и общественной солидарности. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива. В основе дружбы младших школьников лежат общие интересы, преимущественно связанные с игровой деятельностью, с проведением свободного досуга, прогулками.
Интеллектуальные чувства у младших школьников развиваются по мере накопления знаний и совершенствования познавательных процессов. Эти чувства развиваются в активной умственной деятельности ребенка и проявляются в различных формах: любознательности, чувстве удовлетворения при успехах, чувстве неудовлетворения при неудачах.
Интеллектуальные чувства развиваются постепенно: вначале они связаны просто с самим процессом учения, независимо от его содержания и результата. Однако вскоре школьник начинает интересоваться смыслом достигаемых результатов умственного труда, он уже предпочитает один школьный предмет другому, у него возникает чувство удовлетворения при решении сложных задач, требующих от него большого умственного напряжения. Если же в процессе умственной деятельности у школьника не возникает эмоционального отношения, то нередко это приводит к угасанию познавательных интересов, к ослаблению интеллектуальных чувств. Ученик становится безразличным к чтению, искусству, к учению вообще.
В учебной деятельности и внеклассных занятиях младших школьников много источников возникновения эстетических чувств. Восприятие различных картин и иллюстраций на уроках, экскурсии в музеи, наблюдения природных явлений, посещение кинотеатров, чтение художественной литературы, радио и телевидение, и многое другое способствуют развитию у детей эстетических чувств.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости ) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.
2.1 Эмоции в подростковом возрасте.
О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений . Однако в этом случае необходимо различать общую эмоциональную реактивность и различные специфические аффекты и влечения. Нужно всегда оговаривать: в сравнении с кем юношеская эмоциональная реактивность кажется повышенной - в сравнении с ребенком или со взрослым? И каковы ее возрастные границы?
Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания. Одно из первых мест занимает эмоционально-психологическая атмосфера в семье. Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростка. Тем большими по амплитуде будут перепады настроения, нервные срывы, тем большая вероятность развития сначала акцентуаций характера и личности, а затем психопатий. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста – побочные. Развитие самооценки подростка связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и с внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятной почвой для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рассматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. Экспериментальные данные говорят о том, что у подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. У старшеклассников она имеет место во всех сферах общения, но сильнее всего она проявляется в общении с родителями и другими взрослыми людьми, от которых они зависят.
Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми к нему не имеет ни какого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия.
Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. Физиологи объясняют это бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Наконец, может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызывает неожиданную, неадекватную реакцию.
В этот период жизни у девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость (в частности, это бывает связано с появлением у них менструального цикла). У мальчиков отмечается двигательная расторможенность. Они чрезмерно подвижны, и даже тогда, когда они сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя.
Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Процесс формирования мировоззрения подростков – становления самооценки и морали, выработки жизненных планов, формирования взглядов и убеждений - имеет сильную аффективную окрашенность. В частности, это выражается в страстном отстаивании своих взглядов, остром реагировании на слова и поступки, затрагивающие юношеские оценки и самооценки, принципы и установки.
Как известно, эмоционально значимым фактором в жизни подростков является их внешность. Они подолгу изучают себя перед зеркалом, гримасничая и апробируя какие-то мимические и пантомимические способы невербального общения. С какого-то момента дети начинают уделять повышенное внимание оформлению внешности – прическе, одежде, макияжу.
Другая причина определяется влиянием среды. Многие родители пристально следят за изменениями, происходящими во внешности подростков, ожидая появления первых признаков взрослости. Они присматриваются к своим детям и их товарищам, сравнивают и обсуждают их внешние данные. Таким образом, нередко именно родители провоцируют у своих детей появление "комплекса неполноценности" из-за недостатков фигуры, отдельных частей лица, замедленных или ускоренных темпов физиологического развития.
В подростковом возрасте в эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги, которые определяются стремлением детей выглядеть взрослыми, занять определенное место в жизни, желанием самоутвердиться в глазах окружающих.
