Рабочая программа по мировой художественной культуре (10 класс)


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей заместитель директора Директор МБОУ
социально-гуманитарных по учебно-воспитательной «Красноярская средняя школа»
дисциплин работе
_________ Э.М. Аблаева ___________ Н. П. Самохвал ______________ Н. А. Котик
«___»_____________2015г. «___»_______________2015г. «___»______________ 2015г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноярская средняя школа»
муниципального образования
Черноморский район
Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
10 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ШНЯКИНА ЕКАТЕРИНА ОЛЕГОВНА
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса МБОУ «Красноярская средняя школа», составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 35 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Рабочая программа учебного предмета «МХК» для 10 класса 2015-2016 учебного года составлена в соответствии:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1089 (с изменениями).
3. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 10 кл. в 2-х частях. Ч. 1: [учебник] /Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. –Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 10 кл.: в 2-х частях. Ч. 2. Русская художественная культура: [учебник] / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
Данная программа разработана на основе авторской программы по МХК Рапацкой Л. А.. Программа курса: 5-9 кл., 10-11 кл. / Мировая художественная культура: Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 95 с.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Данная программа способствует решению следующих задач изучения МХК:
-раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;
-дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности её эволюции в соотнесённости с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;
-показать духовно- нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;
-сформировать у учащихся представления о художественной картине мира XX века, роли и месте русской национальной культуры современности.
УМК: Мировая художественная культура. 10 класс. Под. Ред. Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.
Текущие формы контроля – это поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения, фронтальные устные опросы, проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов, кроссвордов, рабочих тетрадей, проверка групповых заданий, защита презентаций. Тематические формы контроля - тесты, проверочные работы, обобщающие уроки, практикумы.
Формы итогового контроля: итоговое тестирование, презентации, обобщающие уроки.
В изучении данного курса будут использованы следующие технологии:
1) проблемное обучение;
2) проведение дискуссий (диалогов);
3) технологии дифференцированного обучения;
4) технология групповой деятельности;
5) технология развивающего обучения;
6) технология саморазвития личности;
7)технология критического мышления.
Общая характеристика
Актуальность данного предмета заключена в стремлении помочь учащимся преодолеть основные, общие для большинства трудности в восприятии мирового искусства; раскрыть перед учащимися художественное богатство и непреходящую ценность культуры.
Учебный предмет «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.  Ключевая идея курса ориентирована на формирование общей культуры и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Предмет мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Место предмета в учебном плане
Школьный предмет «МХК» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, объяснить ему элементы культурной жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 10 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «МХК» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 35 часов (из расчета один учебный час в неделю).
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«МХК».
Приоритетными для предмета МХК на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
- умение устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- умение оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;
- умение использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- навыки владения основными формами публичных выступлений;
- умение определять собственное отношение к произведению искусства;
- способность осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В процессе изучения МХК осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание учебного предмета.
Введение (1 час).
I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (9 часов)
Художественная культура Древнего Египт. Египетская мифология. Тотемизм. Идея вечной жизни – основа религии Древнего Египта. Культ мертвых. Архитектурный облик Древнего Египта. Одно из чудес света – пирамиды. Пирамида Хеопса. Изобразительное искусство. Скульптура – иная «ипостась» человека. Роль рельефов и росписей в убранстве гробниц и храмов. Усыпальница фараона Тутанхамона.
Художественная культура Древней и средневековой Индии. верность традиции. «Ведический» период. Брахманизм. Триединство богов Брахмы, Вишны и Шивы. Буддизм. Ступы – первые культовые памятники буддизма. Храмовое зодчество.
Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Китайская мифология. Лао Цзы. Даосизм. Конфуций. Знаменитая Великая китайская стена. Погребальные сооружения. Подражание природе. Буддизм. Возведение монастырей. Пагода. Искусство эпохи Тан. Величавая мощи и гармоничные формы архитектуры. Особенности изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство. Музыкальный театр: популярное изложение мифов, исторических сюжетов, сказок.
Художественная культура Японии. Мироощущение японского художника. «Синтоизм» - религия японцев. Храмовое строительство. Моно-но-аварэ – «печальное очарование вещей». Танка – жанр лирической поэзии. Ямато-э – японская живопись. Фудзивара Таканобу. Икэбана – «цветы, которые живут». Дворцовые комплексы. Театр кабуки.
