Статья по теме Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке географии.


Материал подготовлен учителем географии
МКОУ «Пиндушской СОШ №1»
Артемьевой О.С.
Мотивация деятельности учащихся на уроке географии.
Успех учения зависит от мотивации познавательной деятельности. Если ученик не знает для чего учится, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность нужно позаботится о мотивах их деятельности. Учебная деятельность определяется мотивами, которые выражены через познавательный интерес. На основе интереса развиваются мотивы учения.
В начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков. Это обеспечивает понимание ценности приобретённых знаний, умений, опыта творческой деятельности, сознательное отношение к их усвоению, эмоциональный подъём, формирование познавательного интереса.
Способов мотивации много.
География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своём содержании необычно красочную и разнообразную картину мира, включающую природу планеты Земля, её население и хозяйственную деятельность человека в разных уголках планеты, в том числе и своего родного края.
Способы мотивации при обучении географии.
Разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека. Например: Умение ориентироваться в пространстве, а также по плану и карте. Анализировать данные погоды, делать прогнозы, знать характеристики типов почв, понимать закономерности географической зональности, объяснять взаимосвязи в природном комплексе с целью сохранения экологического равновесия в природе.
Учащиеся проявляют интерес к географии т.к. предполагается наличие разнообразной и интересной информации о географических объектах, природных процессах. При изучении необходимо опираться на опыт школьников, их знания об особенностях природы в окружающем мире. Мотивацией может служить опора на знания и умения, приобретённые школьниками в жизни при работе в огороде, на даче, в деревне. Важно сформировать научное представление о компонентах природного комплекса своей местности, о населении, его хозяйственной деятельности, которая зависит от природных условий.
Средством формирования мотива является создание проблемных ситуаций. Например, тема «Внутренние воды». Почему болота «кладовые солнца»? Чем определяется тип питания рек, почему питания рек зависит от климата?
Эффективным методом мотивации учащихся является игра. Игра занимает небольшую часть урока (от 3 до 10 минут) или весь урок, например при обобщении знаний после прохождение больших тем например по теме «Африка», «Южная Америка» в 7 классе. Предлагаю учащимся разгадать кроссворд по пройденной теме, которых вывешиваю на стенде в кабинете географии.
«Узнай меня», определение географического объекта по описанию (страну, природную зону, город…), по контуру.
«Найди меня», определение географического объекта на карте.
«Воображаемое путешествие». Ученики получают задание описать свое воображаемое путешествие по той или иной местности. Это позволяет преобразовать сухой текст учебника в зрительные образы, так как при описании своего воображаемого путешествия ученик должен представить себе местность, которую он описывает. Как известно, одна из главных целей географического образования - это формирование у школьников «образа территории», а именно на это и нацелено использование данного приема.
В целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций.
Использую в работе мультимедиа учебники с 6 по 11 класс. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:
Благодаря мультимедиа – технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.
Использую на уроках литературные и художественные образы, поэзию, музыку. Искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма. Позволяет создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.  Зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Особенно эффективно использование
стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.
Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.
Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её». Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы.
На стенде в кабинете географии была создана подборка стихов о Земле, материках, Карелии.
Одним из важнейших условий повышения интереса – работа ученика над домашним заданием. Учителю необходимо применять методику домашних заданий так, чтобы каждый ученик интересовался предметом.
Одной из распространённых форм творческого домашнего задания является подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций, что предполагает работу с дополнительной литературой, ресурсами интернета. Особенно привлекательны презентации, которые позволяют не только познакомится с материалом, но и создать образ данного объекта. Например, на уроках географии 8 класса учащиеся создают образы интересных географических объектов, фотогалереи, картинные галереи, создание образов природных территорий природных районов. В 7 классах создание образов материков, их растительного и животного мира.
Составление и разработка кроссвордов. Подбор загадок по данной теме, например горные породы в 6 классе. Разработка тестов по теме.
Привлекаю учащихся к составлению путеводителей по курсу. Учащиеся 7-х классов составили путеводитель и презентацию по теме «Самое, самое в мире». Учащиеся 8-х классов составили путеводитель по теме «Самое, самое в России».
В качестве домашнего задания некоторые учащиеся получают задание найти информацию о происхождении географических объектов по данной теме. Например, при изучении материков, природных районов России.
В старших классах привлекаю учащихся к поиску информации о том, что происходит в настоящее время в России или отдельно взятом регионе мира. Новости России.
Вывод: мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание важности географических знаний, ведёт к сознательному отношению к их усвоению, вызывает эмоциональный подъём, облегчает формирование познавательного интереса.