Исследовательская работа Как вырастить картофель на подоконнике


Фамилия, имя, отчество Мартынова Елена Николаевна
Дата рождения 21.07.2004 г.
ОУ МБОУ «Тиксинская средняя общеобразовательная школа №1»
Класс 4
Название работы
«Как вырастить картофель на подоконнике»
Работа выполнена индивидуально
Руководитель работы Хлебникова Н.В.
Секция «Юный природовед» (естествознание)
«___»________________2015 г. подпись руководителя работы____________
Оглавление:
Введение
Задачи
Гипотеза
Методы исследования
Шаги исследования
«Это интересно!»
Выводы
Список литературы
Введение: 
Картофель относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур разностороннего пользования. Прежде всего- это ценный продукт питания, кулинары готовят из него свыше 100 различных блюд. Главным пищевым компонентом картофеля является углеводы в виде крахмала. Рекомендуемая суточная норма потребления картофеля 300-400 граммов.
Картофель вместе с овощами является важнейшим источником витамина С. В народной медицине тертый картофель прикладывают к пораженным участкам кожи при ожоге и экземе. Картофель называют «вторым хлебом».
Велико значение картофеля и как кормовой культуры, особенно для молодого скота, свиней и птицы. Почва после картофеля остается рыхлой и чистой от сорняков, поэтому он является хорошим предшественником для многих сельскохозяйственных культур.
Я привела лишь некоторые факты, позволяющие судить о том, насколько велико значение картофеля в настоящее время.
Урожай картофеля собирают в регионах нашей страны в разное время. На юге страны – в августе, в южной Якутии – в сентябре.
Интересно, а если создать условия для выращивания картофеля, можно ли получить урожай в условиях полярной ночи у нас в Тикси?
Для решения данной проблемы мне пришлось много узнать: я читала статьи журнала «Приусадебное хозяйство», «Книга о картофеле» Б.А. Писарева, а так же многое из собственного опыта моей тети Анны Михайловны и дяди Иннокентия Петровича.
Передо мной стояли следующие задачи:
Задачи:
Узнать, как растут культурные растения и возможно ли получить плоды в домашних условиях;
Создать благоприятные условия для выращивания картофеля;
Узнать новые и интересные факты о картофеле;
Гипотеза: на подоконнике можно вырастить картофель и получить урожай.Методы исследования: чтение специальной литературы, уход за растениями, наблюдения, анализ.
Так я узнала, что картофель относится к семейству пасленовых. Возделываемые в нашей стране сорта картофеля относятся к одному виду Туберозум.
Размножается картофель обычно вегетативным путем, ростками, клубнями, черенками. Картофель – клубнеплод, поскольку развивает подземные стеблевые клубни.
Клубни картофеля, ради которых его выращивают образуются на подземных стеблях. В период бутонизации, перед цветением растений, появляются белые подземные стебли – столоны. При мере роста и развития картофеля концы столонов утолщаются и постепенно превращаются в клубни.
Снаружи молодой клубень покрыт эпидермисом, который по мере роста заменяется плотной, не пропускающей воздуха перидермой. Для дыхания клубня служат небольшие отверстия – чечевички, разбросанные по кожуре клубня в виде маленьких темноватых пятен.
Через маленькие отверстия в клубень попадают кислород и удаляются углекислый газ и водяной пар. В зависимости от сорта клубни бывают круглые, овальные, округло-овальные, удлиненно-овальные, репчатые, бочковидные с мелкими, средними и глубокими глазками. От одного куста можно получить от 5 до 12 клубней.
Итак, я решила в ходе исследования ответить для себя на многие вопросы: при какой температуре прорастают «глазки у картофеля»? Что происходит с картофелем, в теплом и темном помещении? При каких условиях она лучше растет и плодоносит?
Осенью мы с семьей приехали на постоянное место жительства в Тикси. Мои родители отправили контейнер с вещами, а еще мои тетя Анна Михайловна и дядя Иннокентий Петрович поставили в контейнер мешок картофеля, который вырастили на своей даче в г. Покровске. Вот этот картофель и был предметом эксперимента.
Шаг 1. Где хранить картофель?
Сначала я выяснила экспериментальным путем, что в темном и сухом месте картофель очень быстро дает ростки. Я взяла коробку от мороженного и сделала отверстия на донышке, для поступления воздуха и положила в нее картофель, предварительно обработав слабым раствором марганцовки.
Шаг 2. Что происходит с моей «подопытной»?
В течение месяца я наблюдала, какие изменения происходят с картофелем.
Очень скоро появились белые «глазки». В течение двух месяцев без света они прорастали. У «глазков» поменялся цвет: от белого до светло сиреневого.
Шаг 3. Где же посадить картофель?
Почву, перемешанную с перегноем, мы с учителем заранее подготовили. Почва для посадки картофеля должна быть рыхлая и плодородная. Мы решили посадить мой картофель на подоконнике классной комнаты - это было хорошо освещаемое и защищенное от сквозняков место.  В феврале, как только показались первые лучи солнца, мы посадили в кашпо картофель и поставили его на подоконник. Я каждый день наблюдала, когда же появятся первые зеленые ростки? Мои одноклассники тоже заинтересовались моим экспериментом, и мы все вместе были увлечены!Наш картофель пророс 20 февраля!