Другим ведущим чувством у подростков выступает чувство товарищества, которое постепенно переходит в чувство дружбы и любви к противоположному полу. На начальных этапах развития чувство любви больше напоминает влюбленность. Однако самыми характерными качествами чувств подростков считаются их импульсивность, аффективность, что можно наблюдать в отношении детей этого возраста к музыке, музыкантам, актерам, спортсменам.
Таким образом, надо отметить, что эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Воля-это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Эмоции в психологии — это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. В дошкольном возрасте и младшем школьном ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
Расстройства в эмоционально-волевой сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.
В эмоционально-волевой сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям.
Эмпирическое изучение развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника в учебной деятельности.
3.1 Организация и методы исследования
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Для исследования эмоционально-волевой сферы младших школьников используются методики: «Определение уровня саморегуляции», «Диагностика школьной тревожности», «Исследование уровня мобилизации воли», «Какой Я?»
3.2 Методика «Определения уровня саморегуляции»
Испытуемому предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |—||—|||—| и т. д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:
- пиши палочки и черточки в такой же последовательности;
- правильно переноси их с одной строчки на другую;
- не пиши на полях;
- пиши не в каждой строчке, а через одну».
Время выполнения задания 5 минут.
Анализ проводится по следующим критериям:
5 баллов - ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия. Работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.
4 балла — по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.
3 балла — ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2—3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.
2 балла — ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.
1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.
Подсчитав количество баллов определим уровни саморегуляции. Вывод: столько - то детей (получивших 4-5 баллов за выполненную работу) продемонстрировали высокий уровень саморегуляции; столько - то детей (получившие 2-3 балла за выполненную работу) показали средний уровень саморегуляции.
3.3 Диагностика школьной тревожности. (Е. Амен)
Надо придумать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, на них нет лиц. Все — и взрослые, и дети нарисованы без лиц (предъявляется картинка № 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен будешь придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лица - веселые, радостные, счастливые, а когда плохое — грустные, печальные. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное, или какое-нибудь еще и объяснишь, почему у него такое лицо».
Выполнение задания по картинке № 1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.
Затем последовательно предъявляются картинки 2—12. Перед предъявлением каждой повторяется вопрос: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо? Все ответы детей фиксируются.
Обработка данных
Оцениваются ответы на 10 рисунков (2—11). Рисунок 1 — тренировочный. Рисунок 12 выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Следует обратить внимание на редкие случаи, когда ребенок на 12 карточку дает отрицательный ответ, Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.
Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.
3.4 Методика «Исследования уровня мобилизации воли».
Ученику дается инструкция: «Вот альбом. В нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя» (последнее слово интонационно выделяется). Правильность выполнения задания фиксируется учителем по направлению взгляда испытуемого.
Анализ выполнения проводится по следующим критериям:
10 баллов — высшая оценка. Ставится в том случае, если ученик при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл.
Высокий уровень — 9—10 баллов.
Средний уровень — 6—8 баллов.
Очень низкий уровень — 1—2 балла.
Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы у учащихся младшего школьного возраста невозможно без использования специально подобранных методов и приемов, способствующих развитию эмоционально волевой сферы, без учета психологических особенностей развития младших школьников и без создания условий для развития эмоционально-волевой сферы у детей.
Педагогическая и коррекционная работа с детьми, имеющими эмоциональные расстройства.
4.1 Занятия, направленные на развитие эмоционально - волевой сферы младшего школьника
Известные психологи Л.С.Выгодский, В.С.Мухина считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Занятия рассчитаны на детей младшего школьного возраста; проводятся 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 30 минут. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 6-8 человек. Занятия включают:
игры: подвижные, дидактические, психологические;
этюды на выражение эмоций,
психогимнастика;
тематическое рисование;
беседа;
релаксация.
Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса.
Занятие № 1
Тема: «Радость»
Цель: Первичное знакомство с чувством радости.
Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние.
Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.
Ход занятия:
1. Ритуал начала занятия
Цель: создание положительного эмоционального фона
Давайте поздороваемся, друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
2. Знакомство с эмоцией радости.
