Консультация для родителей на тему Развитие словаря дошкольников через ознакомление с природой


МБДОУ "Детский сад№25" Ромашка"
Консультация для родителей на тему
"Развитие словаря дошкольников через ознакомление с природой"
составила воспитатель: О.А.Степанова
г. Нефтеюганск
Консультация для родителей на тему
"Развитие словаря дошкольников через ознакомление с природой"
Красивая правильная речь, богатство словарного запаса – неотъемлемые составляющие интеллигентной, образованной, уверенной в себе и успешной личности. 
Именно в период с 4 до 5 лет происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.
Новые тематические категории в словаре ребенка 4–5 лет:
- душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
- качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
- уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
- названия детенышей животных («котенок», «утенок»).
В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок» и. т.д. При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).
Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, в дальнейшем быстро овладевают навыками чтения и письма.
Именно ознакомление с природой родного края помогает обогащать и расширять словарный запас детей.
 Ознакомление с природой  обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Необходимо: специально – организованные ситуации;  игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности, к обогащению словарного запаса.
Речевые игры и упражнения для развития словарного запаса детей среднего возраста :
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
     Игра «Подбери словечко»
Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (груша); «старая» (медведица, курица); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно). 
Игра «Похожие слова»
 Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Например: грусть —радость —печаль;еда —очистки —пища;бежать —мчаться —идти;шагать —сидеть —ступать.; 
Игра «Скажи наоборот»
 Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Инструкция логопеда: Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло и т.д.
     Игра «Маме мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))
 Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.
Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая  мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
  Игра «Животные и их детеныши»
 Цель  игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования,  развивать ловкость, память, внимание.
Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:
Человеческие дети
Знают всех зверей на свете.
  Игра «Что происходит в природе?»
 Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок (например: Что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает? И т.д.), возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:
Человек легко находит,
Что в природе происходил.
   Игра «Кто может совершать эти движения?»
 Цель игры: активизировать глагольный словарь, развивать воображение, мышление и ловкость.
Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какой-либо глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к этому глаголу.
  Игра «Из чего сделано?»
 Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Сок из апельсина», а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает: «Апельсиновый».