Психологические новообразования младшего школьника, способствующие формированию его личностного отношения к нравственности


МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Психологические новообразования младшего школьника, способствующие формированию его личностного отношения к нравственности».
Подготовила:Ефремова Н.И
Вопрос нравственного развития обучающихся приобретает особую актуальность в современном образовательном пространстве, что подтверждается содержанием нового образовательного стандарта.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
С изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей существенный характер и являющейся социальной по содержанию;
С освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
С принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
С формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность; осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
С изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
С моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослым и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитывать также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
Центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающихся, направленный на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Работая с учениками 6-10 лет, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. В этот период закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У младшего школьника возникают следующие психологические новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними:
Повышенная восприимчивость к внешним влияниям;
Вера в истинность всего, чему учат;
Способность к освоению образца;
Становление воли;
Осознанность;
Способность оперировать отвлечёнными понятиями;
Способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами.
Факторов, влияющих на воспитание и развитие нравственных качеств ученика, много. Педагог должен их учитывать в воспитательной работе, так как от умело продуманной цели во многом зависит, станет ли школьник добросовестным и честным человеком с активной жизненной позицией, стремящимся совершать добро и не делать зла.
В связи с тем, что семья является главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, от семейного воспитания зависит формирование у школьников мировоззрения и становления ценностных ориентаций, необходимо привлекать к работе по нравственному воспитанию учеников их родителей проводя совместные мероприятия, родительские лекции, организовывать проективную деятельность.
Отдавая должное возрастным особенностям младшего школьника, важно осознавать необходимость внимания к становлению «Я» ребёнка. Задача учителя - влиять на образ, который постепенно складывается в сознании школьника, образ самого себя.
Работу необходимо строить в определённой системе, а успех во многом зависит от методов работы, которые могут быть различны; рассказ учителя, беседа на определённую тему или по прочитанному произведению, обсуждение ситуаций, фактов из школьной жизни, а также упражнения, которые должны регулярно включаться в содержание занятий.
Так, в беседе по теме «Будь чутким и отзывчивым» акцентируется внимание на том, что рядом живут люди, которые нуждаются в отзывчивости, чутком отношении к ним, и ценность человека заключается в умении замечать, кому и в каких ситуациях необходима помощь. И завершением беседы могут стать строки из песни:
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Путь по формированию нравственных ценностей является сложным и длительным процессом, требующим постоянного внимания. И успех может прийти лишь в результате кропотливой, постоянной работы педагога, родителей над развитием нравственного сознания детей.