Презентация по литературе на тему Мир природы в лирических стихотворениях. Ф.И.Тютчев Летний вечер


Мир природы в лирических произведениях.Урок литературы в 5 классе «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Ф.И.Тютчев)Мир природы притягивает к себе человека прежде всего своей красотой и удивительной изменчивостью. «Остановись мгновенье», «продлить очарование пытаются художники, композиторы, поэты. Представление о лирическом стихотворении.Лирическое стихотворение – это чаще всего речь одного человека, автора или героя, выражающего свои чувства, вызванные каким-то событием или явлением жизни.Движение авторских чувств, вызванных внешним миром, составляет основу лирического стихотворения.Языковые выразительные средства:Тропы (сравнение, метафора, эпитет, олицетворение)Повторы, сопоставление, противопоставлениеКомпозиция стихотворенияНазвание стихотворения Работа с учебником (стр. 200-201). Выписать особенности пейзажной лирики.Особенности пейзажной лирики (один из жанров лирики):Нет подробных описаний.Даны детали, которые дорисовываются воображением.Выражение авторского понимания природы, чувств, переживаний.Связь между миром природы и человека.Использование изобразительно-выразительных средств.


Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)Фёдор Ива́нович Тю́тчев- русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 г.Не считал себя поэтом: стихи были его увлечением. «Летний вечер»Уж солнца раскаленный шарС главы своей земля скатила,И мирный вечера пожарВолна морская поглотила.Уж звезды светлые взошлиИ тяготеющий над намиНебесный свод приподнялиСвоими влажными главами.Река воздушная полнейТечет меж небом и землею,Грудь дышит легче и вольней,Освобожденная от зною.И сладкий трепет, как струя,По жилам пробежал природы,Как бы горячих ног еяКоснулись ключевые воды. Анализируя стихотворение, заполним таблицу:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 строфа2 строфа3 строфа4 строфаУвидели, услышали, ощутили…Цвета…НастроениеНазвание.ИВС Анализ стихотворения.Федор Тютчев восхищается картинами природы и старается уловить неповторимые моменты каждого сезона, передавая это в стихах.Одну из таких жемчужин поэзии подарил читателям автор в 1866 году – стихотворение «Летний вечер». На самом деле в этот период душа поэта страдала от потери самых близких людей, но на поэтическом произведении это никак не отобразилось. Анализ стихотворения.(работа в группах – по строфам)Что вы увидели, услышали, ощутили, читая каждую строфу стихотворения? Какими цветами окрашена и какое настроение создаёт каждая его строфа?Подберите название к каждой строфе. Анализ стихотворения.Проверка самостоятельной работы.1строфа – Солнце – раскалённый шар.2 строфа – Ожившие звёзды.3 строфа – Воздушная река.4 строфа –Чувственная природа.

Анализ стихотворения.Меняется ли в стихотворении летний вечер?С чем связаны изменения в картинах, нарисованных в каждой строфе?Как изменилось состояние природы от начала к концу стихотворения?Кого напоминает природа в стихотворении? Почему вы так решили? Есть ли в тексте это сравнение?


Анализ стихотворения.Прибег Тютчев и к своему любимому художественному приему олицетворения. У него природа – живая сущность, умеющая дышать, перевоплощаться, имеющая свои помысли и чувства. Воображение поэта рисует Солнце в сравнении с накалившимся кругом, покрывающим нашу землю.Оживлены также звездочки на вечернем небе, ведь в глазах поэта звезды приподнимают все небо, а воздушное пространство – это река небес. Да и вся прохлада наступившего – это водопоток, несущий силу, истощенной палящим зноем природе. Анализ стихотворения.Какие изобразительно-выразительные средства автор использует и с какой целью?Олицетворения - «волна …поглотила», «звёзды…небесный свод приподняли», грудь (у природы) дышит»Сравнение – «трепет, как струя»Метафоры – « глава земли», «солнца раскалённый шар», «вечера пожар», «река воздушная»Эпитеты - «сладкий трепет», «мирный…пожар»

Анализ стихотворения.Прямой порядок слов Инверсия (обратный порядок слов)– «Река воздушная полней течёт…»«Коснулись ключевые воды»Приём инверсии и устаревшее слово «ея» («её») придают стихотворению пафос, некую приподнятость.Какую рифму использовал автор при создании стихотворения?Как нужно читать это стихотворение, почему?


Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. «Летний вечер» Тютчева – торжественный гимн матушке-природе и летней жаре. Тема – демонстрирование того, насколько красива матушка-природа, имеющая схожесть с человеком.Главная мысль. Здесь лирический герой является свидетелем того, что человеческая жизнь непредсказуема, поэтому надо ценить каждый миг, выпавший на его долю Работа над выразительностью чтения стихотворения. Домашнее задание.Стр. 203 выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Летний вечер». Синквейн.1 стр. – понятие2 стр. – признаки (2-3 прилагательных)3 стр. – действия (3-4 глагола)4 стр. – целостная фраза (понятие)5 стр. – перифраза, синоним (1 слово, суть понятия) Синквейн.ЛирикаПейзажная, любовная, философская.Передаёт, рисует, создаёт.Движение авторских чувств, переживаний.Чувства.