Проектно-исследовательская работа Московский Кремль – сердце России .


Занятие по внеурочной деятельности
Проектно-исследовательская работа
для обучающихся 4 классов
Московский Кремль – сердце России . 
 
 
 
 
 
 
Подготовила
учитель начальных классов
Вигор А.А.
 
 
2015
 
Тип проекта – информационный, коллективный, краткосрочный
Исполнители – учащиеся 4 классов.
Характер проекта – учебно-исследовательская работа.
Гипотеза – “Если мы выполним данный проект, мы больше узнаем о столице нашей Родины.”Цели:
Познакомить с основными достопримечательностями Московского Кремля, с историей Кремля.
Сформировать интерес к изучению своей страны.
Приобщать к практической, исследовательской работе..Развитие у учащихся самообразовательной активности.
Задачи:
Развивать:
умение видеть проблему и намечать пути ее решения
развивать мышление, память, внимание, речь т.е. познавательную деятельность
творческие способности и активность учащихся
навыки самостоятельной работы
навыки коммуникативного общения.
Обучать:
находить, обрабатывать и обобщать информацию, с целью выбора необходимого материала пользоваться компьютерными программами: Microsoft Word, Microsoft Power Point, для оформления результатов своей творческой работы
лаконично излагать свои мысли устно и письменно - навыкам передачи информации.
Воспитывать:
воспитывать у учащихся интерес и уважение к  истории и культуре  родной страны
развивать навыки общения в группе, толерантного понимания других людей.
Проблемные вопросы:
Согласен ли ты, что необходимо знать историю главного  города в России?
Какой вклад могли бы внести учащиеся в популяризацию достопримечательностей столицы?
Доминирующая деятельность в проекте: учебно-исследовательская, творческая и поисковая.
Метод проектов целесообразно было применить, так как:
·         существовала значимая для детей проблема
·         есть значимость результата
была самостоятельная деятельность учащихся
этапность проекта
используются исследовательские методы: формулировка задач исследования, выдвижение гипотез, их решение, обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления результатов, сбор, систематезация, анализ данных, выводы.
результат.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
2. Организационно-теоретический. Практический.
3. Заключительный.
 
Подготовительный этап.
- Создание образцов творческих работ учащихся.
- Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта.
- Согласование вопросов.
- Подготовка учебно-материальной базы необходимой для реализации проекта.
 
Организационно-теоретический. Практический.
Темы исследований учащихся.
1. Что такое Кремль.
2. История постройки Московского Кремля..3.Культурно- исторические памятники на территории Кремля..Этап исследований:
организация творческих групп
выбор темы исследований
составление расписания консультаций учителем творческих групп
сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме
анализ и обработка полученной информации под руководством учителя
выбор формы представления творческого отчета
обучение работе с компьютерными программами
оформление творческих отчетов.
Заключительный этап:
 доклад и презентация и участников проекта;
представление панно с изображением Кремля;
торжественное подведение итогов проекта с демонстрацией лучших работ и награждением победителей;
рефлексия и анализ работы по проекту.
 
 
 
Заключительный этап
«Московский Кремль – сердце России»
ЦЕЛЬ: формирование целостного представления о культуре, исторической и современной значимости уникального памятника архитектуры вцелом для всей России.
ЗАДАЧИ НА УРОВНЕ НАБЛЮДАЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Квалифицируют и выявляют исторические и культурные ценности России.
Демонстрируют навыки обученности:
в монологической и диалогической речи;
в чтении вслух и про себя;
в составлении плана к прочитанному;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
воспитывать любовь к Родине и её культуре, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к одноклассникам и их работам.
развитие навыков общения в группе, толерантного понимания других людей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ:
Исследовательская работа, оформленная в докладе и презентации.
Изготовление панно с изображением Московского Кремля..ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация к уроку, проектор, дидактический материал о Кремле, алгоритм для изготовления панно,
.
Вступление
Здравствуйте ребята! Вот мы и добрались до завершающей части проекта.
Давайте вспомним, как мы подошли к нашему завершающему занятию.
Выбрали тему, подобрали материал.
Изучали , систематизировали его.
После обработки материала образовались три группы: историки ,современники и архитекторы
 
Каждая группа получила задание шире раскрыть тему. Да, сегодня у нас заключительное занятие, где мы подводим итоги нашей исследовательской работы.
 
Скоро в нашей стране начинаются школьные каникулы. Многие школьники в это время посещают театры, музеи, совершают поездки в разные города. Вот и мы предлагаем сегодня отправиться на интересную экскурсию в нашу славную столицу вместе с нашими гостями. Попробуем побывать в роли  экскурсоводов.
Итак, мы сейчас прослушаем выступление каждой группы. По окончании этих выступлений вы можете задать вопросы выступающим.
 
 
 
2. Отчеты творческих групп.
  
