Конспект урока по математике на тему Деление на трехзначное число (закрепление) (4 класс)

Конспект урока по математике 4 класс
Коноплянникова Галина Александровна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа №2089, г.Москва

ТЕМА: «Деление на трехзначное число»
(закрепление пройденного).
ЦЕЛЬ: закрепить письменный прием деления на трехзначные числа.
ЗАДАЧИ: - повторить письменные алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления; - закрепить умение решать составные задачи; формировать бережное отношение к природе; - развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества; - развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; - создать условия для развития у детей умения общаться и работать в парах.

Тип урока: закрепление изученного материала с использованием информационных технологий
Оборудование: интерактивная доска, презентация слайдов с развивающими и
обучающими заданиями, персональные компьютеры, компьютерная программа «Тренажер по математике для начальной школы», учебник Б.П.Гейдмана «Математика» 4 класс.

Формы работы: работа в парах, работа в группах, самостоятельная.

Ход урока

I.Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим исследовать и постигать тайны науки математики, такой сложной, но ужасно интересной.

II. Устный счет.
Индивидуальная работа на компьютере с компьютерной программой «Тренажер по математике для начальной школы» №15 – «Письменное деление. Проверка результатов учебы».
– Сегодняшний устный счет будет связан с такой наукой, как экология.
- Что вы знаете о этой науке?
- Вот какое толкование дается в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. СЛАЙД 1.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Она изучает, н-р, как растение связано с воздухом, водой, другими растениями и т.д.
- Экология очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты.
- А теперь устно решим задачи.
1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. Затем было создано еще 43 новых заповедника. Сколько заповедников стало в нашей стране? (186).
- Какие заповедники вы знаете?
2) Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25000).
3) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи.
В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200 насекомых)
4)Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3т. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина? Ответ вырази в килограммах. (9000 кг)
5) Зимой дети подкармливают птиц. В кормушку каждый день они насыпают по 250г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедят за неделю? (1750г)
6) Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? (В 4 раза меньше)
7) Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000 лет).

- Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно прочитать книги Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина, (показываю книги данных авторов). СЛАЙД 2.

III. Постановка проблемной ситуации.
СЛАЙД 3.
- Посмотрите на выражения. 66 378 : 39 1 620 : 324 33 165 : 9 4891 : 73 92 220 : 265 37 950 : 6

- Что скажите? (Это выражения на деление)
- Давайте составим кластер по теме «Деление». Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите это слово?
- Я предлагаю разделить эти выражения на группы.
- Какие группы получились? (Деление на однозначное число, деление на двузначное число, деление на трехзначное число)
- Выражения каких столбиков нам решать легко и мы это хорошо умеем делать? (Деление на однозначное и двузначное число)
- Решение каких выражений может вызвать затруднение? (Деление на трехзначное число)
СЛАЙД 4.
- Кто из Вас попробует назвать тему нашего сегодняшнего урока? (Деление на трехзначное число (закрепление).
- Какую цель поставим перед собой? (Продолжим учиться делить на трехзначное число).

IV. Работа по теме урока.
Повторение алгоритма деления на трехзначное число. СЛАЙД 5.
Найти первое неполное делимое.
Определить число цифр в частном.
Найти цифры в каждом разряде частного.

СЛАЙД 6.
- Выполните деление на трехзначное число и сделайте проверку. Стр. 69 №3 (1, 2 столбики).
3. Физкультминутка.

4. Самостоятельная работа. СЛАЙД 7.
1) - Решите выражения по вариантам.
1 вариант – 55 692 : 273 х 202
2 вариант – 72 696 : 312 х 209
3 вариант – 62 916 : 321 х 405
4 вариант – 103 695 : 465 х 305
2) Проверка. СЛАЙД 8.
- Если вы правильно решили примеры, то вы узнаете героя, про друзей которого мы будем решать задачу. (Незнайка)

- Кто автор рассказов про Незнайку и его друзей? (Н.Н.Носов)

5. Решение задачи. СЛАЙД 9.
Стр. 69 № 6.
-Прочитайте условие и вопрос задачи.
- Что заметили в вопросе? (5 дм2)
-А что измеряется в квадратных дм? (Площадь)
- Значит, что нам надо узнать в задаче? (Площадь куска ткани).
- Хватает ли данных для того, чтобы узнать площадь куска ткани?
- А для чего мы находили площадь? (Мы знаем, что на 5 дм2 площади идет 450 г защитного средства).
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Что делали со всей площадью? (Разбивали по 5 дм2)
- А как это можно сказать по математике? (Разделили)
- Что узнаем, когда разделим? (Сколько раз содержится по 5 дм2)
- Теперь мы можем узнать, сколько защитного средства потребуется Знайке?
Решение. 1) 35х25 = 875(дм2) – площадь куска ткани;
2) 875 : 5 = 175 (р) – по 5 дм2;
3) 450 х 175 = 78 750 (г)

V. Работа в парах на компьютерах.
Работа в программе «ПервоЛого» по теме «Сравнение величин времени»
- Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы. СЛАЙД 10.
- Какие единицы измерения нам встретились в задаче ? (Единицы длины, массы и площади).
- Какие еще единицы измерения вы знаете? (.Единицы времени).
- Вы будете работать на компьютерах парами в программе ПервоЛого.
Задание: вам нужно сравнить единицы времени и поставить знак >, < или =.

ПРОВЕРКА.
VI. Задание на логическое мышление.
СЛАЙД 11.
- Какие фигуры изображены? (Квадрат, треугольники, четырехугольники)
- Сколько треугольников? (14)

VII. Итог урока.
- Что сегодня на уроке повторяли?

VIII. Работа в группах. Синквейн «Математика».
Математика.
Познавательная, великая.
Открывает, развивает, учит мыслить.
Думать, решать - много знать.
Царица наук.
Математика.
Сложная, занимательная.
Считать, думать, мыслить.
Гимнастика для ума.
Арифметика.

IX. Рефлексия.
- Оцените, пожалуйста, свою работу при помощи этих предложений и на полях приклейте смайлик, дорисовав ему ротик. СЛАЙД 12.
1. Я хорошо усвоил алгоритм деления на трехзначное число
2. Мне все еще трудно делить на трехзначное число
3. Я не усвоил алгоритм деления на трехзначное число
15