Исследовательская коллективная работа Весна на подоконнике (1 класс)

2
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть3-5
1.Гиацинт3-4
Понятие «выгонка» .. 4
Писатели и поэты о весенних цветах. 4-5
Весенние цветы и художники. 5

Глава II. Практическая часть 5-6

Глава III. Заключение7

Литература 8

Приложение ..9-15

















Введение.
Все мы знаем, что весной и летом нас окружает множество цветов, и мы можем любоваться ими, дарить их на праздники и просто так, без повода.
А как же зимой? Ведь хочется иметь букет цветов на Новый год, на 8 марта. За окном снег, а в квартире букет ярких тюльпанов или душистых лилий! Что люди делают, чтобы цветы распустились в нужное им время? Сможем ли мы «заставить» зацвести растение зимой?
Этими вопросами задались мы, приступая к исследовательской работе. Сначала нужно было проконсультироваться с кем-то из взрослых или найти подходящую справочную литературу и изучить ее. Так мы и стали исследователями.
Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются весенние цветы гиацинты, а само исследование мы решили назвать «Весна на подоконнике».
Гипотеза исследования: растения можно «заставить» зацвести в любое время года, если создать необходимые условия.
Объект исследования: процесс развития растений в комнатных условиях.
Предмет исследования: луковичное растение – гиацинт.
Методы исследования:
анализ литературы, Интернет-ресурсов;
опрос;
эксперимент;
наблюдение;
описание, обобщение полученной информации.
Цель: доказать, что при создании необходимых условий можно «заставить» зацвести растение в зимний период.
Задачи:
изучить литературу, Интернет-ресурсы о гиацинте;
приобрести необходимый материал для выращивания цветка;
создать условия для выгонки и выращивания цветка;
провести наблюдения за ростом и развитием растения;
проанализировать и обобщить полученные данные.






