Рабочая программа по дисциплине Кубановедение

Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Колледж Ейский»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.14 Кубановедение
для специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта











2015
СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка
3

Общая характеристика учебной дисциплины «Кубановедение»
5

Место учебной дисциплины «Кубановедение» в учебном плане
6

Результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение»
7

Содержание учебной дисциплины «Кубановедение»
9

Тематическое планирование учебной дисциплины «Кубановедение»
14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Кубановедение»
17

Рекомендуемая литература 18























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе региональной программы курса «Кубановедения » Еременко А.Г., канд. культурологии; Бенку И.В., Зрелова М.М.- «История Кубани» 5-11  класс; Покладова Е.В., канд. пед. наук; Фролкин В.А., кандидат искусствоведения - «Искусство Кубани» (музыка) 5-11  класс; Бордулева И.Ю., Солодовников Ю.А., канд. пед. наук, Орлова Г.В., Котова Е.В.- «Искусство Кубани» (изобразительное искусство) 5-11 класс; Любимцев Ю.Г., кандидат педагогических наук – «Литература Кубани» 10  класс, содержание которой соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования  по   кубановедению», утвержденному решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 г. № 01.8/2228).
Максимальная учебная нагрузка обучающихся – 59 часов, обязательная аудиторная нагрузка – 39 часов, самостоятельная работа – 20 часов.
Назначение дисциплины: История родного края является важнейшим элементом исторического образования, а региональный компонент приобретает все больше значения в учебно-воспитательном процессе. Предмет «Кубановедение» призван познакомить учащихся с историческим прошлым Краснодарского края, с процессом формирования и развития народов, его населяющих, и их неповторимой, уникальной культурой.
Данная учебная дисциплина занимает важное место в системе изучаемых исторических дисциплин и является неотъемлемой частью общегуманитарной подготовки. Обладает широким спектром межпредметных связей с другими учебными дисциплинами. Так, на примере изучения истории Кубани можно более конкретно проследить общие исторические процессы, происходившие в России и в мире в целом. Изучение истории родного края – возможность воспитания духовных, нравственных, гражданских качеств личности на героическом прошлом народов Кубани.
Цель: развитие нравственной, социально-активной личности.
Задачи:
-воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к малой Родине;
-осваивать знания об истории и культуре Кубани;
-формировать ценностные ориентации;
-овладевать нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
-развивать коммуникативную и культуроведческую компетенции;
-применять приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
   Центральное системообразующее место занимают  тематические  разделы «Кубань в глубокой древности.» -1 час;
«Кубань в период появления первых государств» - 6 часов; «Кубань в XVII – XIX веках» -8 часов; «Кубань в XX- начале XXI веке.»– 16 часов; «Искусство Кубани». Изобразительное искусство – 4 часа; «Музыкальное искусство Кубани.» - 1 час.
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
 Изучение дисциплины «Кубановедение» завершается дифференцированным зачетом.
Данная программа может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.




















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КУБАНОВЕДЕНИЕ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «Кубановедение» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, российской истории и истории края представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и в отдельном регионе.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».
При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:
многофакторный подход к:
истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, любви к своему краю, толерантности мышления;
внимание к личностно-психологическим аспектам истории Кубани, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
акцент на сравнении процессов, происходивших в различных регионах;
ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные во-
просы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых
исторических проблем края.
Основой учебной дисциплины «Кубановедения» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение.
Содержание учебной дисциплины «Кубановедение» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В процессе изучения истории края рекомендуется посещение:
исторических и культурных центров города и поселений (архитектурных комплексов, городских кварталов и т. п.);
исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Изучение учебной дисциплины «Кубановедение» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.




МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная учебная дисциплина занимает важное место в системе изучаемых исторических дисциплин и является неотъемлемой частью общегуманитарной подготовки. Обладает широким спектром межпредметных связей с другими учебными дисциплинами. Так, на примере изучения истории Кубани можно более конкретно проследить общие исторические процессы, происходившие в России и в мире в целом. Изучение истории родного края – возможность воспитания духовных, нравственных, гражданских качеств личности на героическом прошлом народов Кубани.





РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязан-
ности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собствен-
ного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-
ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про-
грессивного развития России и ее отднльного региона в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории края, России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
























СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение.
Предмет и задачи курса «История Кубани». Кубань в истории России.

Раздел I. Кубань в глубокой древности.
Эпоха камня и бронзы на территории Кубани. Зарождение и развитие скотоводства и земледелия. Ямная и катакомбная культуры.
Майкопская культура (2 пол. III тыс. до н. э.) Скотоводство, земледелие, гончарное производство. Ткачество. Разложение родового строя. Дольменная культура.

Раздел II. Кубань в период появления первых государств.
Греческие города – колонии. Боспорское царство (V – IV в. до н.э.). Меото-сарматские племена. Тмутараканское княжество. Тмутаракань – важный центр русской торговли. Земледелие. Рыболовство. Ремесло. Основание Никоном православного монастыря.
Генуэзские колонии. Экономическое и культурное взаимодействие с местными племенами. Процветание работорговли. Появление новой силы в регионе – Османской империи.
Упадок Боспора в III в. до н. э. Междоусобицы. Набеги кочевников. Развитие сельского хозяйства, торговли, ремесленного производства. Работорговля. Экспорт зерна в Грецию. Обмен и торговля со скифами, синдами, меотами. Турецкая экспансия в Причерноморье и Приазовье. Ирано-турецкое противоборство и его влияние на политическую обстановку в регионе. Военное сопротивление отдельных адыгских племен.
Практическое занятие.
Адыгские племена. Развитие сельского хозяйства у адыгов (земледелие, скотоводство). Натуральный тип хозяйства. Торговые связи. Пагубное влияние работорговли. Социальная структура адыгского общества.

Самостоятельная работа: Подготовка реферата/презентации по выбору студента на тему: Значение и последствия греческой колонизации для горского населения Северного Кавказа. Причины образования Боспорского государства. Взаимоотношения Боспорского царства с соседями. Роль Тмутараканского княжества для Киевской Руси
.Изучение конспекта, его пересказ, составление схем и таблиц, по изученным темам.

Раздел III. Кубань в XVII – XIX веках.
Начало заселения Кубани русскими поселенцами. Появление на Кубани в XVII в. первых русских поселенцев: предпосылки и причины. И.Ф. Некрасов (ок. 1660 – 1737 гг.). Хозяйственный уклад казаков. Уход некрасовцев в Турцию. Сохранение культуры и обычаев.
Кубань во внешней политике России. Присоединение правобережной Кубани к Российской империи. Российско-османская война 1768-1774 гг. Кючук-Кайнарджийский мир. Кубанский корпус. А.В. Суворов (1729-1800 гг.). Строительство оборонительной линии от Тамани до Ставрополя. Политические мероприятия по присоединению Крыма, Тамани и Правобережной Кубани (1783 г.).
Заселение и хозяйственное освоение края в конце XVIII – середине XIX века. Российско-османская война 1789-1791 гг. Окончательно закрепление перехода к России правобережной Кубани по Ясскому договору 1791 г. Пожалование Екатериной II кубанских земель Черноморскому казачьему войску. Строительство станиц и укреплений. Сочетание казаками военной службы с хозяйственными занятиями. Скотоводство. Земледелие. Рыбный и соляной промысел. Участие в колонизации донского казачества, государственных и крепостных крестьян, иностранных поселенцев.
Практическое занятие.
Социальные выступления адыгов и казаков.
Практическое занятие.
Декабристы на Кубани. Появление декабристов на Кубани (30 – 40 гг. XIX в.) и их служба в полках действующей армии. Участие в строительстве фортов, укреплений, дорог. Просветительская деятельность.
А.А. Бестужев-Марлинский (1797 – 1837 гг.), Н.И. Лорер (1795-1873 гг.), М.М. Нарышкин (1798-1863 гг.), А.И. Одоевский (1802 – 1839 гг.).
Практическое занятие.
Кубанская область во второй половине XIX века. Социальный состав населения. Образование Кубанской области (1860 г.) и Проведение реформ 60-70 гг: особенности, итоги и значение массовая крестьянская колонизация и экономическое развитие Кубани.
Практическое занятие.
Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт. Строительство железных дорог. Развитие сельского хозяйства. Внешняя и внутренняя торговля. Зарождение цементной промышленности.
Практическое занятие.
Культура и религия народов Кубани. Создание музеев на Кубани. Деятельность И.Д. Попко, Е.Д. Фелицина, К.Т. Живило. Развитие библиотечного дела.
Научная деятельность краевого статистического комитета. Создание «ОЛИКО» (1897 г.) П.П. Короленко, Б.М. Городецкий, Ф.А. Щербина.
Самостоятельная работа: : Подготовка реферата/презентации по выбору студента на тему: «Игнатова книга»- свод законов казаков-старообрядцев. А.В. Суворов на Кубани. Уклад жизни ногайских орд. Особенности переселения на Кубань в первой половине XIX века. Основные направления заселения Кубани в конце XVIII века. Взаимоотношения Крымского ханства с ногайцами. Изучение конспекта, его пересказ. Работа с картами и составление плана ответа

