Конспект урока в 5 классе на тему: Типы взаимоотношений организмов в сообществе


Поурочное планирование. Биология – 5 класс. Живые организмы
Тема: Разнообразие живых организмов. Среды жизни
Урок № 14
Дата урока:
Тема урока: "Типы взаимоотношений организмов в сообществе"
Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко , И.Я. Колесникова Биология Живой организм 5-6 класс1.    
  Тип урока – комбинированный урок
2.      Цель урока -  Создать условия для эффективного поиска и усвоения знаний о видах взаимоотношений между живыми организмами в природном сообществе.
3.      Задачи урока
 образовательные:
        закрепить знания о круговороте веществ в природном сообществе;
        сформировать у учащихся общие экологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах;
        показать разнообразие типов взаимоотношений организмов в сообществе;
        развить знания об отношениях паразит – хозяин,  хищник – жертва, взаимовыгодные отношения, конкуренция;
        научить определять типы взаимоотношений организмов в сообществе при рассмотрении конкретных примеров, объяснять их значение для природного сообщества.
развивающие:
        развивать познавательный интерес;
        развивать умения  работать с различными источниками информации, выделять главное, делать выводы, формулировать свои мысли в устной и письменной форме.
воспитательные:
        воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе.
4. Метод обучения - частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
5. Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника, учебного фильма
6. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
7. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно- деятельностный подход
Содержание и ход урока.
I. Организационный этап. Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку.
II Актуализация знаний Ответьте на вопросы.
Дайте определение природному сообществу и растительному сообществу
Почему растения в природном сообществе играют ведущую роль?
Смогут ли жить травянистые растения елового леса( кислица, майник, грушанки) на хорошо освещённых песчаных почвах соснового леса?
Докажите. Что огород на приусадебном участке- искусственное природное сообщество.
111. Мотивация учебной деятельности.
4. Изучение нового материала
4.      Краткое описание хода урока.
На уроке использовались интерактивные технологии.
На этапе актуализации знаний учащиеся отвечали на вопросы, составляли схему круговорота веществ, используя магнитные таблички; выполняли интерактивные задания, оценивали себя и других учеников, высказывая мнение и  переводя проценты выполнения работы в отметку. На этапе целеполагания учащиеся просматривали электронную презентацию, определяли тему и основную познавательную задачу урока. На этапе изучения нового учащиеся работали в группах, вели самостоятельный поиск и систематизацию информации, используя ресурсы учебника, электронного приложения к учебнику, биологические словари и энциклопедии.
На этапе представления результатов поиска, учащиеся делали краткие иллюстрированные сообщения. На заключительном этапе учащиеся высказывали мнение о работе на уроке.
5.      Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
В ходе урока ученики
        закрепили знания о круговороте веществ в природе;
        приобрели знания о взаимоотношения организмов в сообществе;
        учились  определять тему и познавательную задачу урока;
        совершенствовали навыки самооценки, оценивания работы других учеников;
        приобрели навыки сотрудничества;
        приобрели навыки работы в группе: распределение ролей, совместного обобщения и систематизации собранной информации;
        формировали умение работать со справочной литературой;
        открыли для себя разнообразие, простоту и возможность самостоятельного и продуктивного использования электронного приложения  к основному учебнику;
        учились слушать, задавать вопросы, делать выводы;
        закрепили умение использовать электронные ресурсы как средство самообучения и самоконтроля.
Записать в тетрадь термины
Рефлексия. 1. Выполнить упражнения № 1- 6 а стр 30- 31
VIII. Домашнее задание. §12, стр 34- 35, в РТПБ вопросы на стр. 34- 35, выполнить упражнения № 4- 8, подготовитья к К. р по теме : «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»