Рабочая программа по дисциплине Кубановедение и религиоведение


Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«Вознесенский техникум пищевых производств»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДУД.12 Кубановедение и религиоведение

Специальности технического профиля:
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
















2015

УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ КК ВТПП
Н.Ф. Лысенко
«28» августа 2015 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ДУД.12 Кубановедение и религиоведение предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по программе подготовки специалистов среднего звена технического профиля на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа является авторской, разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012г. № 413).

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Вознесенский техникум пищевых производств»

Разработчики:
Кучерова Д.А., преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ СПО КК «Вознесенский техникум пищевых производств»
Квалификация по диплому: учитель истории
(подпись)
Рецензенты:  
1.____________________________________________________________________________
Квалификация по диплому: ______________
(подпись)
2.________________________________________________________________
Квалификация по диплому: ______________
(подпись)

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании педсовета
Протокол № 1 от «28» августа 2015г.
ОДОБРЕНА
СОГЛАСОВАНА

на заседании УМО по дисциплинам общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономических циклов, физической культуры и ОБЖ
Председатель УМО
Д.А. Кучерова


Протокол заседания УМО
№ 1 от «27 » августа 2015 г.


Заместитель директора по учебной работе
ГБОУ КК ВТПП
Р.А. Ноздринова


« 28 » августа 2015г.








СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4


Общая характеристика учебной дисциплины

5


Место учебной дисциплины в учебном плане

6


Результаты освоения учебной дисциплины: личностные, метапредметные, предметные

7


Структура и содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования

9


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

17


Контроль и оценка освоения результатов учебной дисциплины
19




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины ДУД.12 Кубановедение и религиоведение является авторской, предназначена для изучения кубановедения и религиоведения в рамках образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО по программе подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО) на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской федерации. Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника, любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции.

1. Цели и задачи реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины ДУД.12 Кубановедение и религиоведение

Целями реализации рабочей программы являются:
комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте соответственно современному уровню знаний;
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
формирование понимания сущности религии как мощной духовной силы в истории народов, целесообразности изучения религиоведения для лучшего понимания исторического пути России как многонационального государства;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса;
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления, место и роль Кубани в них;
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего края, своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

2. Принципы и подходы к формированию программы общеобразовательной учебной дисциплины ДУД.12 Кубановедение и религиоведение

Методологической основой реализации программы является системно-деятельностный подход, который предполагает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся.

3. Особенности планирования программы: (формы обучения: теоретическое, практическое, индивидуальный проект и др.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Система исторического образования в России, с учетом региональных потребностей народов Российской Федерации, должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость краеведческого знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «Кубановедение и религиоведение» ориентировано: на понимание особенностей процесса исторического развития Кубани (Краснодарского края) во всей его глубине и противоречивости, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Программа учебной дисциплины «Кубановедение и религиоведение» состоит из двух разделов: 1- Кубановедение и 2- Религиоведение, охватывает значительный промежуток времени: от образования примитивных форм человеческой общественной организации (более полумиллиона лет назад) до становления Краснодарского края и Республики Адыгея в конце XX в.– начале XXI в.
Ключевые события истории Кубани представлены в контексте российской истории, в её социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах.
При отборе содержания учебной дисциплины «Кубановедение и религиоведение» учитывались следующие принципы:
направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
внимание к личностно-психологическим аспектам краеведения, которые проявляются, прежде всего, в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
акцент на сравнении особенностей различных религиозных конфессий, существовавших на территории Кубани, оставившие свой след в истории России.
ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории Кубани и религиоведения, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Содержание учебной дисциплины «Кубановедение и религиоведение» разработано с ориентацией на технический профиль профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают специальности СПО, ФГОС среднего профессионального образования.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении специальностей СПО технического профиля кубановедение и религиоведение изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

В процессе изучения кубановедения и религиоведения предусматривается посещение:
краеведческих музеев, Православных храмов;
мест исторических событий, памятников истории и культуры;
воинских мемориалов, памятников боевой славы;
мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Изучение дополнительной учебной дисциплины «Кубановедение и религиоведение» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Дополнительная учебная дисциплина ДУД.12 Кубановедение и религиоведение относится к дополнительной учебной дисциплине по выбору обучающихся, предлагаемой профессиональной образовательной организацией на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) с учетом требований ФГОС СПО и технического профиля профессионального образования.
Изучение дополнительной учебной дисциплины ДУД.12 Кубановедение и религиоведение тесно связано с такими дисциплинами, как История, Литература, Обществознание, Основы философии.
Освоение дисциплины предполагает выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, (домашних) заданий, выполнение рефератов (докладов).
В ходе прохождения учебной программы студенты посещают учебные занятия, участвуют в семинарах, занимаются индивидуально.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ-ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

Изучение дополнительной учебной дисциплины ориентировано на достижение результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, любящего свой край, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:
- овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона;
владение комплексом знаний о религиозных системах, существовавших на территории Кубани, оставивших свой след в истории России, оказавших влияние на исторический путь России;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической и краеведческой, религиоведческой тематике.














