Дифференциация согласных по глухости – звонкости. Образование новых слов

Фрагмент урока по теме
«Дифференциация согласных по глухости – звонкости.
Образование новых слов»
Цель: познакомить с парными согласными по глухости – звонкости, способом образования новых слов
Задачи:
учить различать на слух звонкие и глухие согласные, учить образовывать новые слова;
развивать устную речь, фонематический слух, работать над культурой речи;
воспитывать потребность в знаниях.
Формируемые УУД
Предметные:
воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове
различать на слух звонкие и глухие согласные
классифицировать звуки
образовывать новые слова
Коммуникативные действия:
договариваться в группе;
правильно высказываться при ответах на вопросы учителя;
Регулятивные:
планировать хода рассуждений и последовательность несложных практических действий;
выполнять самопроверку, взаимопроверку;
контролировать собственную деятельность
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал
Формы работы: групповая, фронтальная
I.Повторение изученного
1.Групповая работа. Игра «Стилисты». Составление схем-«человечков»
г, п, т, р ,н, к.
- Что общего у всех букв? (Обозначают согласные звуки)
2. Разбиение по звонкости – глухости. Практическая проверка.
грн – птк.
II. Постановка задачи.
- Кто догадался, с какими звуками будем работать? ( С согласными глухими и звонкими)
- Как называется буква? Какие звуки обозначает буква к?
3.Физминутка
Буква К с утра проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Ручками похлопала, ножками потопала,
Вправо, влево изогнулась
И к носочкам потянулась.
И пошла, пошла по кругу
Искать себе подругу.
- Что должны выяснить? ( Какая пара у к )
III. Открытие нового знания.
- Может у кого-то есть уже предположения?
- Произнесите по очереди все звуки. Сравните со звуками , которые обозначает к.
-Что заметили? К – Г произносятся похоже.( г - с голосом и шумом, к - с шумом, но работают одни и те же органы).
- Какую подругу нашла буква к?
- Кто помог букве к найти пару? Мы молодцы!

Меж собой уже века
Живут в согласье Г и К.
И не впадает К в обиду,
Когда её сменяет Г,
Что схожа с цаплею по виду
И на одной стоит ноге.

IV. Дифференциация к – г в слогах, словах, фразах.
1.Произношение с чёткой артикуляцией:
Каблук - кролики- катушка- колокольчик- погремушка. В каком слове встретились к, г?

Голубь- груша – гири- град- гном- лягушка- виноград. В каком слове встретились к, г?
В каком слове встретился мягкий согласный гь?

2.Чтение слогов.
Ко-ко-ко----го-го-го-----ка-ка-ка----га-га-га----ки-ки-ки----ги-ги-ги

3. Чтение слов.
Открыл однажды крот в горе огромный грот. Крот - грот
Достал мешок костей и пригласил гостей. Кости – гости
4. Игра «Измени слово»  Детям предлагается изменить в словах звук [к ] на звук [г], игра с мячом.
Словарный материал.
Кол - гол
Котлеты - галеты
Кора - гора
Куст - густ
Икра-игра


5. Звук заблудился
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Горка- корка

V.Образование новых слов.
1.КОРОНА - коронка
ТРОПА - тропинка
КАРТИНА - картинка
- Что обозначают слова в каждой паре? ( Похожее, только в первом столбике большой, а во втором маленький предмет).
- Сравните слова по написанию. Что заметили? (появились к, инк).
2.Групповая работа.
- Попробуйте сами образовать новые слова.( ик, ок)
КОТ-котик
РОТ- ротик
ТОПОР-топорик
КРАН – краник
КОГОТЬ –коготок
НОГОТЬ- ноготок
Взаимопроверка.
- Какие части помогли образовать новые слова?
3.Стихотворение с хоровым ответом
Был маленький котёнок, а вырос – стал (котище).
У него не просто хвост, а большой (хвостище).
И сверкают в темноте зоркие (глазищи).
Выпускает иногда он острые (когтищи)
VI.Рефлексия.
- Назовите пару, в которой один согласный звонкий, а другой согласный глухой.
- Как можно образовать новое слово?
- Какие части помогут это сделать?