Раздел IV. Тематический раздел «История Кубани».
Кубань в XX- начале XXI веке.
История Кубани на рубеже XIX – XX веков.
Экономика Кубанской области и Черноморской губернии в начале XX века. Рост промышленного производства. Экономический кризис 1900-1903 гг. и промышленный подъем 1909 – 1913 гг. Увеличение посевов пшеницы, подсолнечника, табака и других культур. Переработка сельхозпродукции.
Особенности помещичьего, казачьего, крестьянского и горского землепользования. Аграрная реформа П.А. Столыпина (1849-1911 гг.) и ее значение для Кубани. Своеобразие сословной структуры края.
Буржуазно-демократические революции и реформы. Оформление и деятельность демократических, буржуазных и монархических организаций. Депутаты Кубани и Черноморья в I – IV созывах государственной Думы: В.И. Митров (1871 - ? гг.), Н.Г. Полетаев (1872 – 1930 гг.), Ф.А. Щербина (1849 – 1936 гг.) и др.
Деятельность националистических партий: Революционная украинская партия (РУП), «Гнчак», «Дашнакцутюн».
Забастовки и вооруженные выступления в годы революции 1905 – 1907 гг. Восстание 2-го Урупского полка.
Кубань в годы первой мировой войны. Февраль 1917г. Февральская революция 1917 г. Комиссары Временного правительства в Кубанской области и Черноморской губернии. Деятельность гражданских комитетов и Советов рабочих, солдатских и казачьих депутатов. Кубанское краевое правительство.
Гражданская война на Кубани. I съезд Советов Кубани (февраль 1918 г.) И.И. Янковский (1893 – 1919 гг.), Я.В. Полуян (1891 – 1937 гг.) Установление советской власти.
Кубанское казачество в гражданской войне. Поход генерала Л.Т. Корнилова (1870-1918 гг.) и А.И. Деникина (1872-1947 гг). на Екатеринодар. Боевые действия Добровольческой армии. Поход Таманской армии. Поражение и исход Белой армии с территории края.
НЭП на Кубани. Ликвидация бело-зеленых отрядов. Замена продразверстки продовольственным налогом.
Строительство и реконструкция промышленных предприятий. Развитие цементной и нефтяной промышленности.
Противоречия общественно-политической жизни. Коллективизация на Кубани и ее последствия. Система «черных досок». Депортация казаков и крестьян на Крайний Север, в Сибирь, на Урал. Голод 1932 - 1933 гг.
Индустриализация и коллективизация на Кубани. Организационно-хозяйственное укрепление колхозов, совхозов и МТС. Сооружение первых оросительных систем.
Культура Кубани в первые годы Советской власти. Культура кубанского казачества как синтез южнорусской и украинской традиций. Традиции, обычаи, обряды, праздники календарного цикла. Фольклор.
Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Мобилизация. Мобилизация кубанцев в Красную армию. Боевой путь 50-й отдельной кавалерийской дивизии, 17-го кавалерийского казачьего корпуса. Перестройка производства на выпуск оборонной продукции.
Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Битва за Кавказ. Оккупационный режим. Битва за Кавказ (июль 1942 – ноябрь 1943 гг.). Подпольная борьба и партизанское движение. Оккупационный режим. Освобождение края и восстановление народного хозяйства.
Восстановление и развитие народного хозяйства (1945-1953). Достижения довоенного уровня производства по ведущим отраслям в 1950 г. Колхозы, совхозы и МТС в послевоенный период. Повышение материального и культурного уровня жизни кубанцев.
Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие края в 1953-1964 годах. Преобразования и реформы на Кубани в период хрущевского руководства.
Нарастание негативных тенденций в общественно-политической жизни. Замедление темпов роста в промышленности.
Краснодарский край в 1964-1980 годах. Укрепление и специализация сельскохозяйственного производства. Агропромышленные объединения. Лозунг «Дадим стране миллион тонн кубанского риса!» и последствия его выполнения.
Практическое занятие.
Кубань на пути к гражданскому обществу (90-е годы XX –по настоящее время).
Самостоятельная работа: Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента:
Особенности экономики Кубани на рубеже XIX – XX веков. Промышленность Кубани в начале XX века.
Сельское хозяйство Кубани в начале XX века. Революционные события на Кубани в 1905-1907 годах. Ледовый поход Корнилова на Кубань. Установление советской власти на Кубани. Причины поражения Белой армии и исхода с территории края. Движение бело-зеленых. Сущность новой экономической политики. Особенности коллективизации на Кубани. Особенности индустриализации на Кубани. Азовская флотилия в годы войны. А. Покрышкин в небе Кубани. Подполье и партизанское движение в Ейском районе. Зверства оккупационного режима на территории Ейского района. Выявление и наказание фашистских пособников на территории Кубани. Социально-политические процессы на Кубани в 50-е-60-е годы XX века.
Изучение конспекта, его пересказ, составление схем и таблиц, презентаций по изученным темам. Чтение периодической печати, работа с информационными ресурсами интернета.