Художественная культура мусульманского Востока 1ч. Ислам. Коран. Каллиграфия. Канонические установки искусства мусульманского Востока. Декоративность и ритм исламской культуры. Мечеть. Минареты. Техника орнамента. Арабеска. Иранская классическая поэзия Омар Хайям.
Контрольная работа 1 ч.
II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции (13 часов).
Античность: колыбель европейской художественной культуры. Мифология. Человек – носитель природной красоты. Классический этап. Сократ. Платон. Древнегреческий театр. «Отец трагедии» Эсхил. Софокл. Еврипид. Храм Зевса в Олимпии. Акрополь. Скопас. Пракситель. Лисипп. Скульптура «Лаокоон». Венера Милосская. Театральные представления.
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. «Ветхий Завет». Книга Бытия. Шестоднев – сотворение мира.10 заповедей. Псалтырь. Ученики Иисуса. Евангельский образ Иисуса Христа.
Католицизм. Православие. Традиции Византии. Храм Святая София. Уникальные мозаики. Иконы. Крестово-купольный храм. Иконостас. Литургия. Всенощное бдение. Романское искусство. Кафедральный собор. Пизанская башня. Готический стиль.
Художественная культура итальянского Возрождения и Северное Возрождение.
Античные образы. Идеалы гуманизма. Периоды итальянского Возрождения. «Божественная комедия» Данте Алигьери. Франческа Петрарка. Донателло. Мазаччо. Боттичелли «Рождение Венеры». Высокий Ренессанс – эпоха «Титанов Возрождения». Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело. Джорджоне. Тициан «Вознесение Марии». Ян ванн Эйк «Гентский алтарь», «Портрет супругов Арнольфини». И. Босха. Питер Брейгель Старший. Альбрехт Дюрер – титан Северного Возрождения. Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей. XVII – век барокко. Уильям Шекспир. Эль Греко «Апостолы Петр и Павел». Франсиско Сурбарана «Отрочество Марии». Диего Родригес де Сильва Веласкес «Менины». Символ фламандской живописи – Питер Пауль Рубенс. Антонис ванн Дейк. Творцы бытовой живописи – «малые голландцы». Ян Вермер «Девушка, читающая письмо». Творчество Рембранда – вершина голландского искусства. Символ римского барокко – Лоренцо Бернини.
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Стиль рококо. Жан Антуан Ватто. Франсуа Буше. Искусство скульптуры Этьена-Мориса Фальконе. Классика английской литературы – Даниель Дефо, Джонатана Свифта. «Венская классическая школа» - плеяда гениев музыкального искусства. Венские классики – Гайдн, Моцарт. Бетховен.
III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.) (12 часов)
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Художественная культура Киевской Руси. Крещение Руси. Черты древнерусского искусства: отсутствие авторства, каноничность, символичность. Каменные соборы. Софийский собор в Новгороде. Иконопись и фрески. Монументальная живопись. Феофан Грек. Музыкальное искусство – звучание колоколов. .Московская Русь. Основатель Троицко -Сергиево монастыря Сергий Радонежский. Идея «Москва – Третий Рим». Иконопись Андрея Рублева. Успенский собор Московского Кремля. Зодчество. Аристотель Фиороаванти. Шатровое зодчество. Храм Василия Блаженного.
От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Владимиро-суздальская живопись. Псковская живопись. «Предвозрождение». Иконописи. Андрей Рублев. Дионисий. Зодчество. Аристотель Фиораванти.
Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Словесность. Симеон Полоцкий. Аввакума. Николай Павлович Дилецкий. Строгановская школа. Симон Ушаков. Архитектура барокко XVII в.
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. «Век разума и просвещения». Эпоха Петра I. Архитектура Санкт-Петербурга. Растрелли. Василий Иванович Баженов. Матвей Федорович Казаков. Чарльз Камерон. Иван Никитин – любимый художник Петра Великого. Гравюра. Исторический жанр в русской живописи. Федор Степанович Рокотов. Плеяда великих русских портретистов. Театр.
Контрольная работа.
Повторение.