- Давайте выслушаем отчет группы «Историки»
 
Ехал как – то Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий (портрет показать), со своей дружиною из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. И вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного странного зверя три головы, шерсть пестрая многих цветов .В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись  людям исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый грек – предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий.
- Что знаменует собой явление сего чудесного зверя?
Растолковал предсказатель это так:
- Витает поблизости сих мест град превелик треуголен(показать план), и распространится вокруг, него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные.( показать картинку) И сбудется явленное ныне, тебе знамение.
- Конечно, это сказка. Но ведь сбылось знамение – вырос великий город .Свыше 860 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинкой выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стенами. Её назвали Москвой.
Что мы знаем о Москве? История Москвы хранит в себе еще немало тайн и загадок. Москва- великий город. В своем проекте мы решили поближе познакомиться с историей главной достопримечательности столицы – Московским Кремлем.            Слово «кремль» очень древнее. ( работа со словарём)  Кремлём на Руси называли город, окружённый стеной с башнями и бойницами, другими словами -крепость. В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда-то жители города и собирались под защиту своего кремля. Старые и малые укрывались за его мощными стенами, а те, кто мог держать в руках оружие, со стен кремля от врагов обороняли Московский Кремль.
-В XII веке, Кремль был деревянный (картинка), сосновый. Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог. Главной бедой тогда для Кремля были пожары. После страшного пожара 1365 года при Дмитрии Донском, когда «погорел  посад весь и Кремль и Заречье», москвичи начали класть стены Кремля из белого камня. И стала столица белокаменной (картинка)
Её построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы у села Мячково. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.. Белокаменный кремль простоял более 100 лет.
Затем Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии знаменитых архитекторов. И вот  на Боровицком холме началось новое строительство- из кирпича.3  Подходящей для его изготовления глины в окрестностях Москвы было довольно много. Однако глина – материал мягкий. Чтобы кирпич стал твёрдым, его обжигали в специальных печах.
 
       -  Итак, что такое кремль?
       -  Для чего строились на Руси крепости ?        - Кто основатель Москвы ? 
Физминутка.(А я иду ,шагаю по Москве)
 
- А что представляет Московский Кремль сегодня, в наши дни , с нами поделится группа «Современники». Они приготовили для нас презентацию.
 
 
     -                Московский Кремль — самое сердце России, древнейшая часть Москвы, символ нашей Родины. История Московского Кремля тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. Здесь находится резиденция российского президента.,До наших дней сохранилось 20 башен. Хотя все они башни одного Кремля, у каждой не только неповторимая внешность, но и своя история, а также собственное имя. (Только двум из них, у Москвы-реки, так и не нашлось никакого названия, и они известны как 1-я Безымянная и 2-я Безымянная).
– Какая же башня самая важная? (бой курантов)  
 
1 Спасская башня.
В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские,  в шатре башни установлены знаменитые часы —куранты. (работа со словарём)
- Какие ассоциации возникают со словом   куранты.?   ( звук бой курантов)                                                                                             
   2. Тайницкая башня.
  А назвали `Тайницкой потому, что в ней два тайника было: тайник-колодец и тайник– подземный ход к речному берегу.
3  Никольская башня.
 Название башни связано с иконой св. Николая, которая была установлена над проездными воротами одной стрельницы.
4.Водовзводня башня
Водовзводная башня служила  шатром для установки первого в Москве водоподъёмного механизма. Насос, свинцовые трубы и свинцовый резервуар обошлись царской казне в несколько бочонков золота. Из башни, , вода подавалась в хозяйственные помещения царского дворца..
 
5.Благовещенская башня.
Её название связано, как свидетельствует легенда, с помещавшейся здесь когда - то чудотворной иконой «Благовещение»
 
6. Троицкая башня. Самая высокая.
7. Угловая Арсенальная башня.
8. Кутафья башня. Самая красивая
9. Соборная площадь. . Это площадь трех соборов, у каждого собора свой облик и назначение.
 
10. Архангельский собор. Архангельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов. Он напоминает сказочный заморский дворец.
11.Благовещенский собор.
 Нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя
12. Успенский собор
. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари
13. Колокольня Ивана Великого
 С ее высоты караульщики зорко следили, не покажется ли враг. Долгое время эта башня была самой высокой постройкой в городе. Это было чудо из чудес. От сказочной высоты кружилась голова.
 
Творческий отчет группы «Архитекторы»
     - достраивают панно Московский Кремль
     -МоскваГород чудный, город древний,Ты вместил в свои концыИ посады и деревни,И палаты и дворцы!Опоясан лентой пашен,Весь пестреешь ты в садах;Сколько храмов, сколько башенНа семи твоих холмах!..Исполинскою рукоюТы, как хартия, развит,И над малою рекоюСтал велик и знаменит!На твоих церквах старинныхВырастают дерева;Глаз не схватит улиц длинных...Это матушка Москва!
 
Рефлексия.
Что вы узнали нового о Москве?
Так почему же Московский Кремль – сердце Москвы?
Дайте оценку своим результатам(-Я смог
                                                      -я узнал
                                                     -мне стало интересно )-----
 Праздничный салют  (звук салюта)-над панно наклеиваются звёздочки
    Если всё понял и можешь поделиться новыми знаниями с другом – красный,
    Если понял, но есть сомнения – зелёный,
    Если ничего не понял –жёлтый.