Основная часть
Глава I. Теоретическая часть
Начиная работу, мы понимали, что сначала нужно узнать, какие растения легче «заставить» зацвести в неположенный срок. Чтобы узнать, какие условия необходимы для раннего цветения, мы посетили школьную библиотеку и библиотеку при сельском Доме культуры, там
нашли литературу по теме нашей исследовательской работы. Изучив литературу и Интернет-ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мы узнали, что лучше всего поддаются выгонке многолетние растения с запасом питательных веществ в луковицах, клубнях или корневищах. Это лилия, тюльпан, гиацинт, нарцисс, ландыш и другие. Мы решили взять для выгонки гиацинт. В начале исследования провели опрос 45 учащихся первых классов. Вот что он показал:
Многие дети не знают, что гиацинт – это весенний цветок, хотя знают, что он растёт в саду;
Видели только гиацинты синего и розового цвета;
А о том, что можно вырастить этот цветок зимой на подоконнике, слышали только 5 человек.
1.Гиацинт
Познакомиться с этими цветами поближе.
Гиацинт – многолетнее луковичное растение из семейства лилейных.    В переводе с греческого «гиацинт» означает «цветок дождей». В диком виде гиацинт рос в Малой Азии и Месопотамии. Распространяться он начал из Голландии, куда попал совершенно случайно "не было бы счастья, да несчастье помогло".  В 1734 году во время бури у берегов Голландии потерпел крушение корабль, среди груза которого, были ящики с гиацинтами. Несколько луковиц, выброшенных волной на берег, пустили корни и зацвели.  Невиданный цветок понравился голландцам, и они стали выращивать его и выводить новые сорта. Гиацинты слабо размножались. Помог случай. Однажды мышь выгрызла донце у луковицы, и вокруг "искалеченного" места появились детки. С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички.
В России гиацинты появились в конце XIX века. Их привозили из Голландии. Луковицы были очень дорогими. Гиацинты выращивали к Новому году, Рождеству, к Пасхе.
Существует более 3000 сортов гиацинта. Из видов гиацинта самым распространённым является гиацинт – восточный и его подвиды – римский и голландский.
Римский подвид гиацинта – самое распространённое луковичное растение. На его единственном цветоносе плотно расположены 30 и более колоколообразных благоухающих цветков, которые не увядают в течении 2-3 недель.
Римский подвид гиацинта – более редкий и экзотический: его луковица выпускает 2 или 3 цветоноса, на которых рыхло расположены мелкие белые, розовые или синие цветы.
По окраске все сорта можно разделить на 6 групп: синие, сиреневые, розовые, красные, белые и жёлтые.
Итак, мы выбрали посадочный материал. Теперь нужно было узнать, что такое "выгонка".
1.1.Понятие « выгонка».
В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова есть такое определение: «Выгнать – вырастить растение в короткий срок (обычно в несезонное время)».
В «Энциклопедии комнатного цветоводства» сказано, что «выгонка – это комплекс мер для перемещения нормальных сроков роста, развития и цветения растений к цветению в несвойственные им сроки».
Значит выгонка – это действия, направленные на то, чтобы заставить растения цвести в несвойственное для них время года. Иначе – это «имитация» времен года в ускоренном режиме. Но «зима» и «весна» обязательно должны присутствовать.
«Зима» - охлаждение и укоренение луковицы. Крупную луковицу сажают в горшок и переносят в холод. Сокращать этот срок не рекомендуется, может погибнуть цветонос.
«Весна» - пробуждение луковицы и выброс цветоноса. Проросшую луковицу переносят в прохладное затенённое место, а когда появятся бутоны – в светлое и тёплое.
Итак, мы узнали, что выгонка – это прием, с помощью которого добиваются цветения ранних растений, у которых короткий период покоя. Лучше «выгонять» луковичные цветы.
1.2. Писатели и поэты о весенних цветах.
Весенние цветы не могут оставить равнодушным никого: ни взрослых, ни детей, ни художника, ни писателя, ни поэта. Нас заинтересовали цитаты и высказывания известных людей о цветах и растениях.
Имеющий в руках цветы плохого совершить не может. (В. Солоухин)
Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. (Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»)
Слова Маленького Принца из повести-сказки С. Экзюпери: “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: “Где-то там живет мой цветок”.
Русские детские поэты написали стихи о весенних цветах: С. Маршак «Ландыш»,   Л.Кудрявская «Подснежник», А.Фет «Первый ландыш», З.Александрова «Букетик», «Детям нравятся цветы» Н.Самоний и т.д.
 В описании цветов не отстают от поэтов и прозаики. Валентин Катаев написал волшебную добрую и озорную сказку «Цветик-Семицветик».
В сказке С. Маршака "12 месяцев" злая мачеха послала падчерицу в самые лютые январские морозы в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и одарил сиротку своими любимыми цветами - подснежниками.
В русской народной сказке "Аленький цветочек", Сергея Аксакова, необычный волшебный цветок помогает спасти заколдованного принца.
Нам тоже захотелось попробовать себя в роли поэтов, и мы сочинили стихи о цветах. Приложение 1.
1.3 Весенние цветы и художники.
Не обошли стороной тему весенних цветов и художники. Приложение 2.
Всем известны картины известных художников Ли Ши, Питера Вейгманса. И великий Сальвадор Дали не обошёл стороной эту тему. «Художник думает рисунком», - так говорил Сальвадор Дали, изображая весенние цветы.
Цветы дарят нам не только красоту, но и вдохновляют нас на творчество. Нам тоже захотелось нарисовать весенние цветы гиацинты. Наш класс занимается в изостудии «Чудесная кисть» руководитель Кишун М.И, и рисование для нас - любимое занятие. Оно дарит нам массу положительных эмоций. Розовые, фиолетовые, белые, лиловые гиацинты красуются на наших рисунках. Приложение 3.
Глава II. Практическая часть.
Изучив необходимую литературу, в ноябре 2012 года мы купили в цветочном магазине всё необходимое для проведения эксперимента: луковицы гиацинтов, горшки, почву. Луковицы хранили в холодильнике.
5 января 2013г мы взяли луковицы, замочили на 10 минут в растворе марганцовки. Марганцовку часто используют в садово-огородных работах. Ещё наши прабабушки знали: более эффективного и простого средства против вредителей и болезней растений, чем марганцовка, нет! В составе марганцовки есть элементы, способствующие росту растений. Приготовили цветочные горшки, сделали в них небольшие отверстия, чтобы при поливе лишняя влага не оставалась. На дно ёмкости положили дренаж – керамзитовые шарики, в горшки насыпали земли, смешав с песком, слегка уплотнили землю и вдавили в неё луковицы. После посадки луковицам надо пройти период покоя. Мы вынесли цветы в подвал, где прохладно, в этом нам помогали родители. В подвале низкая температура - до +5°С, и высокая влажность, накрыли горшки газетами. Решили оставить их в подвале до 1 февраля, за это время луковица укоренится, а потом принесли горшки в кабинет. Всё моменты сфотографировали.
Результаты своих наблюдений мы заносили в таблицу.
Дневник наблюдений.
Дата
Наблюдения

29.11.12
Купили луковицы и поставили на хранение в холодильник ( t +7 °С).

05.01.13
Находясь в состоянии покоя, луковица проросла в холодильнике.
Высадили луковицы в почву и поместили в подвал.

