Педагогическая статья Целеполагание. Мотивация


Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация".
Рождение урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться, какими средствами и какими способами, чтобы цель была достигнута.
В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.
Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:
- стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;
- общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;
- дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса - усвоения учебного материала;
конкретные задачи учебного занятия.
Цель возникает не случайно.
Приступая к формулировке целей, педагог:
изучает требования образовательного стандарта и программы;
-обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;
-определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;
-выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;
выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.
Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.
Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:
мотивацию;
выделение предмета деятельности;
постановку учебной задачи.
Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.Приемы целеполагания:
Тема-вопрос - тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других.
Работа над понятием - обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
Проблемная ситуация - создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
самостоятельное решение
коллективная проверка результатов
выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
постановка цели учебного занятия.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.
Все три цели тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели.
К образовательным целям занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы): научить самостоятельно добывать знания, владеть ими, формировать навыки точно выполнять действия, доведённые до автоматизма, формировать сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе: развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться, развитие памяти, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, способности четко формулировать свои мысли.
Цель воспитания предполагает формирования у обучающихся определённых свойств личности и черт характера: воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах.
Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающего.
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия, планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Литература
Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
Кульневич. С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практ. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.