- А теперь посмотрите на лицо этого человека .- Как вы думаете, этот человек грустный?
- А может быть, он сердитый? Или весёлый, радостный?
- Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своём лице.
- Что для этого нужно сделать? (глаза прищурены, улыбка).
3. Этюд «встреча с другом»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.
У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения - плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость).
- Попробуем разыграть эту сценку.
- У вас отлично получилось!
- А сейчас посмотрим на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди?
- Как вы догадались? (глаза прищурены, улыбка)
- Если вы хотите можете принести на следующее занятие свои радостные
фотографии.
- Что такое радость для вас?
Закончить предложение: «Я радуюсь, когда …»
4. Рисование картины «Радость» (под музыку)
Цель: рефлексия чувств.
- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо рисовать картину на тему: «радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.
Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали.
5. Мимическая гимнастика
Цель: изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.
Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица.
Вдох-выдох, вдох-выдох, ещё раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга!
Упражнение «Через стекло»
Дети передают ситуации с помощью мимики и жестов:
Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.
Принеси мне стакан воды, я хочу пить.
Ты не хочешь со мной порисовать?
У меня болит горло.
6. Игра с платком
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актёры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актёром, а кто зрителем, проведём небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить: Бабочку, Принцессу, Волшебника, Бабушку, Фокусника , Морскую волну, Лису, Человека, у которого болит спина.
- Кто может показать (бабочку иначе)?
- Кто ещё хочет попробовать?
- У вас прекрасно получилось!
- Кому понравилось смотреть?
- Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить ещё что-нибудь?
7. Релаксация «Полёт высоко в небе» (под музыку)
Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими крыльями.
Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе, и ваши крылья распростёрты в стороны.
Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на весь день.
8. Ритуал окончания занятия «Свеча»
Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечку, и все мы будем передавать её друг другу и говорить спасибо за совместную работу.
Очень хорошо! До свидания!
Занятие № 2
Тема: «Грусть»
Цель: Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним.
Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды.
Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме
1. Ритуал начала занятия
Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.
Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия.
Например: Я назову имя и прохлопаю его в ладоши, можно топать ногами или делать что-то ещё, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваши действия.
2. Проблемная ситуация
У Незнайки испорчено настроение – его обидел Знайка. Взрослый предлагает детям выяснить причину на примере стихотворения В.Орлова:
- Кто кого обидел первый?
- Он меня.
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили…
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
Вопросы:
Из-за чего поссорились Незнайка и Знайка?
Почему обиделись друг на друга?
Почему друзья забыли причину своей ссоры?
3. Доверительная беседа на тему « Что такое обида»
Что такое обида ? (чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи, участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которыми, связано это чувство, тем сильнее обида.
Из-за чего люди обижаются друг на друга?
Приходилось ли вам обижаться?
Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?
4. Знакомство с эмоцией обиды
Показ пиктограммы, рассматривание (брови опущены, рот опущен).
5. Тренинговое упражнение
Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они должны изобразить роль обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются местами.
Вопросы:
Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?
Что вам хотелось сделать?
Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?
Что вам хотелось сделать?
Какая роль понравилась больше?
Вывод:
Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение.
Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.
Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и разрушить доброжелательные отношения.
Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).
6. Рисование «обиды» (под музыку)
Детям предлагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду.
По окончании занятия спросить, помогала ли музыка и рисование почувствовать себя лучше?
7. Знакомство с советами Незнайки
Совет № 1: Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви.
Совет № 2: Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражён, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чём-то приятном.
Совет № 3: Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надёжному другу-животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним и станет легче.
Совет №4: Если же тебе обидно, что твоё желание не выполнено, ты можешь о нём помечтать, пофантазировать и даже, что ещё лучше, нарисовать своё желание, и поверьте, станет легче.
8. Упражнения
Обида - сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Улучшить своё настроение помогут следующие упражнения:
Упражнение «Воздушный шарик»
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».
