Материал выступления на педагогическом совете РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ.


РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ.
В настоящее время перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Следует отметить, что основным требованием его реализации является принцип непрерывности. Педагогами основной и старшей школы уже не первый год используются различные приемы организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, при этом создают собственные методические системы.
Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приемами  исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребенка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
1- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;
2- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
3- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
4- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой  деятельностного  подхода   является системность. В практике работы учителей системно – деятельностный    подход  может осуществляться на различных этапах урока.
На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. 
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень смертности?
На этапе включения нового знания в систему  и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. осуществлять какую-либо деятельность: учебно-исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую и др. На первый план здесь выходит деятельность учащихся, а знания являются необходимым условием выполнения этого вида деятельности. Задачей обучения становится формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности.
Наиболее эффективными с точки зрения организации исследовательской деятельности являются уроки с использованием проблемной технологии. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. При такой организации работы, ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.
Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. При использовании деятельностного подхода резко растет эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через пять минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребенка останется лишь небольшая часть  от этих знаний. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, то оно станет его достоянием надолго.
      Творческие, мыслящие люди начинают формироваться еще в школе. Чтобы научить ребенка мыслить, исследовать, действовать, нужно научить его решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию исследовательской активности. Строить работу в этом направлении мне помогает одно из основных положений педагогической науки: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. На уроках учащиеся предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Например, при изучении  материка Австралия учителем создается проблемная ситуация, которая предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность обучающихся:
- Почему в Австралии сохранилось так много эндемичных животных??
        На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Они знают, что означает термин «эндемик». Однако они знают и то, что когда-то давно Австралия отделилась от древнего материка. Так учащиеся выявляют противоречие. Оно может быть разрешено с помощью гипотезы: наличие эндемичных животных может быть связано с отсутствием на материке хищников. Отсутствие хищников должно было привести к вымиранию некоторых биологических видов от перенаселения, но этого не произошло. Видимо, хищники все же существует. Далее следуют доказательства гипотезы. Конечно, доказательства обучающихся должны быть дополнены учителем, т.к. у школьников недостаточно знаний для полного ответа.
     Еще один пример, при рассмотрении климата Африки задаю вопрос: «Почему лучше всего отдыхать в Северной Африке весной?» Этот вопрос вызывает  интерес у ребят, т.к. носит практический характер. Очень важно, чтобы предлагаемые задания были доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальными и эстетичными.
Одним из ярких примеров применения деятельностного подхода являются уроки географии в старших классах. Так, например, при изучении в 11 классе экономической географии мира мы практически каждый урок начинаем с обсуждения новостей. При этом у учащихся не только развивается устная монологическая речь, но и способность четко выражать свое мнение на определенную тему. Эти обсуждения важны не только для развития интереса к современной экономической географии, но и для формирования патриотизма, так как, изучая экономику любого государства, мы сравниваем ее с нашей страной. После обсуждения мы возвращаемся к теме урока, например, изучение Японии.
Задаю вопрос: «Как страна с населением более 130 миллионов, занимающая площадь 338 тыс. кв. км, что меньше площади Ханты-Мансийского автономного округа, и с плотностью населения 337 человек на кв. км сумела завоевать практически весь мировой рынок по производству электроники и является одним из лидеров в машиностроении, химической промышленности?»
Учащиеся сразу выдвигают множество предположений: трудолюбие японцев, отдаленность от остального мира, отсутствие войн и т.д. Однако предлагаю им вспомнить историю: «А как же вторая мировая война, унесшая жизни миллионов людей во время и после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки?» Вот здесь и начинается настоящий мыслительный процесс, в ходе которого мы совместно приходим к выводу, что все перечисленные выше факты и помогли Японии выйти из кризиса и занять достойное место в мировой экономике.
        Разрабатывая проблему самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задает вопросы: «Как называется…?», «Что такое…?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, необходимо задавать и познавательные вопросы, которые начинаются со слов «Почему…?», «Можно ли…?», «Являются ли…?», «Зависит ли…?» и т.д. Например, «Почему движется воздух?» или «От чего зависит погода?». Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, обучающиеся повторяют, закрепляют, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать выводы, применять теоретические знания для решения практических задач.
Меня как учителя постоянно волнует желание сделать изучение географии практически осмысленным и необходимым детям. Стараюсь находить такие формы работы на уроках, через которые мои ученики увидели бы практическое значение своих знаний. Например, при изучении пищевой промышленности в 10 классе за неделю до урока даю задание: составить список продуктов, которые были куплены за неделю, рассмотреть географию их производства, и конечно, стоимость. На уроке после разговора о роли пищевой промышленности прошу проанализировать домашнее задание по плану:
1)   Выявить отрасли, ориентирующиеся на сырье. Почему?
2)   Выявить отрасли, ориентирующиеся на потребителя. Почему?
3)    Какие импортные продукты питания мы употребляем и почему?
После этого обсуждаем, делаем выводы, т.е. находим ответы на вопросы самостоятельно, не заглядывая в учебник. Такие уроки проходят интересно, динамично, ведь главные действующие лица здесь – сами учащиеся.
Однако деятельностный подход можно применять не только на уроках географии. При изучении биологии в специальных классах для обучающихся 8 вида, программой предусмотрено большое количество практических работ. При изучении любой из систем органов мы должны познакомиться не только со строением и функциями системы, но и с заболеваниями которые могут возникнуть из-за несоблюдения режима питания, сна и личной гигиены. Например, перед изучением темы: «Выделительная система» я предложила учащимся самостоятельно ответить дома на вопросы. Мальчикам был задан вопрос: «На чем специализируется врач-уролог? С какими симптомами вы к нему можете обратиться?» Девочкам было другое задание: «На чем специализируется врач-гинеколог. В каких случаях вы можете к нему прийти на прием? » Вопросы я составила, ориентируясь на возрастные особенности учащихся, так как большинство из них уже старше 16 лет, в этом году уходят из школы, и конечно уже должны иметь представление об этих специалистах. Всегда изучение этой темы может вызвать негативную реакцию у учеников, боязнь открыто говорить о ней, особенно у учащихся специальных классов. Поэтому дети ответили письменно в тетрадях, на уроке искали названия заболеваний в медицинской энциклопедии. Я считаю, что польза этого урока очевидна, ведь немногие дети способны напрямую поговорить с родителями о каких-то проблемах и узнают все в искаженном варианте от сверстников, таких же безграмотных в этом плане, как и они сами.
     
      Таким образом, использование деятельностного подхода создает необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.