Тематический план
№ п.пСодержание раздела Учебные часы Контрольные часы Практическая часть
1. Введение 1 ч. Раздел I. Художественная культура Древнего и Средневекового Востока 9 часов
2-3. Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности 2 ч. 4. Тема 2. Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции. 1 ч. 5-6. Тема 3. Художественная культура Древнего и Средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 2 ч. 7. Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 1 ч. 8-9. Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 2 ч. 10. Контрольная работа по теме: «Художественная культура Древнего и Средневекового Востока». 1 ч. Раздел II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции 13 часов
11-12. Тема 6. Античность: колыбель европейской художественной культуры 2 ч. 13. Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. 1 ч. 14-15. Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. 2 ч. 16-17. Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. 2 ч. 18. Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. 1 ч. 19-20. Тема 11. Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей. 2 ч. 21-22. Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. 2 ч. 23. Контрольная работа по теме: «Художественная культура Европы: становление христианской традиции». 1 ч. Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции
(X-XVIII вв.) 12 часов
24-25. Тема 13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. 1 ч. 1 ч.
26-27. Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 1 ч. 1 ч.
28-29. Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля 2 ч. 30-31. Тема 16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров 2 ч. 32-33. Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 1 ч. 1 ч.
34. Контрольная работа по теме: «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)». 1 ч. 35. Повторение 1ч. ИТОГО: 35 часов
Календарно-тематическое планирование.

п/п Дата Тема урока Практическая часть Формы контроля Оборудование
План Факт 1. Введение
Учебник
Часть 1. Раздел I. Художественная культура Древнего и Средневекового Востока
2-3. Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности Знать роль и место человека в художественной культуре в данный исторический период. Уметь называть храмы, пирамиды; выражать собственное мнение о произведениях искусства и архитектуры. Лекция Мультимедийное оборудование
4. Тема 2. Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции. Понимать специфику развития индийской культуры. Знать названия главных храмов. Лекция Мультимедийное оборудование
5-6. Тема 3. Художественная культура Древнего и Средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений Знать и понимать основы учения Лаоцзы и Конфуция; историю возведения Великой китайской стены. Лекция Мультимедийное оборудование
7. Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой Понимать влияние китайской культуры на становление японской. Знать названия и специфику театра Но и Кабуки; особенности чайной церемонии и искусство икебаны. Лекция Мультимедийное оборудование
8-9. Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты Знать и понимать специфику нравственных законов ислама; особенности архитектуры мечети. Лекция Мультимедийное оборудование
10. Контрольная работа по теме: «Художественная культура Древнего и Средневекового Востока». Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности Тематический контроль Раздел II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции
11-12. Тема 6. Античность: колыбель европейской художественной культуры Знать хронологические закономерности развития искусства; истоки зарождения театра; первые театральные жанры; имена выдающихся мастеров и их творения. Лекция Мультимедийное оборудование
13. Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. Знать историю Библии как памятника культуры. Уметь анализировать Лекция Учебник
14-15. Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. произведения искусства с учетом особенностей его художественного языка. 16-17. Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Знать общие закономерности в создании художественных произведений. Знать имена великих художников и их Лекция Мультимедийное оборудование
18. Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. произведения. 19-20. Тема 11. Художественная культура XVII века: многоголосие школ и стилей. Знать особенности становления новых средств художественной выразительности. Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности. Лекция Учебник
21-22. Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры Европы. Лекция Мультимедийное оборудование
23. Контрольная работа по теме: «Художественная культура Европы: становление христианской традиции» Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности. Тематический контроль Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции
(X-XVIII вв.)
24-25. Тема 13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Уметь охарактеризовать культуру Киевской Руси, Новгородской Руси, Лекция Мультимедийное оборудование
26-27. Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 28-29. Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля Уметь охарактеризовать культуру Московской Руси. Лекция Учебник
30-31. Тема 16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров Знать истоки развития русской художественной культуры Лекция Учебник
32-33. Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов Знать особенности литературы эпохи Просвещения. Беседа Учебник
34. Контрольная работа по теме: «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)». Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности. Тематический контроль 35. Повторение Повторение изученногоИтоговый контроль Учебник
Критерии оценивания учащихся 10 класса
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Учебно-методический комплект
1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс, в 2-х частях, учебник 2014г.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, учебник 2009г.
2. 100 чудес света, 2002 г.
3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера, 1981г.
4. Журнал «Юный художник» 1981-1995г.
5. Лескова И.А. Конспекты уроков по МХК, 2003г.
6. Россия • Окрестности Санкт-Петербурга • Geomerid.com
7. Марк Беннеттс. ТОР 10 Санкт-Петербург, М.: Астрель – 128 с.