Основные аспекты в методике обучения русскому языку в контексте системно-деятельностного подхода

Основные аспекты в методике обучения русскому языку в контексте
системно-деятельностного подхода

учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 166 Гейда Е. А.

Ни для кого не секрет, что мы по-настоящему умеем ценить лишь те вещи, что достаются нам с известным усилием. Знания, которые ученик выносит из стен школы, не исключение.
Задачей современного педагога является организация самостоятельной познавательной деятельности учащегося с учетом:
- его возрастных особенностей,
- доступности языкового материала,
а также четкой мотивации на работу.
«Для чего нужно изучить то или иное языковое явление»? – вопрос, который в начале урока мотивирует учащихся на работу.
В связи с этим в начале каждого урока я стараюсь подбирать высказывание о языке, имеющее не только лингвистическое, но и воспитательное значение.
В результате работы – обсуждения и анализа эпиграфа к уроку ребенок делает самостоятельный вывод: «Для чего конкретно ему сейчас нужно потрудиться на уроке».
Как правило, выводы, которые делают ученики, звучат так:
- Мне необходимо пополнить свой лингвистический багаж знаний, чтобы быть понятым, ведь нужно уметь коммуницировать с окружающим миром;
- Чтобы быть услышанным и правильно понятым;
- Чтобы занять в жизни достойное место – стать успешным гражданином мыслящей и просвещенной России.
Когда мотивация на успешную деятельность сформирована, моя задача – предложить ребятам интересный языковой факт, явление, опираясь на уже изученный материал. Главная цель – не давать готовых решений даже на начальном этапе погружения в языковую материю. Например, чередование звуков в корне слов в контексте темы «Чередование звуков в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос». Явление чередования учащиеся увидели самостоятельно, подбирая лексическую пару к однокоренному слову. С помощью наводящих вопросов ребята активно включаются в проблемную ситуацию поиска однокоренного слова и сами обнаруживают, где конкретно наблюдается явление чередования: на уровне гласных, на уровне согласных звуков. Когда пары подобраны, я прошу провести наблюдение или эксперимент, чтобы выяснить, по каким законам, на взгляд детей, происходит смена звуков в однокоренных словах.
Версии бывают разные, гипотез – несколько, причем не всегда правильные. Однако меня в любом случае радует желание и способность учеников проговаривать свою точку зрения, поскольку современный ребенок, воспитанный на гаджетах и электронных приложениях, в принципе мало читает и, как следствие, обладает скудным лексическим запасом.
Моей особой гордостью является то, что на уроках русского языка и литературы мы учимся проговаривать свое мнение, высказываться. Причем строим свой ответ с оборотов: «На мой взгляд», «по моему мнению», «согласно моему убеждению» и другим. Подобные формулировки в начале рассуждения ученика, на мой взгляд, предполагают развитие у ребенка собственной речевой культуры, выдают позицию человека активно мыслящего. Хотя, безусловно, формирование конкретно этой компетенции во многом зависит от личности самого учителя, его умения грамотно, доступно и точно отбирать необходимый языковой материал.
Успех в решении педагогических задач, стоящих перед учителем, заключается в умении не опускаться на языковую базу ребенка, не снижать планку собственной речевой культуры, чтобы быть понятым, а подтягивать ученика до своего уровня без излишней назидательности, менторского тона и давления на личность учащегося. И в этом смысле создание благоприятной атмосферы сотрудничества на уроке, позиции, что мы вместе движемся к одной цели, позволяет предопределить даже для самого «слабого» ученика ситуацию успеха.
15