Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы детской журналистики 3-4 классы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие»

протокол №1
от «29» августа 2016 г.
Утверждена педагогическим советом

протокол № 1
от «31» августа 2016 г.
«Утверждаю»___________
Директор школы
Самодуров Н.И.
приказ № 50/5
от «01» сентября 2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
клуба «Основы детской журналистики»
социального направления
для 3 – 4 классов
на 2016-2017 учебный год
Количество недельных часов 1 Количество часов в год 35
Составитель: учитель начальных классов
Солдатова Наталия Филипповна
с. Чесменка
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. с внесенными изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 г. и № 2357 от 22.09.2011 г., № 1060 от 18.12.2012, № 1576 от 31.12. 2015
Примерная основная образовательная программа НОО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04.2015 г.
Источник программы, автор:
Настоящая программа курса разработана на основе программы кружка «Юный журналист» 3-4 классы. Авторы-составители Л. В. Бударина, Т. В. Горчакова,Т. В. Коростелёва. Издательский Дом «Литера», 2013.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа клуба «Основы детской журналистики» является программой социального направления. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям, учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, благодаря интервью, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился брать интервью, писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.  
Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.
Технологии, используемые в системе занятий по программе, ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу начальной школы.
Формы организации учебных занятий:
Программа предусматривает: групповые формы работы, индивидуальные формы работы, познавательно – развлекательные, игротерапия, творческие работы, занятия по развитию речевого аппарата, разнообразные формы занятий: беседа; рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов; просмотр видеофильмов, выпуск стенных газет, экскурсии, выставки, ролевая игра, деловая игра, интервью, творческие отчёты.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
Личностными результатами изучения данного курса являются:
эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему;
составлять план решения проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
пользоваться словарями, справочниками;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь брать интервью;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
брать интервью;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование темы всего Количество часов Формы контроля, сроки
в том числе на формы обучения Исследование Практическая
работа Проект Индивидуальная
работа Консультация Интервью Игра , конкурс Экскурсия 1 Введение 3 1 Инд/з-у2
2 Основы журналистского мастерства 15 2 2 2 2 2 Проект-у5,9
Конс-у6,14
Конкурс-у8,10
Инд/з-у12,13
Исслед-у11,15
3 Интересные встречи 3 1 1 Э-у19
И-у21
Интервью-у20
4 Проба пера 5 1 1 П/р-у22
5 Наша классная газета 8 1 1 П/р-у27
Исслед-у30
1 Итоговое занятие 1 1 Конк-у35
Итого 35 ч 3 2 2 3 2 1 3 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2014
Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелёва Т.В. «Служу Отечеству пером». Образовательная программа по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня», 2013.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2014 - № 9
Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр»// Классный руководитель,
2015 - № 2
Ческидова В.И. Проектируем внеурочную деятельность в образовательной организации. – Архангельск: АО ИОО, 2014
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Куклы - сказочные герои
Учебно-практическое оборудование простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные, простой карандаш, линейка, ластик.
Оборудование:
Гуашь, акварельные краски, тряпочка, кисти, баночка для воды
Клей, ножницы
Наборы цветной бумаги, картона, ткани.
Фломастеры
Цветные мелки
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Оборудование рабочего места учителя:
Классная доска
Персональный компьютер с принтером
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
Интернет ресурсы: http://www.school.edu.ru http://www.viki.rdf.ru http://festival.1september.ru http://www.prazdnik.by http://mail.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия Кол - во часов Сроки
по плану по факту
Введение 3 1 Знакомство с целями и задачами программы 1 2 Исследовательская практика «Как и почему возникла журналистика». 1 3 Посещение библиотеки. Районная газета «Звезда» для взрослых и детей. 1 Основы журналистского мастерства
15 4 Основы журналистского мастерства. 1 5 Проект «Из истории детской прессы.». 1 6 Консультация «Как писать материал и что такое «подача» материала». 1 7 Заочная экскурсия «Информация». 1 8 Конкурс «Берем интервью». 1 9 Проект «Сам себе редактор». 1 10 Конкурс «Газетный жанр – репортаж. Особенности репортажа». 1 11 Интервью об интересном школьном событии. 1 12 Исследовательская практика. Правила ведения интервью. Ролевая игра: берем интервью. 1 13 консультация «Написание интервью». 1 14 Консультация «Этапы создания газеты». 1 15 Исследовательская практика «Снова берем интервью». 1 16 Исследовательская практика по созданию макета газеты. 1 17 Фоторепортаж. 1 18 Исследовательская практика «Я помню! Я горжусь!». Сбор материала о прадедах во время ВО войны. 1 Интересные встречи
3 19 Исследовательская практика «Я помню! Я горжусь!». Интервью. 1 20 Проект «Я помню! Я горжусь!» 1 21 Оформление газеты «Я помню! Я горжусь!» 1 Проба пера
5 22 Консультация по написанию статей в разных газетных жанрах. Право выбора жанра. 1 23 Составление авторской статьи в любом газетном жанре. 1 24 Конкурс каллиграфии. 1 25 Обсуждение и редактирование статей. 1 26 Как я беру интервью. 1 Наша классная газета
8 27 Исследовательская практика. Выбор названия газеты и ее логотипа. Оформление идеи в рисунке. 1 28 Выбор тематики и распределение ролей для выпуска газеты. 1 29 Конкурс «Рисунок, карикатура, фотография». 1 30 Исследовательская практика «Интервью». 1 31 Написание статей, редактирование, набор текстов на компьютере. 1 32 Создание макета будущей газеты, расположение материала, фотографий и рисунков. 1 33 Компьютерная верстка газеты. 1 34 Презентация газеты. 1 Итоговое занятие 1 35 Турнир «Знатоков культуры речи». 1 Итого 35