Раздел V. Тематический раздел «Искусство Кубани». Изобразительное искусство.
Творчество кубанских писателей, поэтов, художников. Возрождение культуры. Рост исторического и национального самосознания.
«Художественная культура Кубани (конец XX – начало XXI века).
Региональная культура. Памятники моего края.
Практическое занятие.
Фольклор в жизни современного человека. В.Захарченко.
Практическое занятие.
Наши знаменитые земляки С.Ф.Бондарчук, Н.Мордюкова.
Самостоятельная работа: Подготовка реферата/презентации на тему: Возрождение традиций казачества на Кубани. Изучение конспекта, его пересказ, составление схем и таблиц по изученным темам. Прослушивание музыкальных произведений по изученным темам.


Раздел VI. Музыкальное искусство Кубани.
Практическое занятие.
Музыкальная жизнь города и края. Знаменитые творческие коллективы Кубани. Ансамбль народной песни «Криница».
Самостоятельная работа: Подготовка реферата/презентации на тему: Государственный Кубанский казачий хор: творческий путь.
Изучение конспекта, его пересказ, составление схем и таблиц по изученным темам. Прослушивание музыкальных произведений по изученным темам.













Тематический план учебной дисциплины
(УД.14) Кубановедение

Наименование разделов и тем
Максималь-ная учебная нагрузка обучающегося
Количество часов аудиторной нагрузки при очной форме обучения
Самостоятельная работа



Всего
в том числе





ЛЗ
ПЗ


1
2
3
4
5
6

Введение
1
1




Раздел I. Кубань в глубокой древности.






Тема 1.1 Эпоха камня и бронзы на территории края.
1
1




Раздел II. Кубань в период появления первых государств

6




Тема 2.1 Греческие города – колонии
2
1


1

Тема 2.2 Боспорское царство (V – IV в. до н.э.)
2
1


1

Тема 2.3 Меото-сарматские племена
1
1




Тема 2.4 Тмутараканское княжество.
2
1


1

Тема 2.5 Генуэзские колонии.
1
1




Тема 2.6 Адыгские племена.
1


1


Раздел III. Кубань в XVII – XIX веках

8




Тема 3.1. Начало заселения Кубани русскими поселенцами
2
1


1

Тема 3.2. Кубань во внешней политике России. Присоединение правобережной Кубани к Российской империи
2
1


