Технологическая карта урока. Парные звонкие и глухие согласные звуки. (3 класс)


Технологическая карта урока
Учитель: Борисенко Наталья Анатольевна
Класс: 3 «Б»
УМК: «Школа России».
Предмет: «Русский язык».
Тема. Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Тип урока: изучение новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике.
Цель: определение способа проверки парных звонких и глухих согласных.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия УУД
регулятивные познавательные коммуникативные личностные
Находить наиболее рациональные способы проверки парных звонких и глухих согласных. Наблюдать изменение произношения проверяемого и проверочного слова (дуб – дубы - дубок). Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Ход урока
Название
этапа урока
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы
организации деятельности учащихся Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные) Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока Диагностика достижения планируемых результатов урока
1 Организационный момент Включить учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Инд. Проверка готовности к уроку. Инструкция к заполнению оценочного листа Определяют наличие на парте учебника, рабочей тетради, пенала, оценочного листа. Используют вербальные и невербальные средства по результатам готовности к уроку Подписывают лист для оценки своей деятельности в течение всего урока
2 Актуализация знаний Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Фронт. - Скажите, мы уже встречались с понятием «звонкие и глухие согласные» или нет?
- Как определяем звонкий или глухой звук? Есть ли у него пара? Посмотрите на запись на доске: (к-г)
пау …? утю…?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Заканчивают три начатые фразы:
1. Вспомним…
2. Узнаем, как..
3. Будем учиться …
Выставляются вопросы на доску:
 Сколько пар согласных по звонкости –глухости?
Какими способами можно проверить написание?
 Зачем надо проверять парные звонкие и глухие согласные? Заканчивают три начатые фразы:
1. Вспомним пары по звонкости-глухости.
2.Узнаем, как подбирать проверочные слова.
2. Будем учиться правильно писать эту орфограмму.
Определяют результат действия и отмечают его качество в оценочном листе пункт 1.
Инд. Запишите число. Классная работа.
Запишите парами буквы звонких и глухих согласных: Г З П Ж К Д Б Т С В Ш Ф П- осуществляют анализ объектов(букв), записывают букву в соответствии с заданной характеристикой Определяют шесть пар букв по звонкости-глухости. Самооценка по образцу (пункт2):
Б-П В-Ф З-С
Г-К Ж-Ш Д-Т
Парная Предлагает работу в паре: определить пропущенную букву в словах и обосновать свой выбор. Упр. 122 на стр.67.
П- осуществляют анализ, сравнение объектов(слово).
К- контролируют действия партнёра, выслушивают его мнение, приходят к общему решению Определяют сильную позицию в проверочном слове способом: «один-много» или «однокоренное слово» Проверяют по образцу и оценивают себя (пункт 3): рыбка-тропка, круг-индюк, мороз-ребус, ягодка-ветка, лев-жираф, шалаш-сторож.
3 Постановка учебной задачи Обсудить затруднения: «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?». Фронт. Выносит на доску разногласия в написании
П- осуществляют анализ и сравнение объектов(слов). Определяют свой уровень знания или
незнания Соотносят используемые способы проверки «один - много» или «однокоренное слово»
4 Открытие нового знания Построить выход из затруднения. Парная Предлагает устно выполнить упр.123 в учебнике (с. 67), найти пары однокоренных слов. П- сравнивают, анализируют, обобщают, используют знаково-символические обозначения корня и окончания слова. Определяют, какое из слов проверяемое и проверочное Выбор правильного ответа по образцу (чашка-чашечка) и самооценка пункт 4
5 Первичное закрепление Проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала. Инд. Предлагает выполнить упр.124, на стр. 68 учебника, записать слова правильно Записывают слова в соответствии с изученным правилом Обобщают, что выбор буквы для обозначения парного согласного звука в корне слова зависит от способа проверки. Самооценка в листе (пунктов 5 и 6).
6. Самоанализ и самоконтроль Применить знания и способы действия Инд. В индивидуальных карточках найти лишнее слово в каждом ряду по последней букве:
виноград, горох, абрикос;
пастух, кузнец, гараж;
лист, дуб, сирень;
снег, метель, мороз. П- определяют сходство и отличие. Соотносят последние буквы в слове, определяют лишнее слово, группируя их по имеющейся паре звонкого или глухого согласного В словах (горох, кузнец, сирень, метель) последняя буква не имеет пары по звонкости или глухости.
7 Включение нового знания в систему знаний и повторение Сделать вывод о том, что уже умеет каждый ученик Парная Распределите слова по столбикам. Обратите внимание на то, что в списке есть лишние слова. Слова: грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор. П- определяют сходство и отличие, классифицируют по какому-либо признаку. К- договариваются и приходят к общему мнению К- аргументируют свой выбор. Определяют, что во всех словах есть буква «З», но подбирать проверочное слово необходимо не во всех словах, а только там, где орфограмма парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Фронт. Устно. На слайде.
Вот пришли мы в зоопарк.
Как же этому я рад!
Вот верблю[т], ено[т], удо[т], леопар[т], медве[т`] и кро [т].
Что же делать? Помоги!
Пропуск букв восстанови. Используют известные способы проверки парных звонких и глухих согласных Различают буквы и звуки Звук [т] обозначается на письме буквами Д и Т. Выбор буквы зависит от правильно подобранного проверочного слова.
8. Рефлексия Осознать свою учебную деятельность, самостоятельно оценить результаты своей деятельности и всего класса. Инд. Приём закончи одну из предложенных фраз. Р- контролируют и оценивают свои действия Строят суждения в устной форме Я хочу узнать…
Мне было трудно…
Я могу….
Приложение
Оценочный лист (Ф.И.)__________________________

п\п Способы и критерии самооценки результатов Без ошибок «+» С ошибками
«-» Не выполнил
«?»
1 Ставлю цель урока 2 Определяю пары звонких и глухих согласных 3 Делаю правильный выбор буквы с помощью проверочного слова 4. Определяю орфограмму 5. Определяю проверочное слово способом изменения (один-много, много-один) 6. Выполняю проверку способом подбора однокоренного слова