5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУД.12 Кубановедение и религиоведение
с учетом технического профиля профессионального образования
5.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
10

контрольные работы
-

курсовая работа (если предусмотрена)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19

Дифференцированный зачет
1


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в I семестре






























5.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ДУД. 12 Кубановедение и религиоведение

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Кубановедение

31



Тема 1. 1.
Древнейшая и Древняя Кубань.
Содержание учебного материала
6



Кубань в эпоху каменного и бронзового века. Кубань в эпоху раннего железа (VIII в. До н.э. – IV в. н..э.). Земледельческое и кочевое население Прикубанья. Боспорское государство (Vв. До н.э. – IV в. н.э.).
2
1


Лабораторные работы
-



Практическое занятие № 1
Работа с источниками. 1. Используя источники, составить таблицу «Жизнь, нравы, обычаи и похоронные обряды кочевников Северо-Западного Кавказа». 2. Используя источники, составить рассказ по теме «Меоты – древние жители Северо-Западного Кавказа».
2



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 1:
Подготовка сообщений: «Майкопская культура», «Дольменная археологическая культура», «Племена катакомбной культуры», «Срубная археологическая культура», «Кубанская археологическая культура». «Готы и гунны в судьбе Боспорского царства».
2


Тема 1. 2.
Кубань в эпоху раннего средневековья.

Содержание учебного материала
3



Нашествие гуннов на Северный Кавказ и Восточную Европу. Племена болгар на Северном Кавказе. Хазарский каганат.

2


2


Лабораторные работы
-



Практическое занятие
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 2:
Составление конспекта «Конец Хазарского каганата».
1


Тема 1. 3.
Кубанские земли в X – до 2-й половине XVIII в.


Содержание учебного материала
4



Основание Тмутараканского княжества. Кубанские земли в X – 1-й половине XVIII в. Население Прикубанья и Закубанья во 2-й половине XVIII в.

2


2


Лабораторные работы
-



Практическое занятие
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 3:
1.Составить рассказ на тему: «Общественный быт адыгов в XVI-XVII вв.»
2. Проанализируйте выдержки из документов и сделайте заключение о состоянии адыгского общества в XVIII в.
2


Тема 1.4.
Кубань и русско-турецкие войны в XVIII в.



Содержание учебного материала
3



Кубанские земли во время русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг.




Лабораторные работы
-



Практическое занятие № 2
Работа с картой. 1. Проанализируйте военные действия во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и составьте рассказ об основных событиях указанной войны.
2. Проанализируйте военные действия во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и составьте рассказ об основных событиях указанной войны. 3. Проанализируйте карту-схему Кавказских укрепленных линий (западная часть) и составьте таблицу с указанием названий укрепленных линий в хронологическом порядке, а также крепостей по линии.
2



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 4.
Подготовка сообщений: «Русские полководцы и флотоводцы в русско-турецких войнах XVIII в.», «Вооружение русской армии».
1


Тема 1.5.

Запорожская Сечь – колыбель черноморского казачества.
Содержание учебного материала
3



Формирование Черноморского казачьего войска на берегах Днепровско-Бугского лимана. Участие Черноморского казачьего войска в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг. Переселение Черноморского казачества на Кубань.

2


1


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 5
Работа с картой «Запорожская Сечь (1536-1775 гг.)». Рассказать об укреплениях запорожских (черноморских) казаков, построенных по типу сечи с указанием дат их существования.
1


Тема 1.6.
Кубань в XIX в.






Содержание учебного материала
3



Кубань в 1-й половине XIX в. Казачество в войне 1812 г. Кавказская война 1817 – 1864 гг. Кубанская область и Черноморская губерния во 2-й половине XIX в

2



2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 6
1.Составление конспекта «Краткая хроника военных действий на Северо-Западном Кавказе.».
2. Работа с картой «Кубанская область и Черноморская губерния во 2-й половине XIX в.». На основе анализа карты рассказать о развитии промышленного производства.

1


Тема 1.7.
Кубань в первой трети XX в.