Представьте, что в вашей груди находиться воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из лёгких.
Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик.
Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло, рот.
Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое
– надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.
Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение пропало.
Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.
Упражнение «Небо»
Цель: обучение расслаблению, переживанию ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.
Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закройте глаза.
Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чём-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.
Вы ощущаете покой, тишину и радость.
Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте.
9. Ритуал окончания занятия.
«Подарки»
В конце занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подарки».Все мы любим получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы всё можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа , попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок не забывает говорить «спасибо».
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
Занятие № 3
Тема: «Страх».
Цель: Знакомство с чувством страха. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. Развитие эмпатии, умения сопереживать.
1. Ритуал начала занятия
Я рада приветствовать вас! Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло , которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: Миша, я рада тебя видеть!
2. Знакомство с пиктограммой «страх»
- Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на прошлых занятиях?
- Что нам помогало определить это чувство? (выражение лица, интонация голоса).
- А теперь посмотрите на эту пиктограмму (См. рис. 5, 6). Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит, брови приподняты.
- Какое же это может быть чувство?
- Да, это чувство страха.
Попытаемся изобразить его на своём лице, но для начала расслабим мышцы лица и поиграем в «Солнечного зайчика».
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями па лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь его. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вдохнём и улыбнёмся друг другу. Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своём лице. Молодцы! У вас хорошо получается.
3. Проигрывание ситуации
Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.
Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»! Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю.
- Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку?
- Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?
Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…
В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает.
И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать?
Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.
У вас отлично получилось!
4. «Гимнастика «дружных»
Дети встают в пары.
«Посмотрите на руки». Встать парой спиной друг к другу, взяться за руки. Поднимать и опускать руки.
«Пружинки». Повернуться друг к другу лицом, соединить ладони. Попеременно сгибать и разгибать руки.
«Качели». Расставить ноги на ширину плеч, держать руки в стороны (лодочкой). Наклоны вправо-влево.
«Прыжок-хлопок». Первый партнёр прыгает, второй хлопает в ладоши. Затем упражнение выполняет наоборот.
«Краны». Лёжа на спине, голова к голове, держась за руки. Поднять вверх прямые ноги и постараться коснуться носками ног носков товарища.
5. Игра «Гуси-лебеди»
Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветочной поляне (рассматривают цветы, нюхают, показывают друг другу). В середине поляны стоят стульчики по кругу. По сигналу ведущего «Гуси-лебеди летят» дети прячутся за спинки стульчиков. (3-4 раза).
6. Обсуждение поговорки «У страха глаза велики.»Отметить:
Прямой смысл: когда боишься, глаза сильно открываются.
Скрытый: страх кажется страшнее, чем на самом деле.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Пугались ли вы когда-нибудь так, что страх вам казался значительно страшнее, чем на самом деле?
7. Ритуал окончания занятия
Давайте теперь возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
На этом наше занятие заканчивается.
Занятие № 4
Тема: «Удивление»
Цель: Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков. Развитие памяти, внимания, воображения.
1. Ритуал начала занятия
Давайте все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро».
2. Знакомство с новым чувством
Давайте вспомним, о каких чувствах, мы с вами уже говорили? (радость, грусть, страх)
- Сегодня мы познакомимся с удивлением (См. рис. 7, 8). Что нам помогало, глядя на человека, сказать, радуется он или боится? (Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент).
- Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами?
- Какие у нас глаза в этот момент?
- Что происходит с губами?
- Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас у нас будут движения? Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?
- Далее изобразим чувство грусти.
Отлично! Попробуйте изобразить на своём лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?
- Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Показ пиктограммы)
- Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами? С бровями? (поднятые вверх). С глазами? (широко открыты). С губами? (они растянуты и похожи на букву «о»).
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. Молодцы!
3. Рисование «Удивления»
- Давайте попробуем перед зеркалом изобразить удивление на лице, постарайтесь запомнить.
Садимся за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки - нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Затем садимся в круг и рассказываем о своих человечках.