Шаг 4. Почву необходимо увлажнять.
Я выяснила, что картофель любит умеренный полив. Поливы особенно важны во время активного роста и образования плодов.Поливать картофель следует теплой водой, комнатной температуры (холодная вода приводит к угнетению роста и возникновению серой гнили). Поливать растение мне приходилось каждые 3-4 дня, так как земля в кашпо высыхала и растение были вялыми.
В нашем классе очень тепло и температура воздуха составляла 20-24 градуса.
Я заметила, что как только в классе становилось прохладно (сильные пурги в марте), рост нашего растения приостанавливался.Шаг 5. Уход.
Уход за  картофелем сводится к прополкам, поливам, подкормкам (при необходимости). Окна нашего класса выходят на солнечную сторону. Как только световой день увеличился, в классе стало очень тепло, наше растение стало расти активнее. Однако, не стоит забывать о том, что условия на подоконнике отличаются от тех, что на огороде. Поэтому, мое растение вытянулось сильнее, чем это можно было наблюдать в Покровске на даче.
Шаг 6. Опыление.
15 марта на растении я увидела первые цветки. Как только они раскрылись, я опылила их. Ватной палочкой я коснулась каждого цветка, тем самым пыльцой с ватной палочки обменялись все цветки. Конечно, если картофель выращивают в грунте, опыление происходит с помощью ветра и насекомых, но в наших условиях мы нашли такой способ опыления.
Шаг 7. Корневая система нуждается в воздухе!
Для того, чтобы растение дышало, мне приходилось осторожно, чтобы не повредить корни, рыхлить почву вокруг растений. 
Шаг8. Предоставьте пространство для роста! Мой картофель рос на подоконнике. Чтобы обеспечить нормальный рост, я освободила подоконник от других растений и подвязала «вершки». 
28 марта (во время весенних каникул) я заметила, что на поверхности земли появился бугор. Это оказался клубень!
Шаг 9. Собирайте картофель правильно! Чтобы собрать урожай, необходимо подкопать клубни и поднять на поверхность клубни ловким движением. Это интересно!
Родина картофеля – Центральная и Южная Америка. Здесь в далеком прошлом местные индийские племена открыли дикий картофель, научились культивировать и употреблять его в пищу.
Точных с ведений о времени появления картофеля в России не имеется. Существует лишь версия о том, что произошло это в конце 17 века. Петр Первый во время своего путешествия по Голландии прислал мешок картофеля графу Шереметьеву с приказом позаботится о его распространении.
Что случилось с этим картофелем не известно. Но есть сведения, что к 1740 году картофель уже выращивался под Петербургом. И его в небольшом количестве подавали на придворных банкетах.
Долгое время картофель в Европе высаживали главным образом в ботанических садах и на аптекарских огородах. Прошло больше 100 лет, прежде чем он из ботанических садов попал на огороды крестьян.
Питательная ценность картофеля была признана не сразу. Многие относились к новому продукту крайне недоверчиво.
Первая статья о картофеле у нас была напечатана в 1758 году, в журнале «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащее», издававшиеся Академией наук.
В настоящее же время мы не представляем себе жизнь без картошки фри, пюре и печеной картошки на углях!

В ходе исследований я узнала, что пытливых людей давно интересует вопрос, можно ли овощи возделывать в подвалах, погребах, вообще в подземных выработках.
Первые опыты были проведены в 1875 г. Источником света служили керосиновые лампы, газовые горелки и другие примитивные средства. В настоящее время используют современные лампы накаливания. Результаты экспериментов, проведенных в подземных помещениях, превзошли все ожидания. Так, в лаборатории светофизиологии и светокультуры растений Агрофизического НИИ профессор Б. С. Мошков получил в течение года невиданный урожай помидоров. 
Заключение
Проведя свой эксперимент, я узнала многое о картофеле, других овощах, которые можно вырастить на подоконнике.
Но главное, моя гипотеза подтвердилась.
При правильном уходе, создании необходимых условий можно вырастить картофель на подоконнике.
Итак, в ходе своего исследования я ответила на все свои вопросы и сделала следующие выводы:
Картофель прорастает в темном сухом месте при комнатной температуре.
С понижением температуры на длительное время приостанавливается рост.
Картофель подвергается различным заболеваниям и не дает урожая.
Картофель можно вырастить не только в грунте, но и на хорошо освещаемом подоконнике.
Растение нуждаются в постоянном поливе.
Растение надо систематически пропалывать.
Картофель можно вырастить и в подвальных помещениях. 
Однако, чтобы получить урожай в необходимых количествах, одного подоконника не хватит.
статьи журнала «Приусадебное хозяйство», «Книга о картофеле» Б.А. Писарева,Используемая литература:
«Книга о картофеле» Б.А. Писарев
«Приусадебное хозяйство» журнал
Энциклопедия школьника
Ссылки на статьи:
http://dachaletom.ru/ «Сорта картофеля» статья Картофель по Митлайдеруhttp://belochka77.ru/ «Люблю свой сад»