Содержание учебного материала
3



Екатеринодар к началу XX в. Кубань в начале XX в. Кубань в 1917 – 1920 гг. Кубань в 20-30-ее гг.

2



2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 7
Подбор фотоматериалов, подготовка мультимедиа-презентаций о достопримечательностях Екатеринодара к началу XX в.
1


Тема 1.8.
Кубань в годы Великой Отечественной войны
Содержание учебного материала
3



Кубань в годы Великой Отечественной войны





3


Лабораторные работы
-



Практическее занятие № 3
Семинар. Подготовка и представление индивидуальных исследовательских проектов.
2



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 8
Работа с картой «Освобождение Северного Кавказа январь-октябрь 1943 г.». Проанализировать карту и составить рассказ о наступательных операциях Красной Армии.
1


Тема 1.9.
Кубань во 2-й половине XX в. – начале XXI в.
Содержание учебного материала
3



Кубань во 2-й половине 40-80-х гг. Развитие аграрного производства. Краснодарский край и Республика Адыгея в конце XX в.– начале XXI в.
2


2


2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 9
Подготовка сообщений «Экономика Кубани», «Казачество – особое этно-культурное и политическое образование», «Курорты Кубани», «Республика Адыгея».
1


Раздел 2.
Религиоведение


27



Введение
Содержание учебного материала
3



Предмет науки религиоведения, ее значение в современном гуманитарном образовании. Понятие религии, значение в жизни человека, семьи, нации и государства. Основные группы религии: родоплеменные, национально-государственные, мировые.
2
3


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 10
Подготовка сообщений, докладов.
1


Тема 2.1.
Политеистические культы
Содержание учебного материала
3



Главные отличия политеизма от других религиозных систем. Следы верований людей каменного века на Кавказе. Верования меотских племен, скифов, сарматов, аланов, адыгских племен, тюркских народов. Пережитки язычества у славян. Религия в греческих колониях на черноморском побережье Кавказа.


2


3


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 11
Подготовка сообщений, докладов.
1



Тема 2.2.
Буддизм
Содержание учебного материала
3



Сущность буддистского вероучения. Основные направления в буддизме. Роль буддизма в духовной жизни Кавказа как пантеистического культа.

2


2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 12
Подготовка сообщений, докладов.
1



Тема 2.3.
Монотеизм
Содержание учебного материала
3



Первые попытки внедрения монотеизма. Особенность монотеизма. Историческое значение ветхозаветных книг Библии. Основные этапы развития ветхозаветного иудаизма. Иудаизм на Северном Кавказе.


2


2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 13
Подготовка сообщений, докладов.
1



Тема 2.4.
Христианство: сущность и происхождение.
Содержание учебного материала
4



Сущность христианской религии. Христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм. Основы православного вероучения. Древнее христианство на Северном Кавказе.
Старообрядческий раскол и его истоки.


2


2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 14
1. Составление сравнительной таблицы «Христианские конфессии». 2. Составление конспекта «Развитие кавказского христианства под влиянием России».
2


Тема 2.5.
Православная церковь в России в XX в.








Содержание учебного материала
5



Положение церкви в начале XX в. Удар по церкви в 30-е годы. Роль церкви в Великой Отечественной войне. Новые гонения на РПЦ при Хрущёве. Атеизм. Неоязычество. Сектантство. 1000-летие крещения Руси.

2

2



Лабораторные работы
-



Практическое занятие № 4.
Экскурсия в Православный храм.
2



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 15
Составление конспекта «Секты на территории Краснодарского края в период СССР и в современной России».
1


Тема 2.6.
Ислам как религиозная система.
Содержание учебного материала
5



Основные понятия и догматы ислама. Основные течения ислама. Мюридизм как основное течение ислама на Западном Кавказе в XIX в.


2


2


Лабораторные работы
-



Практическое занятие № 5- семинар
Представление индивидуальных творческих проектов «Ислам на территории России».
2



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся № 16
Написание эссе на тему «Можно ли утверждать, что ислам возник как учение, противоположное христианству?».
1



Заключение
Содержание учебного материала
1



Дифференцированный зачет
1



Лабораторные работы
-



Практические занятия
-



Контрольные работы
-



Самостоятельная работа обучающихся:
-


Примерная тематика курсовой работы (если предусмотрены)
-


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (если предусмотрены)
-


Всего:
39+19
58





Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала(в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой*).Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **)
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально – экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета: для проведения учебной работы по курсу «Кубановедение и религиоведение» используется аудитория № 316, рассчитанная на 30 посадочных мест. В аудитории используются наглядные пособия: настенная интерактивная доска и мультимедийная установка, допускает настенное размещение демонстрационных плакатов и стендов, исторические карты, карточки, тематические плакаты, варианты индивидуальных заданий.