- А вы когда-нибудь удивлялись? И чему?
4. Этюды на выражение удивления
1. Этюд «Удивление»
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот открыт, брови и верхние веки приподняты.
2. Этюд «Круглые глаза»
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: « Я шёл из школы. Я зашёл в подъезд и увидел что, бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок».
Покажите, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
5. Игра «Фантазии»
Давайте продолжим начало удивительных приключений:
к нам пришёл слон…
над городом поплыли облака, а с них спускаются верёвки…
волшебник поменял все вывески над магазинами…
утром из крана потёк апельсиновый сок (дети придумывают удивительные истории).
6. Чтение истории «Живая шляпа»
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его, стоя у открытого окна:
- Дима, пора домой, обед уже на столе. Дима попрощался с приятелями и пошёл домой. На пороге он увидел шляпу и решил её поднять, но шляпа, как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
- Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Шляпой?
- Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?
- Замечательно!
7. Ритуал окончания занятия
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Занятие № 5
Тема: «Гнев»
Цель: Знакомство с чувством злости. Тренировка умения различать эмоции. Учить детей управлять своим гневом.
1. Ритуал начала занятия
Игра «Снежный ком»
Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё, затем мяч получает третий участник.
Игра проводится по кругу со всеми участниками.
2. Проблемная ситуация
Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнёт игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.
- Ребята, представьте себя на месте мальчиков и выберете, с помощью чего они решили бы этот спор: кулаков , спокойного тона ,крика, насмешки, топанья ног
Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами. Послушайте стихотворение, где поэт высмеивает таких людей:
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться -
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться -
Нечем будет петушиться!
Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам, пап, бабушек, дедушек.
Посмотрите на лицо, изображённое на карточке
- Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз?
- Что же это за чувство? (Злость)
3. Доверительная беседа на тему «Почему человек злится»
В каких случаях может злиться человек?
На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнии, дикое животное)
А вам приходилось когда-нибудь злиться?
Что вы чувствовали в этот момент?
Что хотелось сделать?
Человек испытывает чувство злости, когда он бессилен удовлетворить своё желание.
Гнев - естественная эмоциональная реакция человека, сигнализирующая о том, что возникло препятствие. Это чувство побуждает человека к преодолению препятствия, изменению ситуации, помогает заглушить или разрядить душевную боль или неприятные ощущения. Гнев выражается в стремлении применить насильственные действия, в угрозах, оскорблениях. Не всегда мы умеем правильно выразить свои чувства, не причинив вреда окружающим людям.
Этюд «Гневная гиена»
Давайте почувствуем это ощущение с помощью небольшого этюда.
Гиена стоит у одинокой пальмы (стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она её съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я страшная гиена, (Дети мимикой и движением изображают гиену и обезьянку)
Я гневная гиена,
От гнева на моих губах,
Всегда вскипает пена.
Вопросы:
Что вы чувствовали, побывав в роли гиены?
Хотелось бы вам в реальной жизни испытывать также такие же переживания? Почему?
Чем можно заменить гнев? (лаской, добрыми отношениями)
5. Рисование «Гнев в цвете»
Цель: упражнение детей в выражении эмоции гнева с помощью цвета, цветовой гаммы.
Детям раздаются листы бумаги и краски без ограничения цвета. Педагог предлагает изобразить гнев в цветовой гамме. Даёт возможность детям подумать.
Позже, рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, схожесть и различие в изображении гнева детьми.
6. Упражнение «зеркало»
Цель: закрепление всех известных детям эмоций в мимике и пластике.
Дети встают парами и договариваются, кто из них зеркало. Один из детей встаёт перед зеркалом и изображает известную ему эмоцию. Зеркало как можно точнее её повторяет. Потом ребята меняются ролями.
7. Как вы понимаете смысл пословиц:
Злой не верит, что есть добрые люди…
Без добрых дел нет доброго имени…
8. Ритуал окончания занятия
Советы по управлению гневом:
Поиграть с мячом, скакалкой или с боксёрской грушей.
