Научная статья на тему Влияние мотивации на формирование познавательной деятельности младшего школьника


ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
А.И. Трецина магистрант РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань
научный руководитель – доцент М.А. Митина
Аннотация.
Аннотация. В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проведенного в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Рязани. Данный эксперимент направлен на выявление уровня школьной мотивации учащихся возраста 8 – 9 лет.
Ключевые слова: учебный процесс, дети младшего школьного возраста, мотивация учения, мотивы.
Вопрос о мотивации учения в современной школе является главным, ведь мотив - источник деятельности, выполняющий смыслообразующую функцию и функцию побуждения. Благоприятным для заложения основы желания, умения учиться является младший школьный возраст. Мотивация влияет на продуктивность учебного процесса, определяя успешность учебной деятельности.
Процитируем древнюю мудрость, которая применительна к школе: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.[4] Также, мы можем усадить младшего школьника за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации учащийся не будет получать новые знания, Это будет видимость учебной деятельности. [2]
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, находящая выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих компонентов:
• сосредоточение внимания на учебной ситуации
• осознание смысла предстоящей деятельности
• осознанный выбор мотива
• целеполагание
• стремление к цели (осуществление учебных действий)
• стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
• самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Преподаватель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации, если знает тип мотивации. Обучение будет успешным, если младший школьник его принимает внутренне, если потребности, мотивы, интересы опираются на него.
Деятельность без мотива не осуществляется, либо оказывается неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, прилагаемых учащимся в своей учебе. В связи с этим, необходимо, чтобы процесс обучения вызывал у младшего школьника интенсивное и внутреннее побуждение напряженному умственному труду.[1] Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, М. В.Матюхина, В. Э. Мильман, А. К. Маркова называют проблему мотивации учения младших школьников центральной в педагогике и педагогической психологии.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Рязани, в котором приняли участие младшие школьники 8 – 9 лет. В результате анкетирования «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, нами было установлено, что большинство (49%) учащихся вторых классов имеют низкий уровень развития школьной мотивации. Эти учащиеся предпочитают пропускать занятия, находя для этого различные причины. На занятиях они отвлекаются от учебного процесса, испытывают затруднения в учебной деятельности. По данным психологической диагностики эти дети в настоящий момент находятся в ситуации неустойчивой адаптации к школе. В общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем они испытывают проблемы. В отдельных случаях такие дети способны проявлять агрессию, отказываться от выполнения задания.
Высокий уровень школьной мотивации имеют 39% учащихся вторых классов. У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все требования, предъявляемые школой. Учащиеся стараются чётко следовать указаниям учителя; они ответственны, переживают, получив неудовлетворительные оценки.
Средний уровень развития школьной мотивации имеют 12% учащихся вторых классов. Младших школьников этой группы школа привлекает в основном внеучебной деятельностью. Такие учащиеся комфортно чувствуют себя в школе, но зачастую посещают школьные занятия для общения с одноклассниками или с преподавателем. Им нравится чувствовать себя учениками. Познавательные мотивы у учащихся со средним уровнем развития школьной мотивации в меньшей степени сформированы, и учебный процесс их зачастую мало привлекает.
Для работы по формированию мотивов учения необходимо наличие трёх блоков, имеющих набор компонентов и взаимосвязей и представляющих свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно целевой, познавательный). Нами была составлена схема «Блоки по формированию мотивов учения». Каждый из блоков рассматривается с позиции получаемого результата, выступающего основанием для использования в других блоках. Рассмотрим более подробно познавательный блок.

Рис.1. Схема «Блоки по формированию мотивов учения»
Познавательный блок нацелен на формирование учебной деятельности, характеризующейся умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Реализуется эта задача следующими приёмами:
1) вовлечение учащихся в коллективную деятельность, посредством организации групповой работы, игровые и соревновательные формы, взаимопроверки, коллективного поиска решения проблемы, приёма «метод проб и ошибок», оказания младшими школьниками взаимопомощи;
2) необычная форма подачи учебного материала; эмоциональный блок мотивационно- целевой блок познавательный блок Блоки по формированию мотивов учения
3) создание проблемной ситуации, посредством анализа, сравнения учебных объектов, организации обучения от учащихся, создания ситуации дефицита знаний, установления противоречий;
4) взаимодействие на уроке, посредством совместного решения проблемы и разрешения противоречий, эвристической беседы, учебной дискуссии, выделения существенных признаков предметов, классификации, обобщения, моделирования;
5) привлечение младших школьников к оценочной деятельности, посредством организации рефлексии, использования рефлексивных линеек, отзыва учащихся об ответе других, оценки промежуточных достижений;
6) активизация деятельности, посредством оценки, словесного поощрения, выставки лучших работ, усложнения заданий.[3]
С целью повышения мотивации учащихся к учебной деятельности, нами была разработана система занятий. В эту систему мы включили внеклассную работу по предмету, предметные викторины, проекты «Создание мультика» на тему «Фразеологизмы», предметные олимпиады, постановка тематической сказки, групповые занятия по работе с одаренными детьми. Приведем примеры часто используемых приемов повышения мотивации учащихся.
Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Литература
1.Ивакина Галина Назывовна, зам. директора по УВР, учитель начальных классов «Мотивация младших школьников к учению»
2.Сероус Константин Владимирович «Мотивация обучения младшего школьника в современной школе»
3.Интернет-ресурс http://motivaciyarebenka/teoria-po-motivacii/formirovanie-motivacii «Формирование мотивации учения школьников» 4.Интернет-ресурс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/09/28/lichnostno-orientirovannyy-podkhod Смирнова Елена Васильевна "Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников"