Презентация Московский Кремль — державный венец России


Внеурочная деятельность «Театр –игра – дети»
В настоящее время у учителя много возможностей для осуществления идей воспитания. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Понимая всю сложность адаптации ребенка в нашем современном мире необходимо развивать ребёнка – будущего счастливого человека. Важно с ранних лет знакомить ребенка с искусством. Это позволяет формировать эстетические чувства, положительные эмоции, развивает у ребенка стремление к красоте и идеалу. Чем раньше осуществится знакомство ребенка с искусством, тем благодатнее это скажется на развитии личности ребенка. Поэтому театральная деятельность органично вписывается в программу развития детей.
А театральное искусство – это синтез искусств. Это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр – это творчество. Это удачные идеи и открытия, труд вдохновенных людей, творческие порывы, постижение нового, выражение чувств, мыслей и взглядов на жизнь. Театр оказывает мощное воздействие на ребёнка: активизирует интерес к познанию самого себя и окружающего мира, развивает речь, память, внимание, внутренние качества человека, формирует его как интересную и неординарную личность. Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Театр – это возможность усвоить дисциплину, понять, что без нее невозможно достичь успеха ни в индивидуальном деле, ни в коллективном. Приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то гораздо более важным и удивительным.
Законченное произведение театрального искусства – спектакль. Но для того, чтобы перейти к спектаклям, необходимы специальные театральные игры, занятия по культуре и технике речи. Всё это способствует развитию интеллекта, активизирует познавательный интерес, расширяет знания ребенка об окружающем мире, готовит его к тонкому восприятию различных видов искусств, развивает воображение и фантазию, повышает выразительность речи. Основой для развивающих занятий я беру программу Генераловой И.А. «Театр», рекомендованную для УМК «Школа 2100» и обеспечена одноименным пособием для детей «Театр».
В увлекательной игровой форме проходят занятия по темам «Мастерская тела», «Мастерская чувств», «В мастерской художника», «Музыка в театре», «Магия слов», «Моя вообразилия» и т. д. Здесь выручает книга Л.Иванцова, О. Коржовой «Мир кукольного театра», где описаны игры на дыхательную, артикуляционную гимнастику, на разработку тембрального диапозона, интонационную выразительность, работу над мимикой.Опираясь на практические занятия уже с 1 класса можно предложить детям игры – драматизации по народным сказкам, рассказам, стихам, басням Л.Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, В. Осеевой. На данном этапе важно воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступка героев произведения, взятого для драматизации. Воссоздать в воображении то, о чём говорится в тексте, помогает им уяснить смысл отдельных эпизодов.
Первыми работами моих детей стали спектакль конусного настольного театра «Репка», спектакли театра  живой  куклы «Коза-Дереза», «Три медведя». На театральных занятиях царит атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу.
Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Законченное произведение театрального искусства – спектакль. Но для того, чтобы перейти к спектаклям, необходимы специальные театральные игры, занятия по культуре и технике речи. Всё это способствует развитию интеллекта, активизирует познавательный интерес, расширяет знания ребенка об окружающем мире, готовит его к тонкому восприятию различных видов искусств, развивает воображение и фантазию, повышает выразительность речи. Основой для развивающих занятий я беру программу Генераловой И.А. «Театр», рекомендованную для УМК «Школа 2100» и обеспечена одноименным пособием для детей «Театр».
В увлекательной игровой форме проходят занятия по темам «Мастерская тела», «Мастерская чувств», «В мастерской художника», «Музыка в театре», «Магия слов», «Моя вообразилия» и т. д. Здесь выручает книга Л.Иванцова, О. Коржовой «Мир кукольного театра», где описаны игры на дыхательную, артикуляционную гимнастику, на разработку тембрального диапозона, интонационную выразительность, работу над мимикой.Опираясь на практические занятия уже с 1 класса можно предложить детям игры – драматизации по народным сказкам, рассказам, стихам, басням Л.Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, В. Осеевой. На данном этапе важно воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступка героев произведения, взятого для драматизации. Воссоздать в воображении то, о чём говорится в тексте, помогает им уяснить смысл отдельных эпизодов.
Первыми работами моих детей стали спектакль конусного настольного театра «Репка», спектакли театра  живой  куклы «Коза-Дереза», «Три медведя». На театральных занятиях царит атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу.
Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Отдельно хочется сказать о кукольных спектаклях на начальном этапе. На театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами. Я предлагаю им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные ребятами, необходимо радоваться вместе с ними любому проявлению творчества, стремиться, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает ребёнка, дает ему возможность поверить в свои силы. Таким образом мы издали первую книжку «Сказки –перевёртыши», которую они с удовольствием дарили своим родителям. Ребятам так понравилась эта работа, что они перенесли эту идею на уроки литературного чтения, русского языка. Творческие работы оформлялись в электронном варианте для издания их в очередной книге. Так мы издали несколько книг и на очереди в нашей классной типографии уже есть ещё несколько вариантов.
Упражнения с куклами, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Для того, чтобы научиться правильно держать куклу ребятам предлагается выполнить ряд упражнений перед зеркалом «Прогулка», «Здравствуйте», Радость», и т.д. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.
Уже во 2 классе мы представили спектакль верхового театра тростевой куклы «По щучьему велению…!». Представление имело большой успех. Выступали перед ребятами детского сада, начальной школы, среднего и старшего звена, перед жителями села в ДК, на фестивале «Школьные годы», и, конечно же, самыми благодарными зрителями становятся родители. В 3 классе мы представили на суд зрителям спектакль по пьесе С.Я.Маршака «Мужик и чёрт» и снова успех. Нас приглашали принять участие в областном фестивале кукольных театров «Волшебный мир за сценой» со сказкой «Птичье молоко», и мы выступили достойно. Наш коллектив соревновался с профессиональными коллективами со всей области.Нам вручили диплом II степени. Ребята с радостью давали интервью журналистам областного телевидения Чем мы очень гордимся. Такие выступления ребята называют гастролями.
Необходимо отметить, что огромную помощь в наших начинаниях нам оказывают родители . Мамы помогают изготовить куклы, папы и дедушки соорудили ширму. Декорации и бутафории с удовольствием выполняют сами дети.
При подготовке спектаклей нередко начинает возникать разделение функций. Наряду с группой «исполнителей» появляется группа «художников», «костюмеров», «музыкальных оформителей» и т. д. Драматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, костюмер и т.д. — каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив — творческий ансамбль. Коллектив в целом — автор законченного произведения театрального искусства — спектакля. 
Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством — сделать жизнь наших ребят интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в других видах творчества. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в театре, принесли детям пользу в дальнейшей жизни.