Побегать или попрыгать.
Покричать. Трудотерапия. Принять душ.
Занятие № 6
Тема: «Стыд, вина»
Цель: Знакомство с чувством вины. Развивать волевую регуляцию поведения. Знакомить со способами релаксации для снятия напряжения
1. Ритуал начала занятия
Игра «Перекличка-путаница».
Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом фамилию или имя. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы имя, фамилия.
2. Знакомство с новым чувством
Сегодня мы с вами поговорим ещё об одном чувстве. Посмотрите на картинку, как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? (См. рис. 13, 14) Что с ним могло произойти?
Послушайте историю А.Н. Толстого «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились.
Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, что одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А, что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь»
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вот такая история.
- Как вы думаете, почему Ваня заплакал?
- Какое он испытывал чувство? (стыда)
- Как вы думаете, что при этом происходит с его лицом. (Глаза приоткрытые, на лице румянец).
- С его телом? (Голова опущена, плечи сжаты).
3. Этюды на выражение вины
1) «Стыдно»
Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.
Выразительные движения: голова наклонена вперёд, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
2) «Чуня просит прошения»
От хвастунишки-поросёнка Чуни ушли его друзья - ёжик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовёт друзей:
- Где вы, верные друзья?
Чуне помогите!
За нахальство и за смех
Вы меня простите.
Выразительные движения: Повороты головы в разные стороны, брови приподняты, руки в стороны; Опущена голова, брови приподняты, губы вытянуты. Руки висят вдоль тела.
4. Рисование на тему: «Мой стыд»
С помощью красок нарисовать свой стыд. Беседа по содержанию:
- Какие краски вы используете для изображения стыда?
5. Беседа на тему « Когда нам бывает стыдно?»
Как вы думаете: «А что такое стыд?» (Стыд - это чувство, возникающее при оценке своих поступков, которые противоречат принятым нормам порядочности, самоуважения, достоинства.)
Отчего вам бывает стыдно?
На что похож стыд?
Какого он цвета?
Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (смущение, чувство позора)
Для чего человеку нужен стыд?
6. «Советы от Незнайки»:
Когда человеку плохо на душе, то он может помочь себе сам.
Если ты совершил проступок, из-за которого самому стало стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе близких и друзей- признать свою вину и попросить прощения.
Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать: во время вдоха считать до пяти, во время выдоха-до семи. Представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышать, и ты сразу успокоишься.
Запомните эти советы и ощущения, когда ты представлял себя в лесу или на море, и вместе с детьми под спокойную музыку выполняют релаксационные упражнения.
7. Релаксация
Лягте на коврик, на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые не скрещены. Устраивайтесь поудобней и закрывайте глаза. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё моё тело и распространяется по нему. Я спокойно отдыхаю. Я отдыхаю
Отдыхают мои руки, ноги, нервная система. Приятная истома охватывает моё тело, мне лень шевелиться.
Моё дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.
Я отдыхаю. Моё тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу. Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.
Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение.
5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.
8. Ритуал окончания занятия
Упражнение «Спасибо, до свидания!»
Дети стоят в кругу. Мяч передаётся по кругу друг другу «Спасибо, до свидания!
Отечественные психологи, изучавшие эмоционально-волевую сферу: Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, Я.З.Неверович.
Список литературы.
Ватина Е. В. Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности. Монография. Соликамск. «СГПИ» 2011.
2. Дубровина, И. В. / Прихожан, В. В. «Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., - «Академия», 2001.
3. Игнатьева Е. И. Психология М.: «Просвещение», 1965.
4. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин; - СПб: Питер, 2000.
5. Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание / К.Н. Корнилов; - М.: Знание 1957.
6. Кэррол, Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.
7. Медведева Т.Н. Психология о нас и для нас. Практикум по общей психологии. Соликамск. ГОУ ВПО «СГПИ», 2009.
8. Немов, Р. С. Психология: Учебник для педагогических вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.
9. Петровский, А. В. О психологии личности / А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.