Состав учебно-методического комплекта
Для студентов:
Атамань, Кубань – казачий край. – Краснодар: Традиция, 2010.
Банников А.М. 100 выдающихся спортсменов Кубани. – Краснодар, 2009.
Гангур Н.А. Материальная Культура Кубанского казачества. В 2-х т. - Краснодар: Традиция, 2009.
Гордость Кубани. Земляки. - Краснодар: Традиция, 2013.
Ковешников В.Н. Краткий топонимический словарь. Населённые пункты Кубани. Краснодар, 2014.
Кубановедение, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 10 класс, авторы: В. Н.Ратушняк, О. В.Матвеев, И. А.Терская, А. Н.Криштопа - Краснодар – 2013.
Лысенко Н.Ф. Религии Северо-Западного Кавказа. Учебное пособие. – Майкоп, 2007.
Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII - XX вв.: вопросы, ответы. Краснодар, 2013.
Православный справочник. – СПб, 2010.
Ткаченко П. Кубанские обряды. - Краснодар: Традиция, 2010.

Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 декабря 2013 г. № 808-П «О ходе реализации Закона Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае».
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1175 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры».
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2013 г. № 1107 «О государственной программе Краснодарского края «Казачество Кубани».
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2014 г. № 47-12136/14-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций в 2014–2015 учебном году».
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт администрации Краснодарского края.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - информационный портал Южного региона.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - группа предприятий "Кубань - Образование -Сервис» (издание учебных пособий по кубановедению)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - история казачества XV-XXI вв.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - краснодарская коллекция рефератов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - календарь памятных и знаменательных дат. Взгляд в историю (история Кубани XVIII - XX вв.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. - конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт «Туризм на Юге России».
www/museum-felicina.ru - сайт Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына (и его филиалы).
www.kkx.ru(about) - сайт Кубанского казачьего хора.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ансамбль казачьей песни «Криница».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - отдых в Краснодарском крае и Адыгее.
www://tamanland.ru/ - информационный сайт о Таманском полуострове.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт Министерства культуры Краснодарского края.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых.
пПр://ризЫап.киЬаппе1.ги/-Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина.
7. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины
ДУД.12 Кубановедение и религиоведение

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ДУД.12 Кубановедение и религиоведение осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль проводится в форме: фронтальный устный опрос, письменные индивидуальные работы, тестовые задания, сообщения, доклады.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к экзаменационным билетам отражено в Приложении к Рабочей программе дисциплины.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Фронтальный устный опрос, письменные индивидуальные работы, тестовые задания, работа с историческим атласом, контурными картами, составление рассказа по исторической карте

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Анализ исторических источников, сообщения, доклады, защита реферата, собеседование, семинар, практические работы, работа с периодической печатью.

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Составление сравнительных, хронологических, синхронных таблиц, собеседование, семинар, практические работы, работа с периодической печатью.

- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения;
Анализ исторических источников, сообщения, доклады, защита реферата, представление индивидуального проекта, собеседование, семинар, практические работы, работа с периодической печатью.

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Дифференцированный зачет



Знать


основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории;
Выполнение разноуровневых заданий, собеседование, подготовка сообщений, устный контроль (индивидуальный и фронтальный).



современные версии и трактовки важнейших проблем истории Кубани и отечественной истории;
Поиск информации в Интернете.
Работа с периодической печатью
Анализ источников.


особенности Православия, других религиозных систем, оказавших влияние на исторический путь России, ее роль в мировом сообществе;


Составление сравнительных, хронологических, синхронных таблиц, собеседование, семинар, практические работы, работа с периодической печатью.


особенности исторического пути Кубани, ее роль в российском обществе;

Подготовка сообщений, составление сравнительных, хронологических, синхронных таблиц, собеседование, семинар, практические работы, работа с периодической печатью.


- основные исторические термины и даты, сущность мировых религий, их основные идеи.


Работа с историческими понятиями (понятийный диктант), собеседование, устный контроль (индивидуальный и фронтальный).
Поиск информации в Интернете.


Разработчик: Кучерова Д.А, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ КК ВТПП





























ДОПОЛНЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРОГРАММУ
на 20 ____/ 20____ учебный год
(с разбивкой по темам курса)


№ темы
Содержание изменений и дополнений
Общее количество часов на тему










































































































Преподаватель____________________________
«________»______________________2015г.



























13 PAGE 141515



Бђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515