Статья Мотивация учебной деятельности


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Мотив - это источник деятельности любого человека и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Если нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из основных задач обучения в школе. Характеризуя традиционное образование, мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому нужно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами положительной мотивации к учебной деятельности являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения учителя и учащихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
В связи с этим нужна корректировка программ и планирующей документации. Учебные программы откорректированы с учетом интереса учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету пересмотрено, переработано в плане подбора разнообразных видов самостоятельных работ, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала проводится также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираются с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока нужно чаще проводить смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях используется различный дидактический материал, новые современные материалы и технологии:
1.Печатные материалы (карточки, схемы, дидактический материал)
2. Фрагменты урока на дисках.
3. Презентации уроков с использованием мультимедиа.
Учебный материал должен вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения учителя к ученику, группе, высказывание собственного мнения.
3. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности .
Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Формируя познавательный интерес, нужно помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:
I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому, что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).
IV уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет, с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).
Положительные показатели I и II уровня сформированное познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры - III уровень и особенно IV уровень.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:
1) причинно-следственные связи,
2) комбинирование информации,
3) планирование и выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.
Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителя затрат времени, творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные свои положительные результаты.