Урок по теме «Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах»

Урок по теме
«Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах»
Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.
Задачи:1) образовательные: сформировать у учащихся общие экологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах; показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм; научить выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику.
2) развивающие: развитие познавательного интереса; развивать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, составлять таблицы, делать выводы.
3) воспитательные: воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;
 Тип урока: урок изучения нового материала.
 Методы обучения:
словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований);
наглядный (просмотр видео отрывков и иллюстраций).
 Форма работы: индивидуальная, групповая.
 ХОД УРОКА.
1.      Организация работы класса.
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами узнали и том, что является экологической системой, какие компоненты входят в её состав, какие факторы влияют на организмы, входящие в состав экосистемы. Сегодня мы продолжим разговор о том, как организмы приспособились к совместной жизни в биоценозах.
2.      Актуализация знаний: Для закрепления знаний провожу диктант терминов. Основные термины прошлого урока:
Экология, среда обитания, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, толерантность, лимитирующие факторы, адаптация, экологическая ниша, анабиоз.
3.      Изучение нового материала:
 Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ним в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. Связь с другими организмами обеспечивает питание и размножение, возможность защиты, смягчает неблагоприятные условия среды. В то же время биотическое окружение – это и опасность ущерба или гибели. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы отношений:
Нейтральные (0 0)
Полезнонейтральные (+ 0)
Вредно-нейтральные
Взаимополезные (+ +)
Полезновредные (+ –)
Взаимовредные (– –) 

Рассмотрим эти типы взаимоотношений подробнее. По ходу моего рассказа, заполняем таблицу:
Тип отношений
Особенности отношений
Примеры






Нейтральные (0 0) – очень редко встречаются, поскольку организмы все равно обладают косвенными связями Белка – лось, пример Дарвина (старые девы и удойность молока)
Полезнонейтральные (+ 0) – 1 вид – польза; 2 вид – безразлично.Комменсализм – совместная трапеза. а) Нахлебничество – акулы, дельфины – их сопровождают рыбы-лоцманы, для которых много пищи, экстременты). б) Квартиранство – тело животных, их постройки служат убежищем. Пример: мальки прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками; рыба клоун – актиния; гнезда птиц – членистоногие. Растения могут использовать другие виды, как места обитания.
в) Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса ( хищник, падальщики, насекомые, бактерии)
Вредно-нейтральные – Аменсализм (отрицательная трапеза) (- 0) ель – травы под ней.
Взаимополезные (+ +) – увеличение численности одного, и увеличение скорости численности другого.
а) Симбиоз (греч. sym – вместе, bios – жизнь) или сожительство. при которой оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого. Примерами симбиоза могут служить:
– лишайник (гриб + водоросль), грибокорень (гриб + корень растения), азотфиксирующие бактерии – корневые волоски бобовых растений.
б) Мутуализм (от лат. – взаимный)- взаимополезное сожительство – рак отшельник (поселяется в пустой раковине моллюска и возит на себе раковину вместе с полипом) и актиния (коралловый полип, который ловит добычу, часть которой, пораженная стрекательными клетками, падает на дно и поедается раком), клевер и шмель
в) Протокооперация (первичное сотрудничество) Совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно (опыление пчелами разных растений)
Полезновредные (+ –) –(хищничество и паразитизм, полупаразитизм) широко распространены в природе.
а) Хищничество. Один из интереснейших случаев – растения- хищники (видеоотрывок) Вопрос: Назовите причину такого явления ( недостаток веществ в местах проживания)
б) Паразитизм (+-) – одни организмы живут за счет питательных веществ или тканей других организмов. Паразитизм бывает внешний( клопы, блохи, клещи, пиявки, комары, грибы-паразиты) и внутренний(простейшие, черви)
Взаимовредные (– –)  – использование одного ресурса несколькими видами, проживающими в сходных экологических условиях, агрессия, активное вытеснение видов. Антагонизм – присутствие одного вида исключает пребывание другого. Конкуренция за пищу, пространство, убежище.
а) Внутривидовая – важный фактор эволюции и саморегулирования внутри популяции (охрана участка, борьба за самку, разновозрасные растения)
б) Межвидовая – отношения близкородственных организмов, или с организмов экологически одинаковыми потребностями). Насекомоядные птицы
Вывод: все перечисленные формы приспособлений к совместной жизни между видами служат регуляторами численности животных и растений в биогеоценозе, определяя его устойчивость.
Проблемный вопрос: Почему важно знать типы связей между видами?(можно прогнозировать , что произойдет при нарушении связей)
 В оставшееся время решаются биологические задачи:
1.        Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?
           
           Работа в группах.
1.       При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
2.       Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.
3.       Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?
Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.
4.       В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дупло-гнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.
 

IV. Закрепление изученного материала
В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала –после обсуждения они проверяются.
1 группа:
Что такое "симбиоз"?
А – прямое уничтожение жертвы. В – совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами. С – форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
Под биотическим фактором понимают:
А – сумму воздействия живых организмов. В – воздействие человека на организмы. С – факторы неживой природы.
Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?
А – на теле хозяина живут вши. В – волки поедают мелких травоядных. С – насекомые питаются нектаром цветковых растений.
Азотфтксирующие бактерии относятся к:
А – сапрофитам. В – симбионтам. С – паразитам.
В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?
А – в снижении плодовитости. В – в уменьшении скорости роста популяции. С – в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.
 
2 группа:
1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?
А – антропогенные. В – биотические. С – абиотические.
2. Выберите пример паразитизма:
А – береза и гриб подберезовик. В – повилика и растение. С – лишайники.
3. Выберите пример конкуренции:
А – акула и рыбы прилипалы. В – деревья и микоризные грибы. С – ель в березовом лесу.
4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
А – паразитизм. В – мутуализм. С – конкуренция.
5. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:
А – покровительственная окраска. В – использование убежищ. С – быстрота реакции.
 
3 группа:
1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?
А – вши, клещи, грибы трутовики. В – рак отшельник и актиния. С – береза под пологом елового леса.
2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
А – конкуренция. В – хищничество. С – мутуализм.
3. Что определяет наличие конкуренции?
А – ограничение общих ресурсов. В – избыток общих ресурсов. С – существует независимо от ресурсов.
4. Выберите пример мутуализма:
А – кедровая сосна и кедровка. В – береза и гриб трутовик. С – гриб-фитофтора и картофель.
5. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения "хозяин-паразит”:
А – тесная связь с хозяином как результат естественного отбора. В – полное истощение и быстрая смерть хозяина. С – нанесение вреда хозяину без пользы для себя.
 
4 группа:
1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:
А – конкуренция. В – хищничество. С – паразитизм.
2. Важное значение для хищников имеет:
А – количество пищи. В – качество пищи. С – разнообразие пищи.
3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?
А – воробей поедает червей. В – кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных. С – в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.
4. Выберите пример комменсализма:
А- осина и микориза подосиновика.
В-гиены и львы.
С- растения семейства росянковые и насекомые.
5. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений – конкуренция:
А – рысь и заяц. В – серая и черная крысы. С – рыба прилипало и акула.
 
Вывод урока.
Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.
 
Домашнее задание: Параграфы 77, 78, подготовить презентацию, закончить таблицу.


1В 2В
1 Экология 0
2 Среда обитания 10
3 Экологические факторы 9
4 Абиотические факторы 8
5 Биотические факторы 7
6 Антропогенные факторы 6
7 Лимитирующие факторы 5
8 Адаптация 4
9 Экологическая ниша 3
10 Анабиоз 2
0 Толерантность 1



Дополнительный вопрос:
Перечислите типы адаптаций организмов.
Приведите несколько примеров