01.02.13
Принесли цветы в класс и наблюдаем за их развитием. Сразу же полили и поставили горшки с луковицей на подоконник (температура там была не больше +14° С), ведь именно такая температура нужна луковице в первые дни!

08.02.13
Измерили высоту листьев и перенесли цветы с подоконника в теплую часть класса. Заметили, что луковицы, которые посажены неглубоко в землю и в маленькую ёмкость, стали расти быстрее. Но есть и такие цветы, которые находятся в покое.

15.02.13
Вновь полили землю в горшке, помня о том, что поливать растение нужно не каждый день, а лишь тогда, когда почва высохнет (если поливать чаще – растение загниет). Листья гиацинта подросли на 4 мм, их высота 30 мм.

20.02.13
Вот и первые цветочки. Появились 4 развернувшихся листочка длинной 11 см, а в центре них – зачаток цветоноса в виде зеленого комочка диаметром 1,5 см.

24.02.13
Цветы выросли еще на 6 см. Теперь высота составила 17 см, а между 4 его сочными зелеными листами мы увидели 2 нежно-розовых прелестных цветочка.

27.02.13
На цветоносе высотой 21 см появились 10 полностью раскрывшихся прекрасных цветков и еще было 2 бутона.


 Ко дню святого Валентина все 12 цветков раскрылись и источали довольно сильный сладкий, неповторимый аромат. Своим подарком доставили огромную радость всей своей семье Головко Егор и Сизинцева Оксана. К 23 февраля расцвели гиацинты у Диденко Арины, Мегери Ивана и Чернышёвой Ксении. Но ещё в нашем классе не все расцвели гиацинты, и мы надеемся, что они расцветут к 8 Марта. Мы узнали, что сроки цветения зависят также от сорта гиацинтов. Каждому цветению мы очень радуемся, в нашем классе аромат цветов. Всем, кто к нам приходят в класс: родителям, учителям - мы сообщаем, что у нас на подоконнике поселилась весна. И мы её приходу очень рады.




Глава III. Заключение.
Опыт выгонки гиацинта в домашних условиях многому научил нас. Мы узнали об истории, видах и сортах этого растения, условиях посадки, полива, о температурном режиме на разных этапах выращивания. Научились терпеливому и бережному отношению как к своему цветку, так и ко всем другим растениям. Бережно нужно относиться ко всему живому на Земле, и тогда все будет радовать нас. А то, что цветы расцвели раньше 8 Марта, – не беда! Самое главное, мы всё равно своим подарком доставили огромную радость всей своей семье!
Проанализировав срок посадки и цветения гиацинта, мы сделали вывод: чтобы получить цветущий гиацинт к 8 Марта, луковицу нужно высаживать за два месяца до необходимой даты, в первых числах января и соблюдать температурный режим. Свой вывод мы постараемся подтвердить на следующий год.
В ходе данного эксперимента мы доказали, что при создании необходимых условий растение зацветёт раньше положенного срока. При сравнении развития гиацинтов выяснилось, что период покоя у гиацинта гораздо короче периода цветения. Оказалось, что даже если луковицу не помещать в почву, она всё равно прорастёт. Её период покоя будет дольше, чем у посаженной в горшок.
В ходе проделанной работы была изучена необходимая литература, поведено наблюдение за группой растений, исследованы условия цветения растений в неположенный срок. На основании полученных результатов исследования доказано, что гипотеза подтвердилась. Можно «заставить» зацвести растение в любое время года, если создать необходимые условия. На этом этапе работа завершена.
Выражаем благодарность нашим родителям, руководителю - учителю начальных классов Пасько Татьяне Борисовне за помощь в подготовке и написании исследовательской работы. Посадил я гиацинт,
Миленький цветочек.
Он свой нежный аромат
Подарить всем хочет!
Масько Максим 7 лет
Гиацинт, расцвёл на окошке,
Раскудрявил яркие серёжки.
Ароматом головы кружа,
Первоцветом в дом весна пришла.
Алёхина Елизавета 7 лет
Что за прелесть, красота?
Гиацинт – вот это да!
Я его буду беречь
Для своих счастливых встреч.
Лахно Вадим 7 лет
Гиацинт такой красивый,
Что глаза не отведёшь.
Может белый или синий,
Всех цветов не соберёшь!
Подарю любимой маме
Я букетик из цветов,
Пусть ей радостнее станет
От моих приятных слов!
Кулыгин Данил 7лет Литература.
1. Беляевская Е.А. «Луковичные и клубниевые растения. Энциклопедия комнатного цветоводства», «Мир книг», 2007г., 240с.
2. Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных растениях», Москва «Кладезь-Букс», 2002г., 3. 255с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











































13PAGE 15


13PAGE 14715




15