Рабочая программа объединения дополнительного образования «Сочинение? Легко!» для 10 класса общеобразовательной школы 1 час в неделю (34 часа) на 2015 -2016 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Спасская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано»
Заместитель директора по ВР МБОУ Спасской СОШ

__________Колденкова О.В.

«__»________________2015г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ Спасской СОШ

_____________ Ефремкин В.К.

«__»__________________2015г.











Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Сочинение? Легко!»
для 10 класса общеобразовательной школы
1 час в неделю (34часа)
на 2015 -2016 учебный год


Разработана учителем
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Куланхиной Еленой Анатольевной



г. Спасск - 2015

Пояснительная записка
Программа разработана для учащихся 10 класса с целью подготовки к сдаче экзаменационного сочинения, являющегося одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа художественных произведений, познакомятся с теоретическим материалом, терминами и принципами создания собственного текста по законам сочинения - рассуждения.

Цели курса:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий ; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений;

Задачи курса:
- подготовка учащихся 10 класса к написанию итогового сочинения по литературе, которое является допуском ко всем экзаменам ГИА;
- формирование навыков создания композиционно целостного оригинального сочинения с использованием текстов произведений мировой и отечественной литературы.

Формы контроля: теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при выполнении практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых особенностей различных текстов и выбора собственных композиционных решений для сочинения, что является залогом самостоятельной успешной работы над экзаменационным сочинением - рассуждением.

Планируемые результаты

В ходе изучения данного курса у выпускника должны быть сформированы следующие умения , позволяющие ему получить «зачёт» по критериям оценивания итогового сочинения – рассуждения по литературе:

-умение рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия;
-умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции;
-умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему;
-умение точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляя термины, избегая речевых штампов.



Календарно – тематическое планирование



Тема
занятия
Кол-во
часов
Содержание
дата

1
Требования к композиции и структуре классического сочинения - рассуждения.
Композиция создаваемого текста

1
Понятия текста, темы , идеи , литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слова в создании собственного текста.
Тезис – доказательства (аргументы) -вывод
4.09

2
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
1
Знакомство с критериями (сайт ФИПИ)


3-6
«Время» (направление №1)
4
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. Подбор материала для аргументации


7-10
«Дом» (направление №2)
4
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Подбор материала для аргументации



11-14
«Любовь» (Направление№3)
4
Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. Подбор материала для аргументации


15-18
«Путь» (Направление№4)
4
Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Подбор материала для аргументации



19-22
«Год литературы» (Направление№5)
4
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Подбор материала для аргументации.


23-26
Смысловая цельность и логическая последовательность изложения: смысловые и логические особенности абзаца; лексические связи между предложениями.


4
Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической последовательности и смысловой цельности. Отработка навыков по подбору материала.




27-30
Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого текста.


4
Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой направленности



31
Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования:
динамика развития событий как основа сюжета
выявление кульминационных моментов для использования в своем сочинении

1
Практикум: Создание сочинения на основе текста-повествования




32
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания:
функции и роль пейзажа в прозаических произведениях
художественное своеобразие пейзажной лирики


1
Практикум: Создание сочинения на основе анализа текста-описания




33-34
Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения:
рассуждение как способ выявления авторской позиции; рассуждение как прием самораскрытия героев

2
Практикум: Создание сочинения на основе текста-рассуждения







Литература для учителя

1. Красовская С.И., Шутан М. И., Певак Е. А., Неретина Т. А.,Моисеева В. Г.
«Сочинение? Легко!» М: Просвещение , 2014г.
2. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе 10-11 классы» М: Просвещение , 2014г.
3. Ильин, Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Школа – Пресс, 1995.
4. Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.
5. Козловская, Н.В., Сергеева, Е.В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб,: Паритет, 2000.
6. Крундышев, А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. – М.: Просвещение, 1987.
7. Лазаренко, Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. – М., 1990.
8. Леонов, С.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М.: Флинта, 1994.
9. Обернихина, Г.А. Как писать сочинение. – М.: РИПКРО, 1989.
10. Обернихина, Г.А. Сочинения на литературную тему: пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
11. Озеров, Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Просвещение, 1990.
12.Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В.Г. – СПб.: Специальная литература, 1996.
13. Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» №11, 1999; №10, №15, 2000; №10, 2001; №8, 2002.
14. Руссова, Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. – Н. Новгород, 1994.
15.Карнаух, Н.Л., Щербина, И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: ДРОФА, 2002.
16.Коган, И.И., Козловская, Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003.


Литература для учащихся
1. Лимонад, Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.: Школьная пресса, 2001.
2. Лион, П.Э., Лохова, Н.М. Литература: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999.




15