1

Тема 3.3. Заселение и хозяйственное освоение края в конце XVIII – середине XIX века
2
1


1

Тема 3.4. Социальные выступления адыгов и казаков
1


1


Тема 3.5. Декабристы на Кубани
1


1


Тема 3.6. Кубанская область во второй половинеXIXвека. Социальный состав населения.
1


1


Тема 3.7. Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт.
1


1


Тема 3.8. Культура и религия народов Кубани.
1


1


Раздел IV. Кубань в XX- начале XXI веке.

16




Тема 4.1. Вводный урок.
История Кубани на рубеже XIX – XX веков.
2
1


1

Тема 4.2. Экономика Кубанской области и Черноморской губернии в начале XX века
2
1


1

Тема 4.3. Буржуазно-демократические революции и реформы.
2
1


1

Тема 4.4. Кубань в годы первой мировой войны. Февраль 1917г.
1
1




Тема 4.5. Гражданская война на Кубани.
2
1


1

Тема 4.6. Кубанское казачество в гражданской войне.
2
1


1

Тема 4.7. НЭП на Кубани.
2
1


1

Тема 4.8. Противоречия общественно-политической жизни.
2
1


1

Тема 4.9. Индустриализация и коллективизация на Кубани
2
1


1

Тема 4.10. Культура Кубани в первые годы Советской власти.
1
1




Тема 4.11. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Мобилизация.
2
1


1

Тема 4.12. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Битва за Кавказ. Оккупационный режим.
2
1


1

Тема 4.13. Восстановление и развитие народного хозяйства (1945 – 1953).
2
1


1

Тема 4.14. Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие края в 1953 – 1964 годах.
2
1


1

Тема 4.15. Краснодарский край во второй половине 1964 – 1980 годах.
1
1




Тема 4.16. Кубань на пути к гражданскому обществу (90 – е годы XX –по настоящее время)
1


1


Раздел V. «Искусство Кубани». Изобразительное искусство

4




Тема 5.1. «Художественная культура Кубани (конец XX – начало XXI века).
2
1


1

Тема 5.2. Региональная культура. Памятники моего края
2
1


1

Тема 5.3. Фольклор в жизни современного человека. В.Захарченко
1


1


Тема 5.4. Наши знаменитые земляки С.Ф.Бондарчук, Н.Мордюкова
1


1


Раздел VI. Музыкальное искусство Кубани.

1




Тема 6.1. Музыкальная жизнь города и края.
1


1


Дифференцированный зачет на тему «Природно-географическое положение, история и культура Кубани»
2
2




ИТОГО
59
39

10
20
































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»



Для освоения программы учебной дисциплины «Кубановедение» имеется в наличии кабинет Социальных дисциплин.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 2821-10), и оснащено типовым оборудованием, в том числе учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета Социальных дисциплин входят:

наглядные пособия (атласы по истории Кубани, учебники и др.);
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;



























РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов
Основная:

Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса – Краснодар; 2009

Дополнительная

1. Литература Кубани: Хрестоматия в 2 частях- Краснодар; 2009.
Щетнев В.Е., Смородина Е.В. История Кубани в.: Учебник для 11 класса – Краснодар; 2010
Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края. 2011.
Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 192
Маслов А.В. Кубанская старина: жизнь и быт казаков. 2-е изд.
Животный мир Кубани. Учебное наглядное пособие. Авторы–составители Терская И.А., Криштопа А.Н. 2011 г.
Ратушняк В.Н. Кубанские хроники. Малоизвестное об известном: Очерки. – 2-е изд., исправленное и дополненное, 2008.12.
Выдающиеся деятели Кубани. Комплект портретов.
Литература Кубани: Хрестоматия для 9 кл. Составитель С.А. Лукьянов. 2009.
История Кубани в костюме. Комплект таблиц с методическими рекомендациями. – Авторы-составители Хачатурова Е.А., Шаповалова А.В., Науменко Т.А.
Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Составитель И.П. Лотышев. – 2-е изд., испр. и доп., 2009.
Агропромышленный комплекс Краснодарского края. Комплект таблиц. Составитель И.А. Терская. Издательство «Традиция»
Деятели искусств Кубани: Сб. / сост. И.Ф. Гайворонская; ред. Л.И. Муратова; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция. – 2009.
Литвинская С.А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников (экология, география, полезные свойства). – Краснодар: Традиция. – 2007.
Писатели Кубани: Сб. / сост. Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция. – 2007.
Плотников Г.К., Стрельников В.В., Островских С.В., Пашков А.Н., Жукова Т.И., Пескова Т.Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. – Краснодар: Традиция. – 2007.
Ратушняк В.Н., Кумпан В.А. Северо-Западный Кавказ в условиях рыночной экономики. (Очерки социально-экономического развития. Начало и конец XX века.) – Краснодар: Традиция. – 2009.
Трехбратов Б.А.  Кубановедение . Историко-краеведческий словарь школьника. – Краснодар: Традиция. – 2007.
Трехбратов Б.А., Жадан В.А.  Кубановедение . Историко-краеведческий словарь школьника. – Краснодар: Традиция. – 2007.
Плакаты Кубанского казачьего войска. – Краснодар: Традиция. – 2008.
Кубанская свадьба. – Краснодар: Традиция. – 2008.
Звезды спорта Кубани. – Краснодар: Традиция, – 2007.
Платонов И., Рябухин А. Красавица Кубань. Достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея. Фотоальбом. – Краснодар:
Видеоматериалы краевой фильмотеки, а также интернет- ресурсов: www.admkrai.kuban.ru http://www.kubangov.ru/ – сайт администрации Краснодарского края.
Анфимов А. В. Курганы рассказывают. Краснодар, 2011
Ждановский А. М. Первобытные люди на Кубани//По страницам истории Кубани. Краснодар, 2009, с. 5-9.
Марченко И. И. Кубань в эпоху бронзы. Там же. с. 9-16
История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVII в. М., 2008, с. 27-65
Богославский О. В. Тмутараканское княжество // По страницам истории Кубани. Краснодар, 2009, с. 46-53
Медынцева А. А. Тмутараканский камень. М., 2011
Некрасовцы //Казачий словарь-справочник. Т. 2. Сан-Ансельмо. Калифорния, 2008, с. 209-212
Щербина Ф. А. История кубанского казачьего войска. т. 1, Екатеринодар, 1910, с. 601-610 (переиздание 1992 г.)
Соловьев В. А. Суворов на Кубани 1778-1793 гг. Краснодар, 2011
Агапова Т. И., Серова М. М. Декабристы на Кубани. Краснодар, 2007
Новейшие исследования по истории Кубани. Краснодар, 1992, с. 32-40
Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века. М., 2009

Для преподавателя

Ратушняк В. Н. Сельскохозяйственное производство Северного Кавказа в конце XIX – начале XX века. Ростов-на-Дону, 2009
Ратушняк В. Н. Вхождение Северо-западного Кавказа в состав России и его капиталистическое развитие. Краснодар, 2008
Бардадым В. П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 2009
Трехбратов Б. А. Первые шаги Выступления армейских и казачьих частей на Северном Кавказе в период революции 1905-1907 гг. Краснодар, 2009
Шкуро В. Кавалеры георгиевского оружия.//Кубанские новости, 2009, 23 февраля.
Деникин А. И. Поход и смерть генерала Корнилова. Ростов-на-Дону, 2009
Куценко И. Я. Гражданская война на Кубани: проблемы методологии. Краснодар, 2009
Осадчий И. П. За власть трудового народа. Краснодар, 2007
Спиридонов Н. Г. В огне войны гражданской 1917-1920 гг. Краснодар, 2009
Якаев С. Н. Одиссея казачьих регалий. Краснодар, 2009
Аграрная история Дона и Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2008.
Алексеенко И. И. Репрессии на Кубани и Северном Кавказе в 30-е годы 20 века. Краснодар, 2009
Кубанские станицы. М., 1967.
Гречко А. А, Битва за Кавказ. М., 1967.









13PAGE 15


13PAGE 141915




wђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415